рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формы государственного правления

Формы государственного правления - раздел История, История политических и правовых УЧЕНИЙ   Правильные Неправильны...

 

Правильные Неправильные
Правление осуществляется в интересах:
(м цего блага блага самих правящих
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Политая (идеальная) Демократия

Идеальная форма правления государства. Идеальная форма правления — полития. Полития — это смешанная форма правления государства, возникающая из сочетания /тух неправильных форм олигархии и демократии. Оли­гархия усугубляет существующее имущественное неравен­ство, а демократия чрезмерно уравнивает богатых и бед­ных.

«Только там, где в составе населения средние имеют пе­ревес либо над обеими крайностями, либо над одной из них, государственный строй может рассчитывать на устой­чивость; не может быть опасения, что богатые, войдя в со­глашение с бедными, ополчатся на средних...»

Полития — это государство, основой которого является средний класс.

Характеристики политии:

власть принадлежит «воинам, которые вооружаются
за собственный счет»;

• преобладает частная собственность на землю средних
размеров,
хотя есть и государственная собственность на
землю;

• совместные трапезы для обеспечения полисной соли­
дарности;
«лучше, чтобы собственность была частной, а
пользование ею — общим»;

самодостаточное число граждан; необходимо, чтобы
граждане «знали друг друга»;

не входят в состав граждан и не участвуют в законосо­
вещательной и судебной деятельности: женщины, рабы, ре­
месленники, торговцы;


40 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции________

• полития — полис с обозримой и легко защищаемой
территорией;

• умеренный климат (в Греции климат не холодный и
не жаркий);

особый характер граждан. Греки обладают и муже­
ством (как северяне) и умом (как азиаты);

соединение сословного деления с возрастным: военное —
юность; законосовещательное — зрелость; жреческое —
старость.

Правовая теория. Для человека естественно и полезно, считал Аристотель, чтобы тело подчинялось душе, а под­верженная аффектам часть души подчинялась разуму. Признание значения разума в человеке заставляет Аристо­теля искать его аналог в общественной жизни. Таковым признается закон: «закон — это уравновешенный разум».

Право — это мерило справедливости, регулирующая нор­ма политического общения.

Общество не может существовать без законов и права: «Че­ловек, живущий вне закона и права, — наихудший из всех...».

Аристотель оправдывает правовое принуждение: «боль­шинство людей повинуется скорее необходимости, чем рассудку, и страху перед наказанием более, чем чести...».

Классификация права. Аристотель различает право по­зитивное и право естественное. Под позитивным правом он понимает изменчивые человеческие постановления, кото­рые могут быть писаными или неписаными (обычаями). Под естественным правом — неизменные веления приро­ды, которые не зависят от воли законодателя: «Естествен­ным правом является любое право, которое действует по­всеместно и не зависит от того, считают ли его люди действующим или нет».

Естественное право предписывает:

S разделение людей на рожденных повелевать и рож­денных повиноваться;

S рабство: «Очевидно, во всяком случае, что одни люди по природе свободны, другие — рабы, и этим последним быть рабами и полезно, и справедливо»;

S господство мужа над женой.

По поводу соотношения естественного и позитивного права Аристотель считал, что естественное право вступает в силу, когда молчит право, установленное людьми.

Создавая проект идеального государства, Аристотель основывался на критике первого проекта идеального го-


 

2.4. Учение Полибия о формах государства

•■ударства Платона. Аристотель— критик «коммунизма» Il/iai'ona. Для Аристотеля эгоизм естествен (человек боль­ше заботится о своем благе, чем об общем; любовь к се­мы- - это источник радостей).

Аристотель предложил критерий справедливой формы правления государства— интересы общего блага. Этот критерий можно приложить к любому современному госу­дарству.

Аристотель изменил стиль изложения политических идей: научный трактат Аристотеля пришел на смену диа-погам Платона. Со своими учениками он описал 158 кон­ституций греческих и варварских государств. Современ­ным представлениям о научном стиле изложения проблем политики более соответствуют произведения Аристотеля, нежели Платона. Поэтому Аристотеля чаще всего и назы-IIлют основателем политической науки.

Аристотель ввел в философию термин «категория». Он первым стал употреблять понятие «tabula rasa» (чистая доска): первозданный ум — как «дощечка для письма», пока ничего не написано, ум ничего и не мыслит.

