рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Экзистенциализм.

Экзистенциализм. - раздел История, История философии В Отличие От Позитивизма, Считавшего Себя Философией Современной Науки, Экзис...

В отличие от позитивизма, считавшего себя философией современной науки, экзистенциализм выступает как философия человеческого существования (экзистенции). Крупнейшим предшественником экзистенциализма, был датский философ С. Кьеркегор (1813-1858). Философия последнего явилась своеобразной антирационалистической реакцией на философию Гегеля. Кьеркегор считал, что эта философия страдает чрезмерным «объективизмом», подчинением человека господствующему над ним объективному духу.

Окончательно течение экзистенциализма оформляется после первой мировой войны. Его основателями являлись в Германии К. Ясперс (1883-1969) и М. Хайдеггер (1889-1976), во Франции Ж-П. Сартр (1908-1980), А Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973). Бердяев, Шестов, Ясперс, Марсель относятся к религиозной, Сартр, Камю, Хайдеггер - к атеистической ветвям экзистенциализма.

Центральная категория экзистенциализма категория человеческого существования, или экзистенция. Человеческое существование - это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной организации, законов и смысла. Экзистенциализм, таким образом, психологизирует человека, сводит человека – реальное материальное существо, обладающее сознанием, к духовной жизни, понятой к Тому же как чисто иррациональный поток переживаний. С позиций экзистенциализма важнейшим фактором человеческого существования является смерть. Человеческое существование, определено к смерти, движение к которой придает смысл человеческому существованию. Экзистенциализм включает поэтому своеобразное понимание диалектики бытия и небытия, жизни и смерти, в котором смысл жизни определяется по существу движением к смерти. Такая диалектика жизни и смерти имеет явно негативный характер.

Из предопределенности человеческого существования к смерти выводится, далее, феномен свободы: человек абсолютно свободен перед лицом смерти.

Истинная экзистенция обнаруживается человеком в критических ситуациях, прежде всего ставящих человека перед перспективой смерти.

Экзистенциализм представляет собой гуманистическое направление в неклассической философии Запада, которое во многом правильно подметило действительное отчуждение человека в современной цивилизации, подавление личности стихийными силами общества. Экзистенциализм оказался неспособным дать оптимистическую, жизнеутверждающую трактовку человека и его будущего, найти пути выхода из действительно наличествующей «трагедии существования».

Неотомизм.

Крупнейшим течением современной религиозной философии Запада является неотомизм, утвержденный энцикликой папы Льва ХШ (1879) в качестве единственно истинной философии католицизма. Наиболее крупными представителями неотомизма в XX в. являются Ж. Маритен и Э. Жильсон. Неотомизм представляет собой попытку обновления философии Фомы Аквинского, который рассматривается как непревзойденный до сих пор философ и «великий логист». Основным понятием неотомизма выступает понятие бога как бесконечного и абсолютного бытия, в котором сущность и существование совпадают. Бог - творец всего сущего, форма форм, «неподвижный перводвигатель».

Важное место в неотомизме занимают доказательства бытия бога, полностью совпадающие с доказательствами, сформулированными Ф. Аквинским - космологическому и телеологическому.

Главные отличия неотомизма от томизма связаны с тенденцией модернизации философских взглядов Ф. Аквинского, попытками их согласования с данными современной науки. Согласно неотомизму, религия дает абсолютную, а наука - только относительные истины. Абсолютная истина выражена в Библии, под положения которой пытаются подогнать, например, данные современной космологии.

Научная философия

Бытие.

Бытие (самое широкое понятие) – существование.

Бытие – все, что окружает человека, а значит бытие синонимично понятию реальность.

В свете сказанного понятна несостоятельность двух распространенных возражений против введения в философию категории бытия. Первое возражение: поскольку категория бытия не говорит о конкретных признаках вещей, ее надо отбросить. Это возражение несостоятельно, ибо философские категории как раз и призваны фиксировать именно всеобщие связи мира, а не конкретные признаки вещей. Второе возражение: раз бытие первоначально определяется через понятие "существования" (то есть наличия чего-либо), то категория бытия не нужна, ибо не дает ничего нового по сравнению с категорией существования. Однако в том-то и дело, что философская категория бытия не только включает в себя указание на существование, но фиксирует более сложное и комплексное содержание, о котором мы и говорили ранее, фиксируя три смысловых оттенка понятия бытия.

Приведем в единство утверждения, которые теоретически суммируются с помощью категории бытия. С помощью этой категории интегрируются основные идеи, вычлененные в процессе последовательного осмысления вопроса о существовании мира: 1) мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность; 2) природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах; их (различное по форме) существование - выражение единства мира; 3) в силу объективной логики существования и развития мир (в различии форм его существования) образует совокупную реальность, действительность, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

Философская категория бытия, следовательно, заключает в себе достаточно сложное и комплексное содержание. При его осмыслении могут возникнуть трудности, вопросы и сомнения. О некоторых из них имеет смысл поговорить специально.

Реальность.

Реальность – это то, что было, то, что есть на данный момент, то, что будет осуществлено в будущем.

Одинаковым родом существования обладают 2 рода явлений:

физические (объективная реальность)

психические (субъективная реальность)

Мир.

Бытие – упорядоченность => Мир. В мире существует порядок, законосообразность.

Динамический аспект бытия: Нечто существует (длится во времени)

Предметный аспект бытия: Нечто существует

Мир – это единая материальная субстанция. (Орлов)

Способ существования – процесс развития. Материальное единство заключается в единстве мирового процесса развития, в едином закономерном мировом процессе. Субстанциональное единство мира проявляется в его процессуальном единстве.

Субстанция.

Субстанция – первооснова, причина самой себя.

Носитель свойств – субстрат, который дает о себе знать из свойств субстанции.

Материя.

В многовековой истории развития материалистического мировоззрения можно выделить два основных, хотя и взаимосвязанных, но все-таки достаточно четко различающихся между собой подхода к определению понятия материи. Один из них, получивший широкое распространение уже в Новое время, идет по линии определения понятия материи в контексте того, как оно относится к сознанию. Французские материалисты эпохи Просвещения (П. Гольбах, К. А. Гельвеций и др.) выработали понимание материи как всего многообразия предметов, которые, существуя независимо от человека, доступны ему с помощью органов чувств. Как писал П. Гольбах, материя "есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства".

