Теория воспроизводства

Исследуя закономерности экономического развития общества, в котором господствуют принципы неограниченной свободной кон­куренции предпринимателей и свободы торговли, Д. Рикардо, по­жалуй, не предвидел того, что в условиях экономического либера­лизма (и это подтвердил практический опыт мировой цивилизации) неотвратимы ограничивающие их тенденции и как следствие кри­зисы несоответствия произведенной товарной продукции и услуг пла­тежеспособному спросу на эти товары и услуги, т. е. так называемые кризисы перепроизводства (или, по другой трактовке, кризисы не­допотребления). Подобный кризис впервые произошел в 1825 г. на родине ученого спустя два года после его смерти.

Сказанное свидетельствует о том, что Д. Рикардо признавал «за­кон рынков Сэя» (знакомство с этим «законом» последует ниже), т. е. догму о бескризисном и равновесном состоянии экономики при полной занятости. В частности, как бы в признание «закона Сэя» он пи­сал: «Продукты всегда покупаются за продукты или услуги; деньги служат только мерилом, при помощи которого совершается этот об­мен. Какой-нибудь товар может быть произведен в излишнем ко­личестве, и рынок будет до такой степени переполнен, что не будет даже возмещен капитал, затраченный на этот товар. Но это не мо­жет случиться одновременно со всеми товарами».

Вместе с тем, как справедливо в этой связи утверждает М. Блауг, экономисты-классики – последователи Д. Рикардо «знали о периодиче­ских кризисах... явились свидетелями кризисов 1825, 1836 и 1847 гг., и каждый из них понимал, что экономика свободного предприниматель­ства подвержена периодическим колебаниям деловой активности». Од­нако, заключает ученый, «скорее они развивали мысль, что экономика совершенной конкуренции всегда тяготеет к полной занятости. Депрес­сия не может тянуться бесконечно, поскольку предложение формирует спрос на микро- и макроэкономическом уровнях через автоматическую коррекцию цен и процентной ставки».

В завершение еще о двух обобщениях, сделанных М. Блаугом в связи с творчеством Д. Рикардо. По его мнению, с одной стороны, «Бо­гатство народов» А. Смита «содержит больше существенных обобще­ний, касающихся функционирования экономических систем, чем «На­чала» Рикардо и, может быть, чем любой другой трактат по экономи­ческой теории XVIII или XIX в.». Но с другой, пишет он, «ведущие периодические издания и даже сама Британская энциклопедия попа­ли в руки последователей Рикардо; популярная литература вторила иде­ям Рикардо, и парламент все больше уступал предложениям Рикардо в области экономической политики... труды Рикардо помогли превра­тить свободную торговлю в популярную цель британской политики».