Статьи 2—4

Присяга — наименее ценный вид доказательства. Теперь ей не придается такого значения, как, скажем, в Псковской суд­ной грамоте, по которой чуть ли не каждый спор можно бы­ло решить крестным целованием. В Уложении 1649 года в гл. XIV «О крестном целовании» устанавливалось единообра­зие применения крестного целования, а также его конкретные формы в каждом отдельном случае. Теперь присяга выступа­ет уже как дополнительное доказательство в тех случаях, когда сторона находится в подозрении, т. е. когда по системе формальных доказательств она наполовину обвинена или на­половину очистилась от обвинения. Сходный случай мы уже видели в ст. 5 предыдущей главы. В ней присяга тоже вы­ступает как дополнение к другому, письменному, доказатель­ству. Но там речь идет о присяге не очистительной, а, наобо­рот, если можно так выразиться, обвинительной.

Точный смысл ст. ст. 2—3 не вполне ясен. В. М. Грибовский считает, что слова ответчик в явных собраниях таким же образом обнесет нужно понимать как обвинение (в дан­ном случае — встречное обвинение челобитчика со стороны ответчика) со ссылкой на людскую молву. В. М. Грибовский справедливо отмечает, что здесь речь идет о повальном обы­ске. Повальный обыск широко применялся в XVII в. и поро­дил много злоупотреблений. Петр I недоверчиво относился к этому институту, почему и считал необходимым подтвердить данные обыска дополнительными доказательствами под страхом наказания для ссылающегося на эти данные.