Другая традиция в подходе к определению материи, также получившая развернутое выражение у философов-материалистов эпохи Просвещения (но своими корнями уходящая значительно глубже - в эпоху формирования первых атомистических концепций античности), - это понимание материи именно как субстанции, основы всего существующего в мире. Такое понимание материи как субстанции не противоречит ее пониманию как реальности, доступной человеку через ощущения. Эти два внешне различных подхода к определению понятия материи на самом деле есть как бы два угла зрения на одну и ту же реальность, выделяемые с целью решения определенных мировоззренческих (материя основа всего) и гносеологических (материя постигается через ее проявления) проблем. Чтобы установить, какую методологическую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно определить, каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции. И здесь опять-таки следует выделить две, но теперь уже существенно различающиеся между собой традиции. Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать субстанциальность материи (роль материи как субстанции) в качестве именно исходного "субстрата", "материала", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит. С их точки зрения, все тела во Вселенной состоят как бы из "первокирпичиков", никем не создаваемых и неуничтожимых "атомов". Эта идея атомистического строения всех тел во Вселенной была затем воспринята наукой Нового времени и сыграла выдающуюся роль в ее развитии. Другая традиция в понимании субстанциальности материи (ярким представителем которой в эпоху Просвещения был Д. Дидро) ориентирована на понимание ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, явлениями, процессами и т.д., а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. И если в задачу конкретных наук входит исследование свойств конкретных же объектов мира (от элементарных частиц до метагалактики в целом), то в задачу философии - исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.

Эволюция представлений о материи в философии и частных науках.

Объективный идеализм о субстанции:

1) Античный идеализм (Платон) – подлинная субстанция мира – идеи;

2) Классическая немецкая философия (Гегель) субстанцией мира является абсолютная логическая идея

3) Аристотель, Фома Аквинский, современный неотомизм – материя существует как некое аморфное тело, подлинной субстанцией мира является Бог. Бог – форма форм (Аристотель)

Субъективный идеализм:

Мир не обладает субстанциональностью.

Материализм о субстанции:

1) Античный (милетская школа) – субстанция мира – некая стихия (Фалес – вода, Гераклид – огонь)

2) Атомистическая школа – субстанция обладает структурой, состоит из атомов.

Атомы: 1. неделимы

2. неуничтожимы

3. несотворимы

А значит, мир несотворим и неуничтожим.

3) Средние века: материализм существует в виде течения номинализм

4) Материализм XVII-XVIIIвв. Эпоха Нового времени. Материализм основывается на данных естествознания. Наиболее развитые науки: математика и механика.

Черты материализма XVII-XVIIIвв.:

1. В качестве материи признавал некую первичную однородную субстанцию, т.е. материю сводили к первоматерии, которую отождествляли с атомами;

2. Атомы неделимы, неуничтожимы, несотворимы, как и мир. Вывод о неучтожимости субстанции.

3. Эти первородные атомы подчинены законам механики, которые применялись по всему миру.

4. Важнейшим свойством материи являлась масса.

3). Физика не решает вопрос о существовании материи.

Пути выхода (Ленин):

1). Физикам необходимо усвоить диалектику.

2). Электрон так же неисчерпаем, как и атом, т.е. электрон делим.

В Х1Хв. Энгельс и Маркс критикуют механистический и метафизический материализм.

Революция и кризис физики конца 19 - начала 20 вв.

Конец XIX в. – Революция и кризис физики.

Открытия физики:

1895 г. – открытие рентгеновских лучей.

1896 г. – Беккерель открыл радиоактивность;

Это явление зафиксировало. Что масса вещества изменяется в связи с излучением ( дефект массы).

1897 г. – открытие электрона Томсоном (атом делим ).

1898 г. – открыт радий.

Максвеллом открыт закон электромагнитных явлений – материя может существовать в виде поля.

Старая метафизическая теория физики не способна объяснить новые открытия.

Кризис философских основ физики. Часть физиков разуверились в материализме (материя исчезла) и перешли на позицию идеализма. Многие физики и философы перешли на позиции агностицизма.

Возникает Махизм (позитивизм II этапа ). Махисты пытались создать философию на новых открытиях физики.

Плеханов – новый русский человек, который рассмотрел теорию махизма. Махизм субъективный идеализм.

Причины кризиса:

1). Метафизический способ мышления.

2). Неправильное понимание математизации физики.

3). Принцип соответствия Бора. Каждая новая теория включает в себя предыдущую теорию как частный случай.

Выводы Ленина.

1). Исчезла не материя, а исчез тот предел, до которого мы знаем материю.

Нельзя сводить материю к атомам веществу электроном.

2). Терпит крах лишь метафизические представления о материи, а не материя.

Ленинское определение материи.

МАТЕРИЯ – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которое копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует, не зависимо от них.

Объективная реальность.

Объективность означает, что нечто существует до, вне и независимо от человеческого сознания.

« вне» - внешний мир не принадлежит сознанию.

« независимо» - внешний мир для своего существования не нуждается в сознании.

Ленин отвергает объективный идеализм.

Мир познаваем через ощущения.

Ощущения способы давать нам достоверные знания.

Материя как субстанция.

Чтобы установить, какую методологическую роль способно играть понятие материи в развитии науки, научного познания природы, общества, человека, сознания, культуры, важно определить, каким конкретным содержанием может быть наполнено понимание материи в качестве субстанции. И здесь опять-таки следует выделить две, но теперь уже существенно различающиеся между собой традиции. Одна из них, наиболее древняя, склонна трактовать субстанциальность материи (роль материи как субстанции) в качестве именно исходного "субстрата", "материала", из которого как бы "построены" все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм таких античных мыслителей, как Левкипп и Демокрит. С их точки зрения, все тела во Вселенной состоят как бы из "первокирпичиков", никем не создаваемых и неуничтожимых "атомов". Эта идея атомистического строения всех тел во Вселенной была затем воспринята наукой Нового времени и сыграла выдающуюся роль в ее развитии. Другая традиция в понимании субстанциальности материи (ярким представителем которой в эпоху Просвещения был Д. Дидро) ориентирована на понимание ее как бесконечно развивающегося многообразия мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не "до" и не "наряду" с другими телами, явлениями, процессами и т.д., а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. И если в задачу конкретных наук входит исследование свойств конкретных же объектов мира (от элементарных частиц до метагалактики в целом), то в задачу философии - исследование всеобщих свойств материи, обеспечивающих единство объектов мира и, главное, делающих возможным их качественное многообразие вплоть до появления таких высших форм организации, как жизнь, разум, общество, культура, дух, ценности.

Современные представления о видах и формах материи.

Мир включает 3 подсистемы:

- Живая природа

- не живая природа

- соц. Организованная природа (человек соц. Группы).

ВИДЫ МАТЕРИИ:

1). В виде вещества (вещество имеет массу покоя и различные агрегатные состояния).

2). Поле.

Формы материи.

ФОРМА МАТЕРИИ – совокупность различных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью выражающейся в общих свойствах и специфическим для данной формы материи способом существования.

Сущность, критерии выделения.

единство, сущность, способ существования, направленность эволюции

Форма материи – вид материи, материя на определенной ступени развития.

Форма развития - способ развития, включающий в себя и способ изменения.

Движение как атрибут материи.

Атрибут – это неотъемлемое свойство, сущностное свойство чего-либо.

