Теория богатства и денег

В отличие от меркантилистов богатство, по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая день­ги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя об­становка. Именно в рассуждениях по данному поводу он высказал весьма популярное и в наши дни убеждение: «Труд есть отец и актив­ный принцип богатства, а земля его мать».

Для увеличения богатства страны У. Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», застав­лять трудиться. Это в противовес меркантилистам означало, что богатство создается, прежде всего, трудом и его результатами, т. е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У. Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам.

В развитие данной мысли У. Петти обращает внимание на бес­смысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное дея­ние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У. Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя по­нимание закономерности о количестве денег, необходимом для об­ращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая по­зиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, коли­чественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же – У. Петти, а за­тем другие авторы классической политической экономии не поня­ли, что эта теория, говоря словами М. Блауга, «вела к игнорирова­нию взаимосвязи между товарным и денежными рынками, проис­текающей от функции денег как средства сохранения ценности».

Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У. Петти и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части куп­цов. Последних У. Петти сравнивает с «игроками», занятыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промыш­ленности.