Экономические учения Древнего мира

 

С появлением первых государственных образований и зарожде­нием различных форм участия государства в хозяйственной жизни, т. е. со времен древних цивилизаций, перед обществом возникло множество насущных проблем, актуальность и важность которых сохраняется до сих пор и едва ли когда будет утрачена. В их числе наиболее значимой была и, очевидно, будет всегда проблема толко­вания идеальной модели социально-экономического устройства общества на основе логически выверенной систематизации эконо­мических идей и концепций в экономической теории, принимае­мой в результате всеобщего одобрения в качестве руководства к дей­ствию при осуществлении хозяйственной политики.

Как же эта проблема решалась в Древнем мире? Какими аргумен­тами на протяжении с четвертого тысячелетия до нашей эры и до первых столетий первого тысячелетия нашего время исчисления в странах Древнего Востока и античного рабства поддерживалась си­стема рабовладения и приоритета натурально-хозяйственных отно­шений перед товарно-денежными?

Коротко ответы на эти вопросы могут быть сведены к следую­щему:

1) выразители экономической мысли Древнего мира – крупные мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств – стремились идеализировать и сохранить навсегда рабовладение и натуральное хозяйство как главные условия откры­того разумом и охраняемого гражданскими законами непреходящего «естественного порядка»;

2) доказательства идеологов Древнего мира базировались пре­имущественно на категориях морали, этики, нравственности и были направлены против крупных торгово-ростовщических операций, т. е. против свободного функционирования денежного и торгового ка­питала, в которых усматривали искусственную сущность, наруша­ющую принцип эквивалентности и пропорциональности процесса обмена товаров на рынке по их стоимости.

Однако для более обстоятельной и полной характеристики эволюции экономической мысли Древнего мира необходимо обо­собленное рассмотрение особенностей хозяйственной жизни вос­точного рабства и классического (античного) рабства и основных идей и воззрений в дошедших до нас памятниках экономического мышления цивилизаций Древнего Востока и античных государств.