Одним из атрибутов материи является движение. Суть движения определяется с помощью целой серии определений. Простейшим и наиболее общим образом Энгельс определял движение: «Движение, в применении к материи – это изменение вообще». То есть всякое изменение есть движение.

Более строго движение можно определить как снятие абстрактного тождества предмета с самим собой. Каждая вещь, оставаясь до какого-то предела сама собой, в то же время непрерывно меняется, перестает быть самой собой, тождественной себе. Вне такого движения вещь не существует и не может мыслиться. Нет материи без движения, нет движения без материи. Движение – внутреннее свойство материи.

Взаимосвязь материи и движения.

- 18-19 века – материя оторвана от движения. Возникает такое направление как деизм, который не видит источника движения и считает, что первопричина движения – бог.

Дюринг: сначала материя находилась в состоянии покоя, затем зарядилась энергией и стала двигаться.

- Вторая половина 19 века. Энергетизм.

E=m*v*v/2. Энергетизм пытался доказать, что это равенство свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако формула Эйнштейна фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству – массе.

Материя и движение неразрывно связаны. При этом следует учитывать, что движение принадлежит материи, является ее способом существования. Понятия материи и движения в этом смысле далеко не равноправны. Неразрывная связь материи и движения доказывается всем материалом общественных, технических и естественных наук.

Движение существует как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Само понятие движения теряет смысл, если его оторвать от понятия движущегося тела.

Одним из случаев движения является движение мысли. Отрыв движения от материи означает в этом весьма важном для понимания сущности мира и человека случае отрыв мысли от материального мозга и материального мира вообще. «Оторвать движение от материи, - писал Ленин, - равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира».

Движение и покой.

Понятие движения раскрывается через противопоставление покою. Материалистическая диалектика вовсе не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для релятивизма как одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отрицанию движения и, более того, самого существования вещей. Действительно, движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Абсолютизация движения, доведенная до полного отрицания покой, приводит к тому, что вещь, как носитель движения, растворяется нами в чистом движении, что делает и бессмысленным и само понятие движения.

Вместе с тем покой и движение не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, покой как относительный.

Покой относителен в 2 смыслах. Во-первых, в пределах каждого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой «изнутри». Во-вторых, всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.

Поскольку всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение – целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле – за вычетом покоя.

Движение и развитие.

Движение – это развитие вообще, безотносительно к его направлению и результату. Развитие понимается как возникновение качественно нового. При первоначальном подходе возникает впечатление, что развитие есть одна из частных форм движения. При этом развитие обычно определяют как высшую форму движения.

Движение – более простое свойство материи, которое обнаруживается в любых актах изменений. Развитие –более сложный и фундаментальный процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах изменений. Развитие включает движение, движение – наиболее абстрактная сторона развития.

Существует несколько трактовок развития.

1. трактовка развития как бесконечного движения от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому по содержанию.

В =Н + h, где h - сложность

Парадокс развития: откуда взялась сложность, если в низшем ее нет, а в высшем уже есть?

2. трактовка развития как мирового круговорота. Согласно ей, развитие материи есть круговорот, состоящий из 2 равноправных процессов, или ветвей: прогрессивного (восходящего) и регрессивного (нисходящего) развития.

Центральным моментом концепции мирового круговорота является постулат равносильности прогресса и регресса в мировом развитии. Ближайшим следствием из концепции круговорота является заключение, что социальный прогресс неминуемо исчерпывается и в силу самой природы развития, природы человека, приводит к деградации последнего. Более далеким, но логически неизбежным, является вывод о конечном качественном и количественном многообразии материи, ибо круговорот имеет начальный, низший и конечный, предельный, высший уровни развития. С этих позиций материя имеет наипростейший и наисложнейший уровни, а это противоречит положениям диалектического материализма. И возникает вопрос: что происходит в низшей точке развития, что заставляет снова ее развиваться?

3. концепция развития как необратимых качественных изменений сохраняет ряд основных положений концепции круговорота, но стремится исправить последнюю, рассматривая круговорот как момент необратимого движения. Но эта концепция содержит главный постулат предыдущей – о равносильности и равнозначности прогресса и регресса.

Прогресс и регресс.

Существование двух противоположных элементов развития – высшего и низшего – определяет наличие двух противоположных процессов – прогресса и регресса. Прогресс – движение от низшего к высшему, регресс – обратный ему процесс. Они выступают как 2 составляющие целостного процесса развития.

Прогресс относителен: он всегда приводит к утрате и каких-то положительных черт реальности. Так, появление человека представляет собой возникновение более сложной и совершенной, универсальной биологии, однако человеческий организм расплачивается и некоторыми потерями за прогресс. Прямая походка – отнюдь не самый экономичный способ движения, она привела также к более трудным, чем у животных, родам.

С позиций научной философии единственно правильный путь разрешения проблем человеческого существования – путь прогресса. Например, единственный выход из кризиса, связанного с истощением природных ресурсов – путь прогресса, основанного на научном управлении общественным развитием, использованием природных ресурсов Земли и Космоса.

Прогресс и регресс не являются двумя равноправными формами развития. Материал современной науки показывает, что в конечном счете в развитии преобладает прогрессивная тенденция. Точнее, развитие – это интегральный прогресс, включающий в себя регресс.

Классификация основных форм материи.

Окружающий нас материальный мир един и вместе с тем многообразен. Опираясь на данные частных наук, научная философия изучает наиболее общую структуру мира. С позиции научной философии реальный мир – это последовательность бесконечного множества форм материи и соответствующих им форм движения и развития.

Форма материи – совокупность различных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, выражающейся в общих свойствах специфических для данной формы материи способом существования.

Форма материи – это вид материи, «определенная материя» (Энгельс) или, иначе, материя на определенной ступени развития.

Форма движения и развития (форма развития) – присущий форме материи способ развития, включающий в себя и способ изменения. Следует различать основные, частные и комплексные формы материи и соответствующие им формы развития и движения.

Основные формы материи образуют бесконечный ряд, из которого мы знаем в настоящее время четыре формы материи:

1. физическая

2. химическая

3. биологическая

4.социальная

Частные формы входят в состав основных. Так физическая форма включает элементарные частицы, атомы, кварки, макротела, планеты, звезды галактики, Метагалактику.

В реальной действительности основные формы материи не существуют в чистом виде, они образуют комплексы, имеющие свою структуру и законы. В пределах известной нам части мира можно различить следующий ряд комплексных форм материи: астрономическую (или космологическую), геологическую и географическую.

Астрономическая форма материи – комплекс физической, химической, биологической и социальной форм материи.

Геологическая форма материи – сочетание физической и химической форм материи в пределах Земли.

Географическая форма материи образована физической, химической, биологической и социальной формами материв пределах верхних оболочек Земли – лито-, гидро-, атмо- и биосферы.

