Различие первого и второго проектов идеального государства Платона - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ
Первый Проект
Второй П...
Первый проект
| Второй проект
|
Деление граждан:
|
па три сословия 1) философы; 2) воины; !) третье сословие
| на четыре класса по имущественному критерию
|
Переход:
|
из одного сословия в другое иозможен в виде исключения
| из одного класса в другой возможен с ростом богатства, хотя рост богатства ограничен
|
Отношение к писаным законам:
|
писаных законов нет
| признается значение писаных законов
|
Форма правления государства:
|
правление философов
| смешанная форма
|
Учение Платона о законах (по диалогу «Законы»):
• «неправильны те законы, что установлены не ради об
щего блага всего государства в целом»;
• правители — служители законов: «Я вижу близкую ги
бель того государства, где закон не имеет силы и находится
под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над
правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение го
сударства и все блага, какие могут даровать государствам
боги»;
• «есть два вида государственного устройства: один, где
над всем стоят правители, другой — где и правителям пред
писаны законы»;
• «законы, руководясь советом богов, сделают наше го
сударство вполне счастливым и блаженным».
Законодательное искусство: «Твое дело определить, что именно и в каком размере можно назвать умеренным: иначе не думай, что подобное твое слово станет законом».
Законодательные приоритеты: первооснова государства — это рождение детей. Первыми во всяком государстве будут по праву законы о браке.
36 Глава 2. Политические... учения в Древней_Греции
В трактате «Политик» под истинной политикой Платон понимает:
• знание божественных принципов и форм правления
людьми, их сколь возможно полное осуществление в зем
ной жизни;
• царское искусство при наличии царского знания и
умения судить и повелевать. Если у правителей есть такие
данные, то «будет уже неважно, правят ли они по законам
или без них, добровольно или против воли, бедны они или
богаты...».
Идеальное правление не требует слишком детальных законоположений. Это царское правление, при котором царь владеет политическим искусством, т.е. умением плести политическую ткань.
Платон критиковал управление людьми посредством закона, поскольку считал, что закон не может охватить нюансы всех жизненных ситуаций.
Классификация форм государственного правления (по трактату «Политик»). Главным критерием классификации служит количество правящих и их отношение к законам. Платон выделил следующие формы государственного правления:
1) царская власть — правление одного с опорой на законы;
2) тирания — правление одного без опоры на законы;
3) аристократия — правление некоторых с опорой на за
коны;
4) олигархия — правление некоторых без опоры на зако
ны;
5) демократия — правление большинства с опорой на
законы;
6) демократия без опоры на законы.
Платон — ученик Сократа, учитель Аристотеля. Он вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства.
Платона можно назвать первым «коммунистом»: в первом проекте идеального государства оспорил значимость института частной собственности для двух высших сословий.
Платон сформулировал проблему перехода к идеальному государственному правлению, сделав ставку на тиранию.
2.3. Политико-правовое учение Аристотеля
2.3. Политико-правовое учение Аристотеля
Аристотель (384-322 до н.э.) — древнегреческий фило-С1к|)( основатель античной политической науки.
Эпоха. Кризис полисного строя. Разорение крестьян, переселение их в города, рост числа свободных бедняков, р.гшитие ростовщичества (хрематистики). Народным со-(•рлиием руководят доносчики, процветает клевета на богатых. Чернь посещает народные собрания за плату.
Биография. Родина Аристотеля — греческий город-по-чио Стагира во Фракии, поэтому иногда Аристотеля именуют Стагиритом. Отца Аристотеля звали Никомахом, он ныл лейб-медиком македонского царя Аминты II, и Аристотель в детстве играл с Филиппом, будущим царем Македонии. С 17 до 37 лет Аристотель учился в Академии Платона. С 343 г. до н.э. он был наставником Александра Македонского, за что Александр, став царем, поставил сво-(-му учителю и другу памятник с надписью: «Александр поставил этот памятник сыну Никомаха, мудрому божественному Аристотелю». В 336 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах свою собственную школу (ликей,.или — в другой транскрипции — лицей, названный так по имени то ли героя Лика, то ли Апполона Ликейского). Аристотель читал в лицее лекции, прогуливаясь со своими слушателями. Peripateo (греч.) означает «прохаживаюсь». Отсюда название учеников и последователей Аристотеля — перипатетики. Аристотеля считают родоначальником формальной логики, наряду с которой он преподавал ботанику, астрономию, экономику, государствоведение.
Основные работы: «Политика» (около 329 до н.э.) (произведение относится к разряду записок, составленных в целях преподавания. В основе «Политики» лежат анализ и сравнение действующих конституций. Считается, что Аристотель вместе со своими учениками изучил конституции 158 государств); «Никомахова этика» (336—322 до н.э.).
Логическое основание политико-правового учения. В отличие от Платона («Платон мне друг, но истина дороже») Аристотель считал, что идеи существуют не вне вещей, а в них, как форма. Любая вещь — это единство материи и формы. Какую бы форму ни имела вещь, она в то же время составляет возможность новой формы. Таким образом возникает иерархия форм.
