Правовые взгляды софистов

 

 

 

 

Группа Софисты Правовые взгляды
Протагор «Законы — изобретение славных древ­них законодателей»; «преступающего законы государство на­казывает»; «справедливое или несправедливое про­исходит не из природы, а из права»
Горгий Писаные законы — «стражи справедли­вости»
Гиппий «Закон же — тиран над людьми — при­нуждает ко многому, что противно при­роде»; «а разве можно... придавать серьезное значение законам и повиновению, когда сами творцы их часто отменяют и переде­лывают»
Антифонт «По природе мы во всем рождены подоб­ными, и варвары, и эллины»; «многое из справедливого по закону враждебно настроено по адресу природы. Ведь законы изданы для глаз, чтобы смотрели, куда должно, и не смотрели, куда не должно. И для уст, чтобы говори­ли должное и не говорили не должного. И для рук, чтобы делали должное и не делали не должного. И для разума, чтобы стремился к должному и избегал не дол­жного»
Алкидам и Ликофрон (Горгиева школа) «Природа никого не создала рабом»

28 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции__________

Окончание табл. 1

 

Группа Софисты Правовые взгляды
Калликл «Законы как раз и устанавливают слабо­сильные, а их большинство. Ради себя и собственной выгоды устанавливают они законы»
Фрасимах «Устанавливает же законы всякая власть в свою пользу: демократия — демократи­ческие законы, тирания — тиранические, также и в остальных случаях. Установив законы, объявляют их справедливыми для подвластных — это и есть как раз то, что полезно властям, а преступающего их карают как нарушителя законов и спра­ведливости... во всех государствах спра­ведливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти»

Значение правовых взглядов софистов заключается в том, что они:

• первыми предложили деление права на естественное
(«физис») и позитивное, условное («номос»);

• выступили основоположниками современной теории
прав человека,
опираясь на естественно-правовую теорию.
С позиций естественного права софисты обосновали пра­
вовую аксиому — равенство людей
(по Гиппию, все люди
«родственники, свойственники и сограждане — по приро­
де, а не по закону»), чем подвергли сомнению незыбле­
мость закона, разделившего всех людей на рабов и свобод­
ных;

• благодаря различению права на позитивное и есте­
ственное нашли критерий критики позитивного права;

• объяснили факт разнообразия законов тем, что они мо­
гут быть случайнъши приспособлениями к обстоятельствам
места и времени и могут зависеть от произвола (всякий вли­
ятельный политик может способствовать их изменению).