Комплексные формы материи отличаются более слабым, чем основные, единством. Определяющую роль в них играет низшая форма материи – физическая. Основные, наиболее сильные связи, объединяющие, например, геологическую форму материи, - это физические взаимодействия: тяготение, теплота и т.д. По мере развития человеческого общества непрерывно растет его влияние на нижележащие формы материи. Социальная форма материи постепенно становится мощным геологическим и географическим, а затем и космологическим фактором развития. Комплексные формы материи возникают на базе «основного стержня» - процесса развития, образованного основными формами материи.

Принципы классификации.

В марксистской философии первоначальная классификация реального многообразия была разработана Энгельсом, который различал 5 основных форм движения: механистическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Эти формы движения Энгельс взял за принцип классификации форм материи. В свете современной науки выделение механистической формы движения в качестве самостоятельной устарело: она является стороной физической форм движения. Поэтому отсутствует такая форма материи.

Единый закономерный мировой процесс.

Мир — это единая материальная субстанция. Ее важнейшим способом существования является процесс развития. Материальное единство мира выражается поэтому в единстве мирового процесса развития, т. е. в едином закономерном мировом процессе. Субстанциальное единство мира проявляется в его процессуальном единстве. Идея единого мирового процесса была разработана Энгельсом и Лениным и включена в число важнейших, обобщающих идей диалектического материализма. Согласно Ленину, мир есть «вечный процесс» «мир есть вечно движущаяся и развивающаяся материя», «единый, закономерный мировой процесс».
Единый мировой процесс представляет собой закономерную последовательность ступеней, возникающих в результате спонтанного
развития субстанции, которая порождает их из самой себя в силу своей природы.
Основой единого мирового процесса служит аккумуляция содержания в процессе развития. Каждая последующая ступень, возникая
из предшествующей, не устраняет, а сохраняет ее в себе. Тем самым субстанция «... не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя» (Гегель). Мировой процесс есть бесконечное восхождение от низшего к высшему.
Известные современной науке четыре основные формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Представление о едином мировом процессе развития является синтезом философских и конкретно-научных обобщений.

Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих четырёх фундаментальных форм материи, необходимо рассматривать особенности любой из них, закономерности единого процесса развития. Всеобщая теория развития. Развитие повсюду осуществляется по диалектическим законам. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Закон единого мирового процесса - закон, определяющий необходимую а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека. Законности развития: 1) Развитие - возникновение высшего из низшего. 2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы (фундамента). 3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи. 4) включённое в состав высшего низшее подчинено высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы. 5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи.

Пространство и время как формы существования материи.

Прежде всего, пространство и время могут быть определены через признаки, хорошо известные нам из опыта. Пространство – это протяженность или сосуществование вещей, а время – длительность.

Итак, пространство – форма бытия материи, которая выражает её протяженность, структурность, порядок сосуществования в различных материальных системах.

Время - форма бытия материи, которая выражает её длительность существования объектов и порядок смены существования.

Пространство

1. Характеризуется тремя измерениями.

2. Обратимость, симметричность.

3. Изотропно, т.е. все направления одинаковы, равноценны.

4. Однородность, т.к. различные “точки” пространства одинаковы, тождественны.

5. Прерывность/непрерывность.

Непрерывность - поле(абсолютный характер).

Прерывность – любой предмет.

Этот критерий свидетельствует о противоречивости пространства.

6. Бесконечно и безгранично.

7. Связано с движением и временем.

Время

1. Характеризуется одним измерением.

2. Необратимость, асимметричность.

3. Однонаправленность.

4. Однородность, т.к. тождественны различные моменты времени.

5. Непрерывность.

6. Бесконечно и безгранично.

7. Связано с пространством и временем.

С позиций научного материализма, который основывается на данных частных наук, пространство и время – не самостоятельные, независимые от материи реальности, а внутренние формы её бытия.

В соответствии с данными частных наук, диалектический материализм рассматривает пространство и время как объективные формы бытия материи.

Пространство и время – две противоположные, взаимосвязанные и взаимодополняющие формы бытия материи. Сосуществуя в пространстве, вещи могут существовать во времени, и, наоборот, существуя во времени, вещи образуют пространственные структуры. Каждая из основных форм бытия выступает, таким образом, в качестве условия другой.

Концепции пространства и времени в истории науки и философии.

В истории философии существовал 2 основные точки зрения на время и пространство:

1. Субстанциальная концепция. Время и пространство есть самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Отношение между ними – как между самостоятельными субстанциями. Независимость свойств пространства и времени от протекающих в них материальных процессов

a. В соответствии с Демокритом пространство до XX века отождествляется с пустотой, считалось абсолютным и вечным, изотропным и однородным, а время – однородным и необратимым.

b. Ньютон пошел по пути максимального абстрагирования в понятии пространства и времени. Нет абсолютного тела отсчета, при этом выдвинул теорию абсолютного пространства и абсолютного времени. Пространство остается всегда одинаковым и неподвижным, оторвал пространство и время от материи.

c. Время и пространство рассматривались также как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм), как априорные формы чувственного созерцания, как категории абсолютного духа (Гегель).

2. Реляционная концепция. Пространство и время не сами сущности, а суть системы отношений, которые образуют между собой материальные объекты. Вне системы взаимодействий пространство и время не существуют. Зависимость пространства и времени от взаимодействия материальных систем.

С точки зрения Аристотеля, пространство представляет собой совокупность мест занимаемых телами. Иными словами, пространство – это порядок взаимного расположения множества различных тел, а время – порядок сменяющих друг друга явлений и состояний тел, т.е. время связывалось с движением, изменением тел.

Философское значение теории относительности.

Философское значение теории относительности заключается прежде всего в том, что она подтвердила диалектико-материалистичекое понимание пространства и времени, их неразрывной связи друг с другом и материей. Философский смысл новой теории заключался не только в подтверждении уже существовавших положений научной философии, а в том, что она дала материал и толчок для существенного углубления научной философской концепции пространства, времени, движения и материи. Она наполнила более глубоким содержанием понятие связи пространства и времени, их зависимости от материи. С теорией относительности в науку и философию входит понятие о различных формах пространства и времени.

Наконец, величайшее значение теории относительности и неевклидовой геометрии состоит в том, что они потребовали пересмотра казавшихся незыблемыми представления о неизменных пространстве и времени, об их абсолютном характере.

Физическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

Материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которые копируются, отображаются, фотографируются нашими ощущениями и существуют независимо от них.

Виды материи:

Вещество (имеет массу покоя, различные агрегатные состояния)

Поле

Форма материи – совокупность различных объектов и систем, обладающих единой качественной определенностью, выражающейся в общих свойствах и специфических для данной формы материи способах существования.

Физическая форма материи (ФФМ): единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

Физическая форма материи известна нам лишь с простого уровня – лептонов и кварков, выше которого уровень элементарных частиц – протонов, нейтронов, атомов макротел, включая образование – метагалактику, или нашу вселенную. В более укрупненном плане ФФМ может рассматриваться как составленная из двух основных форм физической материи – вещества и поля.

