Теория стоимости

Судя по структуре упомянутых «Начал», теории стоимости, за­нимающей одно из центральных мест в исследованиях А. Смита, Д. Рикардо посвятил самую первую главу своей книги. В ней, поле­мизируя со своим кумиром, он отрицает смитовскую двойственную оценку этой категории, безапелляционно настаивая только на од­ной – однофакторной оценке, сформулированной им следующим образом: «Стоимость товара или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного ко­личества труда, которое необходимо для его производства, а не от большего или меньшего вознаграждения, которое уплачивается за этот труд». Тем самым Д. Рикардо впервые продемонстрировал свою приверженность трудовой теории стоимости, ибо в изданном им двумя годами раньше «Опыте» эту проблему он не затрагивал.

Тенденциозность и затратный принцип подобной трактовки сто­имости товаров уже отмечались выше в общей характеристике клас­сической политической экономии. Но при этом весьма существенны и примечательны сделанные Д. Рикардо здесь же оговорки и ком­ментарии, например, о том, что «меновая стоимость» обусловлива­ется наряду с количеством и качеством труда редкостью товара и что об относительных ценах товаров следует говорить только тогда, когда их количество может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не подвергается ни­каким ограничениям. Или другой пример: «Но если я говорю, что труд является основой всякой стоимости и что относительное ко­личество его определяет (почти исключительно) относительную стоимость товаров, – пишет Д. Рикардо, – то из этого еще не следует, что я упускаю из виду различия в качестве труда и трудность сравне­ния между часом или днем труда в одной отрасли промышленности с трудом той же продолжительности в другой. Оценка труда различных качеств скоро устанавливается на рынке с достаточной для всех практических целей точностью и в значительной мере за­висит от сравнительного искусства рабочего и напряженности выполняемого им труда».

В то же время в изложении текста книги у Д. Рикардо (впрочем, как и в «Богатстве народов» у А. Смита) в отличие от работ К. Маркса категории «стоимость» и «цена» приводятся фактически как сино­нимы. В частности, говоря о «естественных» и «рыночных ценах», Д. Рикардо писал так: «Но если мы принимаем труд за основу стои­мости товаров... то из этого еще не следует, что мы отрицаем слу­чайные и временные отклонения действительной или рыночной цены товаров от этой их первичной и естественной цены».

Что касается утверждения Д. Рикардо о том, что на уровень цен товаров наряду с затрачиваемым живым трудом влияет и труд ове­ществленный, т. е. «труд, затраченный на орудия, инструменты и зда­ния, способствующие этому труду», то с ним, конечно, нельзя не согласиться. Но небесспорен его тезис о том, что «относительная стоимость товаров» не зависит от изменений уровня заработной платы рабочих. И едва ли обоснованным можно назвать и такой те­зис Д. Рикардо, что повышение стоимости труда (заработной платы) невозможно без соответствующего падения прибыли.

Но здесь, пожалуй, правомерно прибавить замечания М. Блауга, полагающего, что «Рикардо, Милль и Маркс рассуждали о товарах так, будто все они производились с постоян­ными издержками при фиксированных технологических коэффи­циентах. Рикардо допускал изменчивость факторных пропорций в главе о «машинах», но при этом уступка никогда не вливалась в русло основного течения классической теории. Пуще того, общностью пожертвовали ради частного случая сельскохозяйственной продук­ции, где предельные издержки производства отклонялись от сред­них. Классическая экономическая наука, следовательно, была вынуждена оперировать двумя теориями ценности: цена промыш­ленной продукции зависит исключительно от условий предложения, тогда как цена сельскохозяйственной продукции изменяется с мас­штабом производства и потому зависит от характера спроса».

Из положений, высказанных Д. Рикардо в связи с характерис­тикой категории «стоимость», выделим еще два, которые по праву входят в «золотой фонд» классической политической экономии. Суть их состоит в следующем. Первое: деньги как товары при сниже­нии своей стоимости обусловливают необходимость роста заработ­ной платы, что в свою очередь «...неизменно сопровождается повы­шением цены товаров». И второе: деньги как всеобщее средство об­мена между всеми цивилизованными странами «...распределяются между ними в пропорциях, которые изменяются с каждым усовершен­ствованием в торговле и машинах, с каждым увеличением трудности добывания пищи и других предметов жизненной необходимости для растущего населения».

Наконец, автор «Начал» был совершенно прав в своем убежде­нии о прямой зависимости снижения уровня меновой стоимости то­варов от растущего использования в их производстве основного капитала, указывая на то, что «чем большую долю составляет основной капитал, тем больше будет это падение».

Категорию «капитал» Д. Рикардо характеризовал как «часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимых, чтобы привести в движение труд». Здесь его пози­ция в принципе созвучна с другими представителями классической политической экономии, обращавшимися к теории капитала, но в отличие от них он сумел показать, что из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «...перемещается из одного занятия в другое». М. Блауг, посвятивший свой самый значительный труд «Экономическая мысль в ретроспективе» именно Д. Рикардо, полагает так Центральная проблема, ставящаяся Рикардо, а именно: как изменения относительных долей в продукте земли, труда и капитала связаны с нормой накопления капитала, остается одним из непреходящих предметов интереса для современных экономистов. В этом смысле рикардиантская экономическая теория всё ещё жива».