«В основе побед Александра Македонского мы всегда, в конце концов, находим Аристотеля...» (Шарль де Голлъ).

2.4. Учение Полибия о формах государства

Полибий (210—128 до н.э.) — греческий мыслитель, ис­торик, автор «Всеобщей истории».

Эпоха. Утрата греческими полисами независимости; иключение греческих полисов в состав Римской империи.

Биография. Время рождения и смерти установлены на основании косвенных данных. Полибий обращается к фак­там своей биографии лишь в связи с изложением каких-либо событий во «Всеобщей истории». Выходец из Греции, из знатного аристократического рода. Его отец Ликорт был крупным политическим и военным деятелем Ахейского со­юза. Получил типичное для своего происхождения образо­вание. О его образованности свидетельствуют используе­мые им произведения: он цитирует и анализирует Гомера, Гесиода, Еврипида, Гераклита. Полибий был связан много-


42 Глава 2. Политические... учения в Древней Греции_

численными узами с людьми, определяющими всю полити­ческую жизнь Ахейской федерации. Его успешная полити­ческая и военная карьера определялась его происхождени­ем, авторитетом его семьи и ее связями.

Был интернирован в Рим в числе 1000 знатных греков (300 осталось в живых). Оказался приближенным ко двору римского патриция Сципиона. Считал наиболее совершен­ным строем — римский, а будущее — за Римом.

Основная работа: «Всеобщая история» в 40 книгах (большая часть написана после 146 г. до н.э., после подчи­нения Эллады римлянам).

Логическое основание политико-правового учения. Историзм. История должна носить всеобщий характер, охватывать события, происходящие одновременно и на Западе, и на Востоке, изложение при этом должно быть синхронным. История должна быть прагматичной, т.е. связанной с военной и политической историей. Сто­ицизм. Разделял идеи стоиков о циклическом развитии мира.

Содержание политического учения. Полибий создал концепцию круговорота форм правления государства (схе­ма 1 и табл. 4).


 

2.4. Учение Полибияо формах государства

    Таблица А
  Формы правления государства
11исло Правильные Неправильные
и ранящих    
Правление Монархия. Правитель Тирания. Устанавливает-
ОДНОГО получает добровольную ся силой и держится на
  поддержку своих под- страхе перед правителем
  данных  
Правление Аристократия. Управ- Олигархия. Отсутствие
немногих ление на выборной осно- выборности, своекорыс-
  ве справедливыми и ра- тие правителей
  зумными правителями  
Правление Демократия- Преобла- Охлократия. Власть чер-
Оольшинст- дание мнения большин- ни при господстве дема-
па ства. гогов в народном собра-
  Уважение к законам, нии. Власть черни без
  богам, родителям, стар- уважения к законам:
  шим «Нельзя считать демо-
    кратическим устройст-
    вом такое, в котором
    чернь может делать то,
    что хочет и мыслит для
    себя»

 


 
 


^

Схема 1. Круговорот форм правления государством

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История политических и правовых УЧЕНИЙ

История... политических... и правовых УЧЕНИЙ УЧЕБНИК но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формы государственного правления

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

УЧЕБНИК
I 'скомендовано Учебно-методическим объединением но классическому университетскому образованию для студентов высших учебных заведений, обучающихся но юридической специаль

Марченко М.Н., Мачин И.Ф.
МЗОИстория политических и правовых учений: Учебник. — М.: Высшее образование, 2005. — 495 с. — (Основы наук). ISBN 5-9692-0035-2 В предлагаемом учебнике рассматриваются ос

ДИСЦИПЛИНА
1.1. Предмет, содержание и значение истории политических и правовых учений История политических и правовых учений — одна из научных дисциплин государственно-правового цикла, изу­чаемых на

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Политическая и правовая мысль в Древней Греции оформляется в отдельные течения начиная с V в. до н.э. Греция того времени представляла собой политически раз­дробленное образование, основной единице

Правовые взгляды софистов
  Группа Софисты Правовые взгляды Протагор «Законы — изобретение славных

Учение Платона о государстве и законах
И современной научной литературе софистика тракту­ется двояко: с одной стороны, она понимается как «духов­но-воспитательное и философское течение в античной Гре­ции V и IV вв. до н.э.», с другой ст