Хотя современная физика не знает как наиболее простых, так и наиболее крупных уровней физической реальности, в ней получила серьезные основания идея генетического единства ФФМ. Согласно современным представлениям, известная нам физическая реальность возникла из относительно простого сингулярного состояния в результате “Большого взрыва” 10-20 млрд. лет назад. Не зная нижнего и верхнего пределов ФФМ, мы можем, однако, с большой уверенностью заключить о существовании объединяющих физическую реальность двух наиболее фундаментальных свойств – массы и энергии.

Каждая частная физическая форма материи и движения обладает своими специфическими свойствами, отличающими ее от других форм, однако в целом, в своей тотальности частные физические формы материи характеризуются единым, общим, интегральным свойством – энергией, в которой угасают эти специфические свойства, исчезают различия между частными физическими формами материи и движения. Наличие этого свойства оказывается необходимой основой взаимодействия и взаимопревращения различных физических объектов, позволяет ввести общую меру физического движения, отражающую единство физической реальности, ее отличие от химической, биологической социальной форм материи.

Фундаментальные свойства масса и энергия находятся в глубокой зависимости, фиксируемой соотношением Эйнштейна E=mc2. таким образом, физическая форма материи – это масс-энергетический мир.

Материал современной физики позволяет определить специфический способ, или форму, развития. С момента Большого взрыва развитие ФФМ осуществлялось первоначально путем преимущественно дифференциации, возникновения все большего многообразия физических объектов, затем, все в большей степени, посредством прямого субстратного синтеза, интеграции простых образований в более сложные. Важнейшей особенностью этого процесса дифференциации – интеграции является его масс-энергетический характер.

Единым способом существования являются 4 типа взаимодействия: сильное, слабое, электромагнитное, гравитационное.

Химическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

Химическая форма материи (ХФМ) включает уровни от атома до макромолекулярных комплексов, лежащих в преддверии живой материи. Процесс проникновения понятий и методов физики в химию привел к появлению редукционизма – современной формы механицизма, заключающийся в попытке полного сведения химического к физическому. Как известно, химическая форма материи стоится из физической. Химическое, как и любая другая форма материи возникает на основе предыдущей и включает часть ее в себя, в качестве своей основы или фундамента.

Существенным свидетельством в пользу своеобразной химической реальности является тот факт, что химические связи между качественно различными атомами в физическом отношении различаются только количественно. Химический мир характеризуется несравненно большим качественным многообразием, чем физический. Химическое включает свыше 100 химических элементов, из которых возникает огромное качественное многообразие химических соединений.

Химический способ развития. Качественно более сложный химический субстрат обладает новым, отличным от физического, способом развития. Химические элементы составляют низший, наиболее простой и исходный уровень химической эволюции. Они возникают в результате предшествующего физического процесса эволюции, обладают неодинаковой физической и химической сложностью.

В основе представления о химическом способе объективно-реального существования понятий и развития лежит понятие химической реакции. В понятие реакции химический способ объективно-реального существования и развития определен применительно к отдельным превращениям. Химическая реакция – относительно самостоятельное превращение, связанное с некоторым конечным числом реагирующих субстратов. На уровне понятия реакции не раскрывается целостная природа и направленность объективно-реального существования и развития ХФМ.

В развитии ХФМ можно выделить целый ряд направлений. Общим направлением всех линий развития является движение от низшего к высшему, от простого к сложному: от химических элементов к молекулам и их комплексам. В пределах общего направления можно выделить магистральное, т.е. основное направление, с которым связано наибольшее богатство, многообразие химических превращений, и побочные, тупиковые, ветви развития. В конечном счете, химическая эволюция закономерно приводит к возникновению живой материи. Одни ученые считают, что фактором, определяющим развитие химического в сторону живого, является химический отбор, который дает оценку развивающихся химических систем относительно среды. В процессе отбора таких химических систем сохраняются и продолжают эволюционировать все более сложные системы. Согласно второй точке зрения направленность химической эволюции определяется внутренними ограничениями, вытекающими из свойств химических элементов и их соединений. Не среда совершенствует химическое, а химическое совершенствует само себя при сопоставлении со средой.

Субстратный синтез выступает в качестве общего для физической и химической форм материи способа объективно-реального существования и развития, однако он обладает в них своей существенной спецификой. Химический субстратный синтез – прежде всего надмассэнергетический синтез, хотя он и происходит с помощью физического синтеза, связанного с изменением внешней электронной оболочки атомов. Основным внутренним противоречием субстратного синтеза является противоречие между субстратным синтезом как целостным процессом и включенным в него процессом химической диссоциации, или распада.

В химической эволюции обнаруживается одна из важнейших закономерностей развития – аккумуляция содержания низших ступеней в высших. Химическая эволюция представляет собой не простую смену одного состояния другим, а накопление, синтез основных результатов развития в последующих ступенях, в результате чего возникает материальный субстрат, обладающий наибольшим многообразием самых различных и даже противоположных свойств.

Биологическая форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

“Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел”. Данное Энгельсом определение сущности выходит далеко за пределы чистой философии, имеет также непосредственно биологический смысл и является результатом творческого вторжения философии в смежную область науки. Жизнь можно определить как способ существования высокоорганизованного материального субстрата, основными химическими компонентами которого выступают белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры, некоторые минеральные соединения.

Сущностью жизни, или биологического способа существования, является тенденция к самосохранению путем приспособления к среде. Замечательной особенностью биологической формы материи (БФМ) заключается в том, что если более простые материальные тела – физические и химические существуют в силу присущей им большей или меньшей устойчивости, то у живой материи самосохранение становится результатом активных процессов: на самосохранение направлена вся совокупность физических, химических и биологических процессов живого организма. Это самосохранение возможно только благодаря активному приспособлению живых организмов к окружающей среде.

Самосохранение путем приспособления, как два важнейших свойства БФМ, выражаются в совокупности других существенных свойств живой материи: ассимиляции и диссимиляции, росте развитии организмов, раздражимости и сократимости живой ткани, способности к движению, способности к эволюции.

Наследственность – концентрированное выражение способности живого к самосохранению, своего рода биологическая память. Важнейшие индивидуальные, видовые и другие признаки живого закрепляются посредством особых биологических структур – генов, совокупность которых образует геном организма. Совокупность всех геномов живых организмов составляет генофонд живой материи в целом.

В классификационном отношении живые организмы образуют четыре царства природы – растений, животных, грибов и вирусов, которые в свою очередь делятся на типы, классы, отряды, семейства, роды, виды, некоторые промежуточные единицы.

Одним из замечательных способов самосохранения живого является непрерывное существование жизни через смену поколений. Живое и его генетическая основа являются в этом смысле бессмертными, смертны лишь отдельные индивиды и поколения.

Весьма важную роль в развитии БФМ играет способность отображения внешней среды, возникающая первоначально в форме раздражимости, на основе которой далее возникает чувствительность и психическая деятельность.

