Теория производительного труда

Сущность производительного и непроизводительного труда С. Сисмонди характеризует почти в буквальном соответствии с определениями А. Смита. Отсюда, на его взгляд, производительный труд создает богатство в виде «нового предмета обмена» или уве­личившейся стоимости «уже существовавшего предмета», а непроизводительный труд представляет собой «труд и наслаждение», которые «не входят в понятие богатства, ибо это наслаждение нельзя сохранить на будущее... плоды этого труда не могут быть накоплены».

Однако выводы из этой теории, сделанные А. Смитом и С. Сис­монди в части производительного труда, диаметрально противо­положны. Ведь в отличие от А. Смита, по убеждению автора «Но­вых начал...», благодаря безграничному увеличению производитель­ного труда происходит якобы «лишь увеличение роскоши и наслаж­дений праздных богачей» и «чем большего развития достигает на­ция в области ремесла и промышленности, тем больше неравен­ство между трудящимися... чем больше трудятся одни, тем больше роскошествуют другие».

Что же касается значимости для общества «непроизводитель­ного труда», то здесь С. Сисмонди не столь пессимистичен в своих суждениях. Так, он подчеркивает, что общество нуждается во всех «охранителях» установленного обществом порядка, каждый из которых, «начиная с главы государства и кончая последним сол­датом», хотя ничего и не производит, но без их труда «богатства, созданные производительными рабочими, были бы расхищены... производство прекратилось бы». Кроме того, «если называть вся­кую полезность богатством, – пишет ученый, – то этого рода бо­гатство растрачивается в момент его создания», а «искусность», достигаемая работниками, к какому бы классу они ни принадле­жали, есть своего рода основной капитал».