Политика «гласности».

Политика «гласности» означала свободу в высказывании мнений, суждений. По мере развития «гласно­сти» контролировать ее становилось все труднее. Участившиеся ра­зоблачения и критика все чаще и чаще касались не только отдель­ных недостатков, но и основ системы в целом.

«Гласность» служила инструментом политического курса ре­форматоров. Главным сторонником гласности считался секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, который был инициатором проведения в ЦК собраний с участием руководителей средств массовой информации.


На посты главных редакторов ведущих журналов назнача­лись люди, ратующие за обновление общества. Такие журналы печатали много смелых произведений. Появилось большое коли­чество газет, в том числе и бульварных, где можно было печатать любые статьи.

«Гласность» повлияла и на искусство. Писатели могли свобод­но публиковать свои произведения. В театрах наряду с классиче­скими спектаклями ставились новые произведения. Такая же си­туация была и в кино. Теперь режиссеры получили возможность снимать фильмы практически на любую тему, не боясь цензуры.

Последствия политики «гласности» были противоречивыми.

Безусловно, люди могли теперь спокойно говорить правду, не опасаясь последствий. С другой стороны, свобода быстро превра­тилась в безответственность и безнаказанность.

Издержки гласности перевешивали ее достижения. Появился феномен привыкания к разоблачениям, вскоре захвативший все общество. Самый зловещий компромат уже не вызывал ника­кой другой реакции, кроме брезгливой усталости и желания устраниться от общественной грязи. Избыточная гласность по­родила равнодушие и цинизм в обществе, перекормленном «не­гативом».