Биологическая эволюция. Наиболее разработанной теорией биологической эволюции является современный дарвинизм (СТЭ). Согласно СТЭ важнейшими факторами эволюции являются наследственная изменчивость и естественный отбор, понимаемый как выживание наиболее приспособленных организмов. Принято считать, что наследственная изменчивость имеет случайный характер и поэтому биологическая эволюция должна рассматриваться как случайный процесс. Ключевую роль в эволюции играют, таким образом, случайные по своей природе мутации, естественный отбор превращает случайные изменения в необходимые. Дарвин считал, что биологическая эволюция приводит к появлению наиболее сложного живого существа – человека.

Социальная форма материи: единство, сущность, способ существования, направленность эволюции.

Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы материи.

В современной науке, включая философию, широко распространено представление о случайности появления человека в ходе биологической эволюции, развитии природы, или, иначе, о случайности человека по отношению к природе мира в целом. Утверждение о случайности человека по отношению к миру означает, что человек находится в поверхностном, внешнем (случайном) отношении к миру, к его сущности, возникает не на магистрали, а на задворках мирового развития. Он обладает, следовательно, случайным, несущественным содержанием, природой и, следовательно,.. не может с достоверностью судить о природе мира!

С позиции случайного человека природа мира оказывается непознаваемой, достоверное мировоззрение – невозможным. Более того, не находясь в отношении к самой сущности мира, обладая случайным содержанием и случайной сущностью, человек не может судить и о своей случайности или необходимости.

Концепция случайности человека по отношению к миру, его сущности, с необходимостью приводит к заключению о бессодержательности и бессмысленности человеческого существования, ибо случайное и есть бессодержательное и, следовательно, бессмысленное. Таким образом, если исследовать основания и смысл утверждения о случайности человека по отношению к бесконечному мировому процессу, мы неизбежно приходим к выводу, что это утверждение противоречит самому себе и поэтому лишено смысла.

В марксистской философии концепция человека имеет многоуровневый и многоаспектный характер. В рамках единой концепции человека можно различить прежде всего два уровня, которые с некоторой условностью можно назвать всеобщей и особенной концепциями человека. Первая концепция входит в состав наиболее общей философской науки – диалектического материализма и представляет собой описание человека во всеобщих категориях, т.е. применительно к всеобщим сторонам мира – материи, развитию, необходимости, случайности и т.п. Вторая концепция представляет собой описание человека в категориях особенного – социологии, или исторического материализма – общества, производительных сил и производственных отношений, классов, наций и т.д.

С позиции научной философии возникновение человека (общества), как высшей формы материи, вызвано тремя группами факторов или причин: всеобщими, особенными и единичными. К всеобщим относится природа (сущность) бесконечного мира. К особенным причинам появления человека необходимо отнести прежде всего эволюцию биологической формы материи, закономерно порождающую высшую форму жизни – мыслящие существа. Следует выделить также единичные факторы возникновения человека, к которым можно отнести локальные условия земли, определившие специфические черты земного человечества.

Абсолютная тенденция жизни к самосохранению закономерно приводит к появлению более эффективного и радикального способа существования, способа выживания, чем приспособление к среде. Таким новым способом выживания может стать только преобразование среды и, на этой основе, преобразование самого живого, т.е. производство жизни. Производство самого себя на основе преобразования среды – новый, высший способ существования и развития человека, социальной формы материи.

Среди факторов, названных нами особенными, весьма важное место принадлежит труду. Энгельс сформулировал новую концепцию антропосоциогенеза. Основная идея этой концепции заключается в том, что труд, как процесс преобразования природы и самого человека, с момента своего зарождения и в процессе дальнейшего формирования служил вначале активным, а затем определяющим фактором формирования человека. Огромную роль в формировании человека сыграли биологические факторы, включая естественный отбор. Зарождающийся и формирующийся труд мог привести к возникновению человека лишь становясь в то же время и биологическим фактором – фактором естественного отбора.

Труд – процесс взаимодействия человека с природой, который осуществляется с помощью вырванных из природной среды и преобразованных природных элементов – средств труда (прежде всего орудий труда). Труд имеет коллективный характер и выступает основой формирования общества как сложного коллектива людей, объединенных социальными, прежде всего экономическими связями.

Человеческая сущность. Человек – это существо, которое производит само себя, свое бытие сущность. Человек живет тем, что в природе не существует, что он должен непрерывно создавать. Главное в человеческом способе существования – производство самого себя, своего собственного бытия и своей сущности. Производство предметов – средство существования человека, его бытия и сущности. Человек, человечество – высшая форма материи, обладающая наиболее сложным способом существования и развития. Важнейшими сущностными силами человека являются труд, или преобразовательная материальная деятельность человека, мысль, или универсальная и неограниченная способность познания мира, общение, т.е. социальная связь с себе подобными. Вторым ярусом человеческих сущностных сил выступают способности и потребности. Важными сущностными свойствами человека, связанными с обеими группами свойств, являются коллективность и индивидуальность, свобода и ответственность.

Производящий способ существования человека как высшей формы материи определяет возникновение другой сущностной черты человека – сознание. Человек поэтому – производящее и сознающее существо.

Человеческая сущность противоречива: она несет в себе противоречия между потребностями и способностями, трудом и мыслью, трудом и формами общения, коллективностью и индивидуальностью, свободой и ответственностью и др. развитие человеческой сущности происходит на основе ее внутренних противоречий.

Место и роль человека в мире.

Смысл человеческого существования определяется сущностью человеческого существования, но не тождественен с нею. Сущность человека, человеческого существования имеет наиболее общие и постоянные, вечные черты, поскольку она всегда заключается в производстве человеком своего собственного бытия.

Научная философия показала, что смысл человеческого существования нельзя искать вне человеческой жизни – в природе, боге, идеи. Смысл заложен в самом человеческом существовании. Человек производит свое собственное существование, что и составляет его сущность и смысл. Смысл существования – не в бессмысленном течении времени человеческого бытия, а в движении человека в свою собственную сущность, в углублении человека в свою бесконечную человеческую сущность.

Проблема единства мира в философии.

Мир качественно многообразен, возникает вопрос о единстве многообразия.

Элейская школа считала, что бытие едино и неделимо.

Субъективные идеалисты: мир един, т.к. является продуктом человеческого разума.

Объективные идеалисты: мир един, т.к. является порождением 1 идеи или богом.

Дюринг: мир един: т.к. он единственный, т.к. он существует, т.к. мысль о мире едина, то и мир един.

XIX век Энгельс: единство мира состоит не в бытии, а в его материальности.

Раскрытие:

1. субстанциальное единство мира (мир проявление одной субстанции в разных формах);

2. атрибутивное единство мира (все формы материи обладают одними атрибутами);

3. структурное единство (вся вселенная состоит из одних и тех же частиц, а их концентрация разная);

4. процессуальное единство (через единый закономерный мировой процесс формы материи – это результат развития одной субстанции).

