Статьи 199—204

Привилегии правительствующей церкви в дореволюционной России были велики даже по сравнению с другими христиан­скими религиями. Это наглядно подтверждает сравнение ст. 199 со ст. ст. 200—-204, в которых идет речь о добровольной переме­не веры. Если в случае добровольного перехода в православие подвергался суровому наказанию любой препятствующий тако­му присоединению, то при добровольном переходе православно­го в другую веру наказывались, напротив, те, кто должен был,


но не старался всячески препятствовать такой измене. — близ­кие родственники ренегата и священнослужители тех христиан­ских церквей, которые приняли его в свое лоно. Причем свя­щеннослужители иностранных христианских исповеданий несли ответственность за деяния, предусмотренные ст. ст. 201—202, и по статьям о должностных преступлениях. В 1865 году в со­ответствии с мнением Государственного совета была исключена из Уложения ст. 203. Сохранение ст. ст. 201—202 в Уложении редакции 1866 года вызвало «одну из статей папского протеста 1866 года»60.

Исповедь (покаяние) —одно из семи христианских таинств. Оно совершается в католических и православных церквах и со­стоит в том, что верующий исповедуется в своих грехах священ­нику, после чего тот отпускает (прощает) ему их от имени бога. Причащение (евхаристия) —христианское таинство, при со­вершении которого верующие под видом вина и хлеба вкушают якобы «тело и кровь Христа».

Елеосвящение (соборование)—христианское таинство, со­вершаемое у постели тяжелобольного, — благословение уми­рающего.

Крещение ■— христианское таинство, выражающее принятие человека в лоно церкви, совершается посредством погружения в воду, окропления водой и т. д.

Миропомазание — христианское таинство, состоящее из мо­литвы о ниспослании на человека духа святого и крестообразно­го смазывания различных частей тела особым веществом (миро).

Духовные требы — богослужения, производимые по требова­нию верующих (например, крестины, панихида).

Катихнэис (катехизис) — церковное учебное пособие, сокра­щенно излагающее в форме вопросов в ответов догматы, начала морали протестантской, католической или православной веры (первый катехизис был написан М. Лютером в 1528 году). Данная статья запрещает преподавание только для малолетних и только катехизиса, а не для всех и не вообще католического или протестантского вероучения. Уложением не предусматрива­ется ответственность мусульманского или иного нехристианско­го духовенства за пропаганду своего лжеучения малолетним, как, впрочем, и взрослым, она наступала только в случае совра­щения христиан.