Народные движения.

Экономическое и политическое развитие страны сопровождалось крупными социальными движениями. XVII столетие не случайно назва­но «бунташным веком». Именно в этот период произошли две крестьянских «смуты» (восстание И. Болотникова и Кресть­янская война под предводительством С. Разина) и ряд город­ских восстаний в середине столетия, а также Соловецкий бунт и два стрелецких восстания в последней четверти века. Историю городских восстаний открывает Соляной бунт. Указом от 1 фев­раля 1646 г. был введен высокий налог на соль. В 1646-1648 гг. цены на соль выросли в 3-4 раза. Народ начал голодать, в то время как тысячи пудов дешё­вой рыбы сгнили на Волге: рыбопромышленники из-за до­роговизны соли не смогли ее засолить. Все были недовольны. Дорогой соли было продано меньше прежнего, и казна понесла значительные убытки. В конце 1647 г. соляной итог отменили, но было уже поздно

Московский Соляной бунт отозвался восстаниями 1648-1650 гг. в других городах. Самые упорные и продолжитель­ные восстания в 1650 г. были в Пскове и Новгороде. Они были вызваны резким повышением цен на хлеб в результате обязательства правительства поставить Швеции зерно.

В 1662 г. в Москве произошел так называемый Медный бунт, вызванный затянувшейся русско-польской войной и финансовым кризисом. Денежная реформа (чеканка обесце­ненных медных денег) привела к резкому падению курса руб­ля, что прежде всего отразилось на жаловании солдатам и стрельцам, а также ремесленникам и мелким торговцам. Верные царю стрелецкие и «иноземного строя» полки пода­вили бунт. В результате жестокой расправы погибло несколь­ко сотен человек, а 18 публично повешены.

Городские восстания середины века оказались прелюдией крестьянской «войны» под предводительством С.Т. Разина 1670-1671 гг. Это движение зародилось в станицах донского казачества. Донская вольница привлекала беглых из южных и центральных областей Российского государства. Здесь они были защищены действием неписаного закона — «с Дона выдачи нет». Правительство, нуждаясь в услугах казаков для обороны южных границ, платило им жалованье и мирилось с существовавшим там самоуправлением.

Степан Тимофеевич Разин, поднимая народ против «из­менников бояр», выступал от имени Алексея (сына царя Алексея Михайловича), к тому времени уже умершего. Кре­стьянская «война» охватила обширные районы Дона, Повол­жья, Приуралья, нашла отклик на Украине. Восставшие сумели захватить Царицын, Астрахань, Саратов, Самару и др. города. Однако род Симбирском Разин был разбит, а затем выдан «домовитыми» казаками и казнен.

Кризис социальный сопровождался кризисом идеологичес­ким. Примером перерастания религиозной борьбы в соци­альную является Соловецкое восстание» 1668-1676 гг. Нача­лось оно с того, что братия Соловецкого монастыря наотрез отказалась принять исправленные богослужебные книги. Правительство решило укротить непокорных монахов путем блокады монастыря и конфискации его земельных владений. Высокие толстые стены, богатые запасы продовольствия ра­стянули осаду монастыря на несколько лет. В ряды восстав­ших встали и разинцы, сосланные на Соловки. Только в ре­зультате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых осталось лишь 60.

В целом, народные восстания XVII в. имели двойствен­ное значение для развития страны. Во-первых, они отчасти играли роль ограничителя эксплуатации и злоупотребления
властей. А во-вторых — еще больше подталкивали централи­зацию и укрепление госаппарата.

Во второй половине XVII в. возникают противоречия меж­ду церковью и государством. Укрепление самодержавия в Рос­сии сопровождалось стремлением светской власти поставить под свой контроль хозяйственную деятельность церкви, огра­ничить рост монастырского землевладения, судебный и фис­кальный иммунитет монастырей, а также «белого» духовенства. Это, естественно, встречало сопротивление церковных иерар­хов, особенно после того, как в 1652 г. главой русской право­славной церкви стал патриарх Никон, последовательно отстаи­вавший принцип «симфонии властей».