О свидетелех

Свидетельские показания являются вторым видом доказательств. В этом вопросе закон исходит из последовательно Проводимой теории формальных доказательств, которая нашла отражение еще в Соборном уложении, но здесь применя­ется особенно широко. В. Н. Латкин утверждал, что «Воин­ский устав впервые внес в наше право теорию формальных Доказательств, сложившуюся в это время на Западе». Вряд ли с этим можно согласиться. Применение формальных доказательств имело место и в Соборном уложении (ссылка из виноватых, общая ссылка, крестное целование и пр.) и да­же в Русской Правде (испытание водой, железом, «рота»). Теория формальных доказательств (в ее практическом пре­творении) свойственна, очевидно, процессу всех феодальных государств, притом с самых ранних этапов их развития.

Парадоксальную оценку этого принципа дает М. Ф. Владимирский-Буданов: «Важнейшим недостатком Петровского про­цесса обыкновенно считают введенное им учение о формаль­ном значении доказательств (т. е. заранее установленной оценки их законом, а не судьею). Но при исключительном господстве следственных начал в процессе, это скорее досто­инство, чем недостаток: ибо произвол, данный судье, был столь велик, что без ограничения его теориею формальной си­лы доказательств само понятие о суде утрачивалось бы: при­говор являлся бы простым распоряжением судьи по его усмо­трению». Автор исходил, очевидно, из того, что все судьи в XVIII в. были недобросовестны. Но недобросовестного су­дью не удержи: от злоупотреблений никакой закон. Основ­ной же недостаток системы формальных доказательств состо­ит именно в том. что самый добросовестный судья так связан ею, что иногда вынужден принимать решение вопреки здраво­му смыслу и своей совести.