Статья 211

Скопцы — изуверская секта, выделившаяся из секты хлыстов во второй половине XVIII века в результате роста религиозно­го фанатизма и как извращенная форма протеста против демо­рализации некоторых хлыстовских общин. Противоестественная идея оскопления (кастрации) зародилась еще в Византии. Родоначальники скопчества основывались на своеобразном тол­ковании слов Христа о трех родах скопчества, из которых по­следний, блаженный — тот, «иже скопища себя царствия ради небесного. В царствование Екатерины II скопцов преследова­ли, основатель секты А. Селиванов был сослан в Сибирь. При Павле I Селиванов был возвращен, а в первые годы XIX века гонения на скопцов прекратились, правда, ненадолго. Свод зако­нов вновь установил ответственность за оскопление и самооско­пление. Более того, по отношению к скопцам устанавливались особые процессуальные нормы, в соответствии с которыми их показания не должны были приниматься во внимание, если они утверждали, что оскопление было произведено в малолетстве неизвестными им лицами или случайно. В соответствии с поста­новлением от 18 апреля 1847 г., оскопленный освобождался от ответственности, если в ходе следствия чистосердечно раскаивал­ся и указывал инициаторов и исполнителей оскопления. Этимже актом была установлена презумпция виновности хозяина-скопца, у которого будет обнаружен работник-скопец, не имею­щий в паспорте соответствующей отметки 4.

Императорским указом от 10 июня 1850 г. (секретным, не опубликованным в Своде и Полном собрании законов) ответ­ственность скопцов но ст. ст. 207, 210 и 211 была увеличена сле­дующим образом: «1. Виновные в оскоплении самих себя и во­обще в принадлежности к ереси скопческой подвергаются: ли­шению прав состояния и ссылке в крепостные каторжные рабо­ты на Аландские острова от 8 до 12 лет.

2. Совершенно неспособные к работам и женщины... подвер­гаются: ссылке в Сибирь на поселение в Туруханский край...»

3. «Ересеначальиикн» и активисты секты наказываются ка­торжными работами в рудниках сроком от 15 до 20 лет.

4. А в тех случаях, когда оскопление было произведено на­сильно, — бессрочной каторгой"'.

Ответственность по данной статье наступала только в случае оскопления вследствие религиозного фанатизма80. Кастрация, произведенная хотя и умышленно, но с иной, не религиозной целью, наказывалась по ст. 1948 Уложения как причинение тяжкого увечья. При отсутствии религиозной цели или намере­ния уклониться от воинской повинности членовредительство не


влекло ответственности (например, для певца, желающего со­хранить высокий голос).

С объективной стороны преступление считалось законченным и в случае, когда операция оскопления не была завершена или прошла неудачно.

Субъектом преступления мог быть не только православный, но и христианин иного исповедания. Такое толкование закона было дано Сенатом по делу Абрамова, обратившегося » скопче­скую ересь из лютеранства87.

Статья 212

Статья предусматривает наказание за сам факт принадлежно­сти к изуверским сектам, поскольку законодатель не без основа­ния полагал, что вступление в такого рода религиозное объеди­нение влечет за собой, как правило, и приобщение к изувер­ской деятельности. В данном случае не требовалось даже уста­новление изуверства, совершенного именно этой, конкретной общиной, достаточно было установить, что ее члены исповедуют учение изуверской секты. В решении Сената говорилось, что принадлежность к такого рода сектам наказуема не потому, что она противоречит христианской религии, а потому, что деятель­ность их несовместима с нормами любой общественной морали и посягает на жизнь и здоровье частных лиц89.

Не следует смешивать особо вредные секты, перечисленные в ст. 207, и изуверские. К числу последних относились те, кото­рые проповедовали: 1) посягательство на свою жизнь или жизнь других (человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства и т. п.); 2) членовредительство; 3) явно безнравствен­ные действия. Практически в период действия Уложения изу­верскими были только секта скопцов н некоторые группы бе­споповцев-раскольников. Последний случай самосожжения на религиозной почве имел место в Каргопольском уезде Архан­гельской губернии в 1860 году89.