Экономи-ческие ка- тегории и понятия | Ранние канонисты (святой Августин) | Поздние канонисты (Аквинат) |
Разделение труда | Умственный и физичес-кий виды труда равноцен-ны и не должны влиять на положение человека в обществе. | Деление людей по профессиям и сословиям обусловлено божест-венным провидением и склон-ностями людей. |
Богатство | Труд людей создает богат-ство в виде материальных благ, включая золото и серебро. Нетрудовое на-копление последних («ис-кусственного богатства») является грехом. | Золото и серебро рассматрива-ются как источник приумножения частной собственности и «уме-ренного» богатства. |
Обмен | Обмен осуществляется по принципу пропорциональ-ности и является актом свободного волеизъявле-ния людей. | Обмен как субъективный процесс не обеспечивает равенство извле-каемой пользы, поскольку в ре-зультате этого акта случается, что вещь «поступает на пользу одно-му и в ущерб другому». |
Справедли-вая цена | Ценность товара должна устанавливаться в соот-ветствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производ-ства по принципу «спра-ведливой цены». | Затратный принцип установления «справедливой цены» считается неточным, так как он может не доставить продавцу соответству-ющего его положению в обще-стве количества денег и нанести ущерб. |
Деньги | Деньги являются искус-ственным изобретением людей и необходимы для облегчения и ускорения меновых операций на рынке благодаря «внут-ренней ценности» монеты. | Ценность денег (монет) на вну-треннем рынке должна устанав-ливаться не по весу содержа-щегося в них металла, а по усмотрению государства. |
Торговая прибыль и ростовщи-ческий процент | Торговая прибыль и рос-товщический процент, из-влекаемые из крупных торговых и ссудных опе-раций, превращаются в самоцель и потому дол-жны расцениваться как небогоугодные и грешные явления. | Крупные доходы купцов и рос-товщиков лишь тогда допустимы, когда они извлекаются трудом, связаны с транспортными и про-чими издержками, а также рис-ком, имеющим место в благо-пристойной деятельности. |