Различие первого и второго проектов идеального государства Платона
  Первый проект Второй проект Деление граждан: па три сословия 1) философы; 2) вои

Учение Полибия (> формах государства
Античная литература. Греция: Антология. Ч. 1. М., 1989. Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. М., 1972. Псргер А.К. Политическая мысль древнегреческой демокра-iим. М.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
История Древнего Рима включает три периода: 1) царский (754-510 до н.э.); 2) республиканский (509-28 до н.э.); 3) императорский (27 до н.э.-47б н.э). Во II в. до

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В Средние века в Западной Европе основными вопросами становятся вопросы соотношения государства и церкви, а так­же божественных и человеческих законов. В XII в. в Запад­ной Европе открывается Болон

Логическое основание политико-правового учения.
Марсилий Падуанский испытал на себе огромное влияние Аристотеля; будучи католиком, ссылался на христианские священные книги: «Только учение Моисеево и евангель­ское, т.е. христианское, содержит в с

Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 67
людей; существует для того, чтобы «жить и жить хорошо». Марсилий отвергает учение о божественном происхожде­нии государства, абиблейское повествование об установле­нии у евреев общ

И РЕФОРМАЦИИ
Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествле­ние человеческого начала в искусстве и государстве. Поэ­тому мировоззренческая

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
(XV-XVI вв.) После победы русских войск над полчищами Золотой Орды (1380 г. — Куликовская битва) началось объединение русских земель вокруг Москвы, что привело к появлению

В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ XVII в.
XVII век в Западной Европе — это время ранних буржу­азных революций. Первой страной, где произошла револю­ция, стала Голландия. В результате национально-освободи­тельной борьбы Голландия освободила

Учение Гуго Гроция о государстве и праве 107
Идея связанности индивидов в государстве посредством общих для них права и пользы берет свое начало у Цицерона. Суверенитет госу

Политико-правовое учение Бенедикта Спинозы 123
Вслед за Жаном Боденом Спиноза утверждал, что уто­пия Томаса Мора несбыточна, потому что она не согласует­ся с природным эгоизмом людей. Таблица 9 Политические и правовые вз

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVII в.
Эпоха. Начало XVII в. — Смутное время — политичес­кий, хозяйственный, социальный и династический кризис; польско-шведская интервенция; самозванство; освободи­тельное движение под лозунгом за

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ВО ФРАНЦИИ XVIII в.
В XVIII веке во Франции интенсивно формируется гражданское общество, важнейшим институтом которого становится общественное мнение. Возникла «критическая масса» образованных людей, которые стали под

Политико-правовая программа Вольтера
Эта книга, подпольно распространявшаяся во Франции, была осуждена парижским парламентом на сожжение как «противная религии, добрым нравам и

ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
Эпоха. Период интенсивного колониального «освое­ния» европейскими государствами территории Северной Америки, ограбления и истребления местного населения, интенсивного использов

Логическое основание политико-правового учения.
11 сходным в политико-правовых воззрениях Дж. Мэдисона ныло учение английских просветителей о человеке как о иесьма сложном, противоречивом существе, наделенном от 11 рироды неотъемлемыми пр

ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В РОССИИ XVIII в.
Первая половина XVIII века в России ассоциируется с активной реформаторской деятельностью Петра I. В XVIII в. Россия по форме государственного правле­ния была абсолютной монархией. Эта фор

Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I.
Биография. Происходил из знатного дворянского рода. Окончил артиллерийскую инженерную школу в Москве. В 1704-1717 гг. состоял на военной службе. Сподвижник Петра I, входил в ег

Политико-правовое учение СЕ. Десницкого 203
iii.ui принят указ (1765), разрешающий помещикам без гуда и следствия ссылать своих крестьян на каторгу на лю-оой срок, и указ (1767), согласно которому крестьяне, жа­лующиеся на помещика, рассматр

Формы правления государства
  Критерии классификации Форма правления Разделение властей: законодательная и исполнительная разделены —

САВИНЬИ, ГЕОРГ ФРИДРИХ
ПУХТА) В 1814 г. вышла в свет книга профессора Гейдельберг-ского университета Юстуса Тибо «О необходимости "всеоб­щего гражданского права в Германии», вызвавшая бурну

НАЧАЛА XIX в.
В конце XVIII — начале XIX в. формой правления в России продолжало оставаться самодержавие. Самодержа­вие всегда связано с политическим отчуждением населе­ния, которое не имеет никаких политических

