Ответственность за распространение особо вредных ересей была установлена в 1830 году и закреплена в Своде законов. В декабре 1842 года Святейший синод разделил асе отпавшие от русской православной церкви ереси на три группы: 1) вреднейшие (особо вредные): иудействующие, хлысты, духоборцы, иконоборцы, молокане, скопцы, а также те беспоповцы, которые отвергали молитвы за царя и таинство брака; 2) вредные: остальные беспоповцы: 3) менее вредные: поповцы-раскольники70. Другие секты могли быть отнесены к той или иной группе по указанию министра внутренних дел. До судебной реформы их полный перечень составлял служебную тайиу.
В связи с установлением уголовной ответственности за распространение раскола Уложение ужесточило ответственность представителей особо вредных сект. За религиозную пропаганду они несли ответственность не по ст. 197, как остальные еретики и иноверцы, а по ч. II данной статьи.
Иудействующие (субботники) — секта, возникшая во второй половине XVI11 века. Название обусловлено сходством учения этой секты с иудейской религией: признание только Ветхого завета, ожидание мессии, празднование субботы и т. д.
Хлысты — секта, возникшая в конце XVII — начале XVIII века. Ее основатель — костромской крестьянин. В основе вероучения хлыстов лежит идея о возможности прямого общения со «святым духом» во время молений, проходивших в форме культовых плясок. Такие моления нередко сопровождались самоистязанием. Хлысты отрицали таинство брака, проповедовали крайний аскетизм, вольно трактовали Библию.
Духоборцы (духоборы) — секта, возникшая в XVIII веке, не признававшая святые таинства и святость Библии. Духоборы провозглашали идеи всеобщего равенства, отказывались от воинской службы и некоторых других государственных повинностей.
Молокане — секта, возникшая в конце XVIII века, не признававшая большинство святых таинств, аллегорически толковавшая Библию. Общины молокан, так же как и духоборов, представляли собой «организации религиозно окрашенного мелкобуржуазного утопического социализма»81'.
Иконоборцы (иконоборчество; — движение возникшее еще в Византии, было распространено в средневековой Европе и в России, отвергало почитание икон и других священных предметов, приравнивая его к идолопоклонству.