Церковный раскол.

Изменения в социально-экономической и политической жизни страны в XVII в. затронули и церковь, поставив ее пе­ред необходимостью преобразований. Реформа началась с ис­правления и унификации богослужебных книг. Этот вопрос приобрел особую остроту после воссоединения Украины с Рос­сией в связи со значительными различиями, накопившимися в обрядах русской и украинской православных церквей. В самой русской православной церкви не было единства в вопросе о том, по каким образцам надо исправлять и унифицировать богослу­жебные книги. Правительство и часть церковных деятелей в условиях усиления церковно-политических связей России с южнославянскими странами считали, что за образец надо взять греческие книги, по которым совершались обряды в этих стра­нах. Другая часть церковных деятелей («ревнители благочес­тия») настаивала на исправлении книг по древнерусским образцам. Первоначально в кружок «ревнителей благочестия» наря­ду с протопопами Аввакумом Петровичем, Степаном Вонифатьевым и Иваном Нероновым входил и митрополит Никон. Однако, став патриархом, Никон изменил свои убеждения и в 1653 г. распорядился заменить при богослужении земные по­клоны поясными, креститься тремя пальцами вместо двух и привести иконы и богослужебные книги в полное соответствие с греческими образцами. Началась борьба между никонианцами и защитниками старых обрядов, которая завершилась тем, что в 1656 г. «старообрядцы» были отлучены от церкви. Одна­ко это не помешало «старообрядцам» создать свою церковную организацию, в результате чего произошел фактически раскол русской православной церкви.

Этот раскол совпал с конфликтом между патриархом Ни­коном и царем Алексеем Михайловичем. Пока Никон пользо­вался поддержкой царя, его главенствующее положение в цер­кви было достаточно прочным. Однако все изменилось, когда Никон стал претендовать на светскую власть. Он не только присвоил себе титул «великого государя», но и стал самостоя­тельно действовать в решении государственных вопросов. Он открыто говорил о превосходстве духовной власти над светс­кой и высказывал недовольство политикой в отношении церко­вного землевладения, поставившей монастырские земли под контроль правительства. Однако церковный раскол, властолюбие самого Никона и его суровые меры против «ослушников», вызывавшие недоволь­ство у массы духовенства, значительно ослабили позиции офи­циальной церкви. Поэтому попытка Никона возвысить духовную власть над светской в условиях укрепления самодержавия в России была обречена на неудачу. Переоценив силу своего влияния, Никон демонстративно отказался от патриаршества и уехал в Воскресенский монастырь, надеясь, что государь при­зовет его обратно. Однако попытка Никона оказать давление на царя отказом от патриаршества завершилась его осуждени­ем церковным Собором 1660 г. В 1666 г. по инициативе царя в Москве был созван Собор вселенских патриархов, который так­же осудил Никона и снял с него патриаршеский сан. Самого Никона отправили в заточение в один из дальних монастырей. Вместе с тем Собор подтвердил проведенную Никоном церков­ную реформу и проклял ее противников.

Таким образом, конфликт между светской и духовной вла­стью в России во второй половине XVII в. завершился тем, что усилилась зависимость церкви от государства, но церкви уда­лось сохранить внутреннюю самостоятельность и свои земель­ные владения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите причины кризиса, приведшего к Смуте.

2. Охарактеризуйте социальную политику Б.Годунова. Раскройте содержание понятий «заповедные лета», «урочные лета».

3. Расскажите об истории создания и результатах Первого и Второго Ополчения.

4. Назовите новые явления в экономике второй половины XVII в.

5. Раскройте содержание понятия «абсолютная монархия». Какие явления в социально-политической жизни России свидетельствовали о начале процесса формирования абсолютизма?

 

Литература:

1. Георгиева Н.Г. Русская культура: история и современность: Учебное пособие / Н.Г. Георгиева. – М.,1998.

2. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов / М.Н.Зуев. – М.,2005.

3. История России с древнейших времен до конца ХVII века. Ч. 1. – Волгоград, 2000.

4. История России с IX века до наших дней. – Воронеж, 1996.

5. История России с древнейших времен до конца ХVII века. – М., 1997.

6. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Я.А.Перехов. –М., Ростов-на-Дону, 2005.

7. История России: В 2 т / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А. Рахматуллин. – М.,2003.

8. Материалы по истории крестьян в России ХI – XVII вв. – Л., 1958.

9. Мир и Россия: основные тенденции истории. – Воронеж, 1999.

10. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.,2003.

11. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие/ Ю.С.Рябцев. – М.,1997.

12. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – Брянск, 1995.

13. Струков А.В. Отечественная история с древнейших времен до современности: Учебное пособие / А.В. Струков. – Воронеж,2005.

14. Шаповалов В.М. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие / В.М. Шаповалов. – М. 2003.