Единый закономерный мировой процесс.

Материальное единство мира выражается в единстве мирового процесса развития, т.е. в едином закономерном мировом процессе. Мир - есть вечный процесс, вечно движущаяся и развивающаяся материя, единый закономерный мировой процесс, все формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Так как всё научное знание, вся духовная и материальная культура общества основывается на познании и практическом использовании этих фундаментальных форм материи. Материальное единство мира выражается в мировом процессе развития. Закон единого мирового процесса - закон, определяющий необходимую а не случайную закономерную последовательность основных форм материи, включая человека. Законности развития:

1) Развитие - возникновение высшего из низшего;

2) Высшее включает в себя низшее и сохраняет его в качестве своей основы (фундамента);

3) В состав высшей формы материи включается также часть низшей материи;

4) включённое в состав высшего низшее подчинено высшей форме материи и не имеет самостоятельного значения, хотя и сохраняет свою общую природу и законы;

5) Любая форма материи включает в себя предшествующие формы материи.

Отражение как всеобщее свойство материи.

Отражение - свойство материи, объектов и систем, которые проявляются в специфическом воспроизведении признаков воздействия объекта путем изменения собственных свойств, структуры и функций.

Отражение - способность тел воспроизводить особенности других тел.

Формы отражения.

Чем сложнее форма материи, тем сложнее отражение.

А) Отражение на уровне физической формы материи.

Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде.

Характеристики отражения: носит материальный характер (гистерезисный характер, результативный).

Физические объекты не обладают индивидуальностью, при отражении не передается индивидуальность.

Б) Отражение на уровне химической формы материи.

Проявляется индивидуальность взаимодействующих объектов.

Комплиментарность (передача биологического кода) соединяются в строго определенном порядке.

В) Отражение на уровне биологической формы материи.

Появляется оценка воздействия позитивное, негативное.

Раздражимость (реакция на горячее, цветы поворачивают листья к солнцу)

Чувственность (ощущение, восприятие и представление).

Г) Отражение на уровне социальной формы материи.

Человек – самый сложный субстрат.

Сознание – высшая форма отражения, эта форма идеальна, универсальна, то есть может отразить любые предметы и явления.

Сознание как высшая форма отражения.

Сознание – свойство высоко организованной материи, заключающееся в идеальном отражении действительности.

С. носит отраженный характер – является высшей формой отражения действительности.

Сознание имеет относительный характер, т.к. сознание – отражение предмета, следовательно, у них есть общее содержание.

Отражение сознанием окружающего мира носит творческий характер, (зависит от потребностей) именно на это сознание направляет свое внимание. Т.о. отражение носит избирательный характер (Смотрит на мир глазами, а видит мозгами.).

От опыта и знания зависит то, как человек отражает среду. Психофизический парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следовательно, в голове возникают качественно разнообразные образы?

Свойство опережающего отражения, то есть возможность продумывать, предвидеть будущее.

Продукт сознания – идеальные образы.

Противопоставление сознания и материи

В антологическом аспекте:

……………..

В гносеологическом аспекте:

Абсолютный образ предмета идеален и вторичен по отношению к материи.

Сознание отражает все свойства и признаки предмета, которые значимы для человека.

Проблема сознания в истории философии.

Сознание является объектом внимания многих наук, как естественных, так и гуманитарных, каждая из которых исследует сознание с точки зрения предмета своей науки. Так, представителей медико-биологических наук в первую очередь интересует мозг как орган сознания: его строение, специфика функционирования. Однако особенности мыслительной деятельности человека могут быть приняты на основе наиболее общих, универсальных представлений о сознании. Такое общее значение дает философия.

На протяжении тысячелетий своего существования философия постоянно ставила и решала на основе знаний своего времени проблемы происхождения сознания, старалась ответить на вопросы о содержании и сущности сознания, о его особенностях, о значении сознания в жизни общества и каждого отдельного человека. Эти вопросы были неразрывно связаны и с проблемой существования мира, и проблемами познания человеком самого себя. Поэтому вопросы сознания справедливо относят к основной проблеме философии.

Уже в античной философии выделились две линии исследования сознания. Одна из них восходит Сократу, другая связана с именем его ученика - Платона. С точки зрения Сократа сознание человека не тождественно материальному бытию вещей, более того, сознание может на основе присущей ему диалектики дать противоречивое представление об изучаемых вещах. Отсюда знаменитый вывод Сократа "Я знаю, что ничего не знаю".

Платон считал, что помимо мира вещей существует особый мир идей, которым движет бестелесный разум, а в душе каждого человека ум созерцает самого себя и этим активно воздействует на жизнь человека. Душа бессмертна и имеет способность, по возвращении на землю в человеческом теле, вспоминать то, что она видела "там". Таким образом уже античность поставила вопрос о том, откуда взялось сознание, — принадлежит ли оно конкретному человеку, являясь именно его достоянием, или же сознание человека является частью мирового разума.

Нa протяжении всего Средневековья в Европе была распространена именно эта вторая точка зрения, поскольку она совпадала с основными догмата­ми христианства. Христианство считало, что сознаниеи представляет собой Бога, то надмировое начало, которое существует до всего и затем творит весь мир и самого человека. С точки зрения Блаженного Августина все знания о мире заложены в душе. Однако главное в жизни человека — его единение с Богом, чистая вера, которая по его мнению выше любого знания.

На протяжении столетий в христианстве существовало представление о том, что бессмертная душа века обременена не только оболочкой, которую называли "сосудом мерзости и греха", но и разумом, подарком дьявола, который в своей гордыне пытался противостоять бессмертной душе, несущей дыхание самого Бога. Именно поэтому на протяжении многих столетий все попытки "умствования" оценивались церковниками резко отрицательно, а авторы таких "умствований" приговаривались к церковным покаяниям и другим, более устрашающим наказаниям.

Эпоха Возрождения возродила интерес к человеку и к его сознанию, а философия Нового времени в лице Р. Декарта, Ф. Бэкона, Д. Локка поставила ряд фундамен

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История философии

Содержание... История философии Социально экономические и духовные предпосылки возникновения философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Экзистенциализм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Социально-экономические и духовные предпосылки возникновения философии.
Предпосылки возникновения философии связаны с кризисом в обществе. До философии функцию выхода из кризиса выполняла мифология, но со временем мифология утратила эту функцию. Причины этого:

Мировоззрение и типы мировоззрения.
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уме

Особенности религиозного мировоззрения.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религи

Философия как наука.
Зарождение философии связано с потребностями человека объяснять это мир. Философия – это первая форма теоретического знания. В 7 веке до н.э. существовала античная, греческая фило

Предмет, структура и функции философии.
Философия – Наиболее общие знания о мире и человеке. Особенность философии как науки – изучение мира как целого. Предметом современной философии стали всеобщие законы строения, фу

Философия и частные науки.
Частные науки имеют предметом какую-либо частную, особенную область действительности и делятся обычно на три группы: естественные, общественные и технические науки. Различают также фундаментальные

Формы материализма и идеализма.
Формы материализма: Античный материализм - Милетская школа, Атомисты (Демокрит); Материализм XVII-XVIII века – механистический, метафизический материализм (Бэкон, Локк);

Причины агностицизма.
Причины агностицизма: 1) Объект познания очень сложен; 2) Сложность объекта познания; 3) Исходные метологические принципы. В рамках агностицизма отрицается абсол

Диалектика и метафизика.
Изменяется ли мир, или он статичен? Второй по значению крупный вопрос философии – о движении и развитии. В зависимости от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные

Античная философия и ее периодизация.
Возникновение Античная философия возникла и жила в «силовом поле», полюсами которого являлись, с одной стороны, мифология, а с другой – формирующаяся именно в Древней Греции наука.