Общие программные положения «Северного»- и «Юж­ного» обществ.
Цели: • ликвидация самодержавия; • отмена крепостного права немедленно, без каких-либо предварительных условий {Муравьев: «Раб, коснувшийся земли русской, становитс

Политические и правовые взгляды декабристов 261
Окончание табл. 13   «Северное общество» (П.М. Муравьев) «Южное общество» (П.И. Пестель) Верховная дума

XIX в. ДЖОН ОСТИН
Остин Джон(1790-1859) — английский юрист, в тру­дах которого обосновывалось представление о праве как о разновидности повелений, проводилось разграничение по­нятий позитивного прав

ЛИБЕРАЛЬНЫЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
18.1. Политико-правовое учение Иеремии Бентама Бентам Иеремия(1748-1832) — английский философ и правовед.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИОЛОГИИ XIX в.
19.1. Политико-правовое учение Огюста Конта Конт Огюст(1798—1857) — французский мыслитель, создатель социологии как науки, идеолог органического (не революционного) реформ

Политико-правовое учение Огюста Конта
ние причин, мы ограничиваемся познанием законов»; «социальные явления, так же как и все другие, подчине­ны естественным законам, изменяемым в известных пре­делах нашей мудрой деятельностью, в особе

Политико-правовое учение Огюста Конта
Таблица 15   Функции властей Духовная власть («теоретическая власть», «философская власть»)

Политико-правовое учение Герберта Спенсера 289
мист», Спенсер познакомился с известными философами, учеными, писателями. В 1853 г., получив наследство от дяди, Спенсер избавил­ся от необходимости зарабатывать на жизнь журналисти­кой и

Признаки военного общества
  Государственный централизм Иерархия индивидов Повсеместное принуждение Одним из существенных признако

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Эпоха. С развитием промышленного капитализма на Западе становится актуальной проблема интеграции про­летариата («рассеянной силы числа» — О. Конт) в суще­ствующую экономическую

Политико-правовое учение М.А. Бакунина
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) — теоре­тик русского и международного анархизма. Эпоха. Теории анархизма в России появились как след­ствие осмысления русскими

Политико-правовое учение П.А. Кропоткина
Кропоткин ПетрАлексеевич (1842-1921) — русский философ, географ, энциклопедист, теоретик анархического коммунизма. Эпоха. Четыре сменивших др

ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.
22.1. Государственно-правовые воззрения Г.Ф. Шершеневича Шершеневич Габриэль Феликсович(1863-1912) — один из наиболее видных представителей юридического позитивизма в доре

Логическое основание политике-правовых взглядов.
Сплав идей исторической школы права (Савиньи, Пухта), школы естественного права и социологии Конта. Основные работы: «О пробелах в праве» (1888); «Мол­чаливое в

Политико-правовое учение Эмиля Дюркгейма 409
Эпоха. Индустриализация влекла за собой вытеснение ценностей и институтов традиционного общества, отчужде­ние индиви

Основные работы: «Государство, объективное право и позитивный закон» (1901); «Курс конституционного пра­ва» (1911).
Содержание политике-првового учения Дюги. Факт солидарности и норма солидарности. Индивиды — это со­циальные существа, они связаны между собой в силу общ­ности потребнос

ПОЛИТОЛОГИИ
Западная традиция политических исследований уходит корнями в эпоху античности. В качестве основателя поли­тической науки некоторые политологи и сегодня называют Аристотеля. На рубеже XIX-X

УЧЕНИЯ НА ЗАПАДЕ (ПЕРВАЯ
ТРЕТЬ XX - КОНЕЦ XX в.) 25.1. Правовое учение Жоржа Гурвича Гурвич Жорж(1894-1965) — французский социолог и правовед. Эпоха.

Правовое учение Жоржа Гурвича
__________________________________ 455 вокупность юридических правил, особенно законов госу­дарства, защищающих слабые и неимущие элементы обще­ства и обеспечивающих вмешательство г

Реалистическая школа права в США
юридического позитивизма. Представители школы юриди­ческого позитивизма понимают право как законодательство, которое состоит из общих правил, а судебные решения — как предсказуемые результаты приме

Персоналии
 

Персоналии
 

Персоналии
 

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги