УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ

ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.)

25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича

Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед.

Эпоха. Революции в России, Первая и Вторая мировые войны.

Биография. Ж. Гурвич родился в Новороссийске, в семье банкира. С ранних лет много путешествовал. Учился в Рос­тове и Риге, в первые годы студенчества (1912-1914) — в Германии и России, проявил интерес к юриспруденции, фи­лософии и социологии. Дипломная работа Ж. Гурвича «"Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее за­падноевропейские источники» была написана по-русски и опубликована в 1915 г. Академическая карьера Гурвича на­чалась в России: с 1915 по 1920 г. он готовится к преподава­тельской деятельности, а затем читает лекции в Петроград­ском университете. Свидетель революционных событий в России.

В 1920 г. Гурвич эмигрирует в Прагу, а затем переезжает во Францию, где в 1929 г. получает гражданство. Универси­тетская карьера Гурвича во Франции началась в 1935 г. в Страсбурге. Он занимается философией права, изучением юридических институтов, теоретической социологией и др.

В 1940 г. в связи с фашистской оккупацией Гурвич вы­нужден покинуть Францию. Переехав в США, он возглавля­ет Французский институт социологии в Свободной школе


высших исследований Нью-Йорка. Изучает, восприни­мая довольно критически, американскую эмпирическую социологию. В конце Второй мировой войны Гурвич, ос­таваясь приверженцем идеи социального права, стремит­ся повлиять на будущую конституцию послевоенной Франции, публикуя работу «Декларация Социальных прав» (1944).

После возвращения во францию в 1945 г. продолжает свою университетскую карьеру: с 1949 г. он — профессор Сорбонны. Гурвич много и плодотворно работает за грани­цей: читает лекции в Латинской Америке (Бразилия, Ар­гентина), Японии, Канаде, Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Европе (Италия, Югославия, Греция), где вся­кий раз непосредственно знакомится со значимыми явле­ниями XX в. (революции, контрреволюции, культурный национализм и т.п.)

Логическое основание политике-правового учения. Теория анархизма Прудона, теория синдикализма Сореля, психологическая теория права Петражицкого, теория «жи­вого права» Эрлиха и др.

Основные работы: «"Правда воли монаршей" Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники» (1915); «Руссо и декларация прав. Идея неотъемлемых прав инди­вида в политической доктрине Руссо» (1918); «Философия права Отто Гирке» (1922); «Введение в общую теорию международного права» (1923); «Идея социального права» (1932); «Настоящее время и идеи социального права» (1932); «Юридический опыт и плюралистическая филосо­фия права» (1935); «Элементы юридической социологии» (1940); «Декларация социальных прав» (1944); «Понятие социальных классов» (1956); «Прудон, его жизнь и дело» (1965).

Содержание политико-правового учения. Ж. Гурвич разработал новую оригинальную историческую типологию права (табл. 20). Согласно этой типологии развитие права представляет собой последовательную смену трех типов права.

Один тип права отличается от другого базовыми идеями и ценностями:

древнее право —> право, которое сформировалось в XVIII в. -> современное право.


454 Глава 25. Политические и правовые учения на Западе...

Таблица 20 Исторические типы права

 

Древнее право Право, сформиро­вавшееся в XVIII в. Современное право
Воплощает собой идею:
субординации координации интеграции
Основывается на принципе:
распределительной справедливости справедливости социальной коммутативной справедливости
Соответствует господству в правоведении теорий:
• божественного происхождения права; • королевского суверенитета договорного происхождения права в которых источником права выступает само общество

Свидетель революционных событий в России, Гурвич не принял государственный социализм. Это нашло отраже­ние в его научном творчестве, когда Гурвич разрабатывал свою теорию социального права. Появлению этой теории способствовали не только осмысление практики создания «заводских советов» в России, но и анархизм Прудона, синдикализм Сореля, психологическая теория права Пет-ражицкого, теория «живого права» Эрлиха.

Теория социального права была развита Гурвичем в двух диссертационных работах: «Идея социального права», «Настоящее время и идеи социального права», которые он опубликовал в 1932 г., а также в последующих работах.

Социальное право — право интеграции и сотрудниче­ства — Гурвич противопоставляет индивидуальному праву, основанному на недоверии. Гурвич противопоставлял свое понимание «социального права» другим его интерпретаци­ям, которые получили распространение на Западе еще вконце XIX в. Гурвич так определяет свое отношение к по­следним: «Термин "социальное право" очень часто вос­принимается в смысле права, связанного с "социальной политикой государства", особенно с государственным зако­нодательством, которое считается с "социальным вопро­сом". Тогда под "социальным правом" понимают просто со-