И современной научной литературе софистика трактуется двояко: с одной стороны, она понимается как «духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V и IV вв. до н.э.», с другой стороны, под софистикой понимают применение в споре софизмов — ложных по существу умозаключений, формально кажущихся правильными, но основанными на преднамеренном нарушении правил логики, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Значит, ты имеешь рога».
Отрицательная оценка софистики связана в первую очередь с той релятивистской позицией, которую занимали многие софисты. Согласно их взглядам, обо всем можно судить двояко, и потому вопрос поиска объективной истины остается без ответа. Основателем релятивизма в познании был Протагор, заявлявший, что мера всех вещей — человек. Негативная оценка софистов в греческом общественном мнении была связана также с бродячим образом жизни некоторых из них, который противоречил традиционному. Однако именно благодаря такому образу жизни софисты смогли заметить несовпадение законов в различных греческих государствах-полисах, что предопределило их скептическое отношение к законам вообще. Отрицательную оценку деятельности софистов давали Сократ, Ксено-фонт, Платон и Аристофан. Неприязнь этих известных деятелей античной философии и культуры к софистам была вызвана тем, что софисты зарабатывали себе на жизнь, продавая свои знания за деньги. Так, Сократ на вопрос софиста Антифонта о том, почему он не берет денег за свои беседы, ответил: «Из красоты и из знаний можно делать равно благородное и гнусное употребление. Так, красоту если кто продает за деньги кому угодно, того обзывают распутником. Точно так же, кто продает свои знания за деньги кому угодно, тех обзывают софистами». Негативная оценка деятельности софистов не умаляет их роли в развитии правовой мысли. Для современных правоведов они остаются первыми правовыми мыслителями, и именно от них берет свое начало европейская правовая традиция.
Правовые идеи софистов стали импульсами для дальнейшего развития западной правовой науки. Правоведы использовали модель естественно-правового мышления в Средние века, а затем и в Новое время.
2.2. Учение Платона о государстве и законах
Платон (427-347 до н.э.) — древнегреческий философ, автор двух проектов идеальных государств.