Милетская школа.
Ионийская (или милетская) школа – древнейшая натурфилософская школа. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных элемент

Гераклит.
Главное произведение Гераклита Эфесского – "О природе". Гераклит в качестве субстанционально-генетического начала Вселенной рассматривает огонь. Мир по Гераклиту – упорядоченный Космос. О

Пифагор.
Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение

Элеаты.
Элейской школой называется древнегреческая философская школа, учения которой развивались, начиная с конца VIв. вплоть до начала второй половины V в.до н.э.с темя крупными философами – Парменидом, З

Софисты и Сократ.
В период своего становления человеческое познание направлено "вовне", на объективный мир. И впервые греческие философы стремятся сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания б

Атомисты.
Крупным шагом по пути развития онтологического подхода в решении философских проблем является атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стремился к созданию стройного, ясного и логически обосно

Платон и Аристотель.
Платон и Аристотель создавали свои философские картины мира в эпоху великих потрясений, происходивших в современном им обществе. С этой точки зрения было бы интересно, изучая философские и политиче

Философия Средних веков.
В феодальном обществе с его двумя основными классами – феодалами и зависимыми от них крестьянами, другими социальными слоями (ремесленниками, купцами), жестким сословным делением сословной иерархие

Философия Августина.
Патристика – это особое явление в средневековой философии, которое было реакцией на возникновение еретических учений, угрожавших целостности христианства и непоколебимости христианских основ мира.

Философия Фомы Аквинского.
Схоластика, или «школьная» философия, появилась, когда христианские мыслители стали понимать, что догматы веры допускают рациональное обоснование и даже нуждаются в нем. Схоластика рассматривала в

Философские взгляды Дж.Бруно.
Глубокое материалистическое содержание имела пантеистическая философия Джордано Бруно(1548-1600). Бруно решительно выступил против принципа подчинения разума вере, считал неприемлемой идею «двойств

Философия Нового времени и ее особенности.
В17 – 18 вв. в Западной Европе буржуазный уклад получил уже весьма значительное развитие, что обусловило глубокий кризис феодального общества, его способа производства и духовной культуры.

Философские взгляды Ф. Бэкона.
Бэкона (эмпирист) интересовало вообще предназначение науки, ее место в «царстве человека», условия для успешного выполнения своего предназначения. В целом великое достоинство науки Бэкон считал поч

Философские взгляды Т. Гоббса.
ТОМАС ГОББС (1588-1679). Его основные произведения — «Философские элементы учения о гражданине» (1642) и «Левиафан» (1651). Гоббс был систематизатором бэконовского материализма. Мир, по ег

Философские взгляды Д. Локка.
В Англии последователем Бэкона и Гоббса был ДЖОН ЛОКК (1632-1704). Главное его произведение — «Опыт о человеческом разуме» (1690). В нем он критикует учение Декарта о врожденных идеях и обосновывае

Философские взгляды Б. Спинозы.
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677) — нидерландского философа-материалиста, пантеиста и атеиста. Известны два его крупных труда — «Богословско-политический трактат» (1670) и «Этика» (1675). Цель философии

Философские взгляды Р. Декарта.
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650). «Никогда не принимай за истинное ничто, что я не познал с очевидностью». Декарт не отрицал, что философия – это путь к мудрости «Вся философия – дерево, корни кото

Философские взгляды Д. Беркли.
Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был епископом. Беркли отбрасывает материалистический ис

Философские взгляды Д. Юма.
Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр. издал "Трактат о чел. природе", "Опыты нравственные и политически

Гегель.
Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Родился в Штутгарте в 1770г в семье крупного чиновника. Изучал философию и телеологию в Тюбингенск

Фейербах.
Философия Людвига Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии и началом материалистической эпохи немецкой и мировой философии. Главные направления философии Фейербаха – к

Особенности русской философии.
- Нет дохристианской философии. - Философия очень долго была религиозной (христианской) (до конца 19 века) - Идея собранности, коллективности - Очень часто носила идеолог

Философские взгляды Ломоносова.
Ломоносов стремился избежать крайностей сенсуализма, подчеркивая решающую роль рационального познания: "Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных ч

Философские взгляды Радищева.
Радищев был убежден в реальности и материальности (телесности) мира. Он писал, что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе" [1]. Согласно его гносеологическим

Революционеры-демократы.
Философские взгляды русских революционеров-демократов XIX в. - А. И. Герцена (1812-1870), В.Г. Белинского (1811-1848), Я.Г. Чернышевского (1828-1889) и Н.А. Добролюбова (1836-1861) занимают особое

Религиозная русская философия к. XIX - н. XX в.
Русская религиозная философия XX столетия формируется на излете "петербургской" эпохи, перед очередным и, может быть, самым драматичным разрывом в российской истории. Это исключительно сл

Соловьев.
На несколько ином понимании нравственно-философского смысла человеческой жизни делает акцент другой русский мыслитель - В. С. Соловьев. Оно резюмируется у него в том, как решается им вопрос о соотн

Бердяев.
Николая Александровича Бердяева (187 - 1948) проблема верности каким бы то ни было религиозным канонам волновала в несоизмеримо меньшей степени. Бердяев учился на юридическом факультете Киевского у

Социально-экономические и научные предпосылки возникновения марксизма.
Социально-экономические причины возникновения марксизма: 1. экономические и социальные процессы; развитие промышленности; 2. промышленный переворот; 3. капитализм переход

Сущность и основные этапы марксизма.
Основа философии Маркса - положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (сознание диалектического материализма). Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс

Особенности и основные течения современной западноевропейской философии.
Философия Гегеля и Фейербаха были вершинами философской мысли, за которыми, должна была возникнуть принципиально новая, научная философия. Та которая представляла бы собой философию материализма, в

Позитивизм и его этапы.
В первой трети XIX в. возникает течение позитивизма, основанное О. Контом (1798-1857). Последователями его философии выступили позднее Г. Спенсер, Дж. С. Милль, Дж. Г. Льюис и другие. Исходная посы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги