Предмет изучения

К трактовке предмета изучения политической экономии С. Сис­монди обращается почти на всем протяжении тома I своих «Но­вых начал...». Причем уже в предисловии к своей работе он напо­минает читателю, что намерен внести значительные изменения в «принципы Адама Смита», которыми Сисмонди руководствуется, подчеркивая, что «рост богатства является не целью политичес­кой экономии, а лишь средством для обеспечения всеобщего сча­стья», что «само по себе увеличение богатства и населения есть лишь абстракция...».

Из четырех книг, составляющих I том «Новых начал...», первая специально посвящена «Предмету политической экономии и про­исхождению этой науки». В этой книге С. Сисмонди выделяет три главных, на его взгляд, этапа в эволюции политической эконо­мии и трактовке предмета ее изучения. Первый он называет эта­пом школы меркантилистов, второй – этапом школы экономис­тов-физиократов, третий – этапом школы Адама Смита.

На первом и втором этапах, пишет С. Сисмонди, материальное благосостояние людей как предмет политической экономии рас­сматривалось в рамках односторонней системы, поскольку меркан­тилисты источник богатства видели только в торговле, а физио­краты – только в земледелии. И только на третьем этапе, заклю­чает ученый, «Адам Смит не пытался, как его предшественники, создать априорную теорию, с тем, чтобы потом пристегнуть к ней факты».

Солидаризируясь с А. Смитом в том, что источник богатства следует искать в общественном труде, и, видя «предмет политичес­кой экономии» именно в материальном благосостоянии людей, С. Сисмонди в то же время делает категорическую оговорку об обязанности государства «дать возможность всем гражданам пользо­ваться тем физическим довольствием, которое доставляет богат­ство». И, исходя из этой позиции, автор «Новых начал...» приводит далее две трактовки предмета политической экономии.

Согласно первой трактовке политическая экономия – это наука, изучающая «управление народным богатством». Согласно второй – это «наука моральная» и «в значительной мере нравствен­ная». Причем наука «моральная», потому что она «вводит в заб­луждение, когда оперируешь голыми цифрами, и ведет к цели тогда, когда приняты во внимание чувства, потребности и страс­ти людей»; и наука «нравственная» – поскольку, во-первых, «она должна предвидеть... страсти (людей)» и, во-вторых, «не­верно, будто достаточно указать на их (людей) выгоду, что­бы они стали ее добиваться».

Таким образом, предмет изучения, по Сисмонди, как и у клас­сиков, сводится в основном к проблематике сферы производства, где, как он полагает, создается и приумножается материальное благосостояние людей. Однако, в отличие от классиков, он счита­ет необходимым государству управлять «народным богатством» и полагаться при этом не на «абстракции» и «голые цифры», а на «чувства, потребности и страсти людей».