Аристотель полагал, что человек — это душа, которая имеет два начала: разумное и волевое. При этом главное на-
38 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции
чало — разум. У человека есть много природных импульсов, которые разум должен контролировать. Разум призван определить «точную меру», средний путь. Это путь добродетели. Добродетель — это «середина между крайностями». К добродетелям человека относятся: мужество — это среднее между безрассудством и трусостью, щедрость — это среднее между жадностью и расточительностью, скромность — это среднее между бесстыдством и стеснительностью.
Содержание политике-правового учения Аристотеля. Понятие справедливости. Среди всех добродетелей есть одна, в которой отражены все остальные, — справедливость. Общего определения справедливости у Аристотеля нет. Он выделяет два вида справедливости: распределяющую и уравнивающую.
Критерий распределяющей справедливости — достоинство. Понятие достоинства меняется: при олигархии ценится богатство, при аристократии — честь.
Согласно принципу распределяющей справедливости благ должно быть больше у тех, кто более достоин. К благам относятся общественное положение, почет, власть и др.
Уравнивающая справедливость предполагает людей совершенно равными, а достоинство не имеет никакого значения. Неважно, кто совершил преступление: достойный или нет, но наказание должно последовать.
Понятие государства. Человек по своей природе — существо общественное. Государство — это высшая форма человеческого общения. К другим формам общения Аристотель относил семью и общину. Семья — это низшая форма, за ней следуют община и, наконец, государство. Каждая низшая форма содержит в себе возможность высшей формы.
«Государство — сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни». Вне государства в силу своей природы могут находиться «либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек», «либо животное, либо божество».
«Государство создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо; в противном случае следовало бы допустить также и государство, состоящее из рабов или животных, чего в действительности не бывает, так как ни те, ни другие не составляют сообщества, стремящегося к благоденствию всех и строящих жизнь по своему предначертанию».
Классификация форм правления государства. Критерии классификации — количество правящих и интересы обще-
2.3. Политико-правовое учение Аристотеля
к» ()./i;ira. Аристотель выделял шесть форм государственного м|>;тления: три правильные и три неправильные (табл. 3)
Таблица 3
Все темы данного раздела:
УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением
но классическому университетскому образованию
для студентов высших учебных заведений, обучающихся
но юридической специаль
Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2
В предлагаемом учебнике рассматриваются ос
ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений
История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изучаемых на
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раздробленное образование, основной единице
Правовые взгляды софистов
Группа
Софисты
Правовые взгляды
Протагор
«Законы — изобретение славных
Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика трактуется двояко: с одной стороны, она понимается как «духовно-воспитательное и философское течение в античной Греции V и IV вв. до н.э.», с другой ст
Формы государственного правления
Правильные
Неправильные
Правление осуществляется в интересах:
(м цего блага
Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989.
Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972.
Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода:
1) царский (754-510 до н.э.);
2) республиканский (509-28 до н.э.);
3) императорский (27 до н.э.-47б н.э).
Во II в. до
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а также божественных и человеческих законов. В XII в. в Западной Европе открывается Болон
Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангельское, т.е. христианское, содержит в с
Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхождении государства, абиблейское повествование об установлении у евреев общ
И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.)
После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению
В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржуазных революций. Первой страной, где произошла революция, стала Голландия. В результате национально-освободительной борьбы Голландия освободила
Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона.
Суверенитет госу
Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что утопия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласуется с природным эгоизмом людей.
Таблица 9 Политические и правовые вз
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политический, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободительное движение под лозунгом за
ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под
Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и
ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освоения» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов
Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр
ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I.
В XVIII в. Россия по форме государственного правления была абсолютной монархией. Эта фор
Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег
Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жалующиеся на помещика, рассматр
Формы правления государства
Критерии классификации
Форма правления
Разделение властей: законодательная и исполнительная
разделены —
САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА)
В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеобщего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну
НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержавие всегда связано с политическим отчуждением населения, которое не имеет никаких политических
Общие программные положения «Северного»- и «Южного» обществ.
Цели:
• ликвидация самодержавия;
• отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий {Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становитс
Политические и правовые взгляды декабристов 261
Окончание табл. 13
«Северное общество» (П.М. Муравьев)
«Южное общество» (П.И. Пестель)
Верховная дума
XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в трудах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение понятий позитивного прав
ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама
Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта
Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ
Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчинены естественным законам, изменяемым в известных пределах нашей мудрой деятельностью, в особе
Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15
Функции
властей
Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)
Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями.
В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавился от необходимости зарабатывать на жизнь журналистикой и
Признаки военного общества
Государственный централизм
Иерархия индивидов
Повсеместное
принуждение
Одним из существенных признако
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции пролетариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в существующую экономическую
Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоретик русского и международного анархизма.
Эпоха. Теории анархизма в России появились как следствие осмысления русскими
Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического
коммунизма.
Эпоха. Четыре сменивших др
ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича
Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре
Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта.
Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Молчаливое в
Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 409
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчуждение индиви
Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного права» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это социальные существа, они связаны между собой в силу общности потребнос
ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя политической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля.
На рубеже XIX-X
УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.)
25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича
Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед.
Эпоха.
Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455
вокупность юридических правил, особенно законов государства, защищающих слабые и неимущие элементы общества и обеспечивающих вмешательство г
Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юридического позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме
Персоналии
Персоналии
Персоналии
Новости и инфо для студентов