Образование Древнерусского государства. «Норманнская теория».

Возникновение государства – закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. Следует, вероятно, говорить не об единичных, а о группе факторов, воздействующих на конкретные области жизнедеятельности человеческого общества: социальную, экономическую, политическую, духовную.

В VII-Х вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы). По мнению Б.А. Рыбакова, воз­никновение союзов племен — завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности.

Вопрос о происхождении государственности на Руси осве­щался в различные периоды истории с учетом политических и династических факторов. В XVIII в. немецкие ученые на рус­ской службе Г. Байер, Г. Миллер разработали норманнскую теорию, согласно которой государство на Руси было создано норманнами (варягами). Против этой концепции выступил М. Ломоносов, положив начало полемике между норманистами и антинорманистами. Некоторые ведущие русские ис­торики — Н.Карамзин, М.Погодин, В.Ключевский — в це­лом принимали концепцию норманистов. Многие же русские ученые XVIII-XIX вв. стояли на позициях антинорманизма.

В советский период истории, когда абсолютизировался социально-классовый подход к изучению проблемы, версия о призвании варягов вообще отвергалась, соответственно — и их роль в образовании древнерусского государства. В зару­бежной литературе преобладает норманистский взгляд на образование государства у восточных славян. Среди современ­ных отечественных историков преобладает мнение, что госу­дарство у восточных славян окончательно сложилось в связи с возникновением собственности на землю, зарождением феодальных отношений и классов на рубеже VШ-X вв. Од­нако при этом не отвергается и влияние субъективного фак­тора — личности самого Рюрика в образовании государства.

Ближе всех к исторической истине в освещении начального периода развития Руси, по-видимому, оказался один из ран­них историков монах-летописец Нестор. В «Повести Времен­ных лет» существует две концепции происхождения государ­ства у восточных славян:

1) варяжская, новгородская;

2) славянская, киевская по происхождению.

Начало формирования Киевской Руси Нестор представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в сред­нем Поднепровье. В его рассказе о доваряжском периоде при­водятся сведения о трех братьях — Кие, Щеке и Хориве родом из славян. Старший брат Кий, замечает летописец, не был перевозчиком через Днепр, как некоторые думают, а был кня­зем и ходил в поход даже на Царьград. Кий был родоначаль­ником славянской династии князей, а Киев являлся админис­тративным центром племенного объединения полян.

Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие меж­ду собой племена ильменских славян, кривичей и чудь при­гласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик (862- 879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья — в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской дина­стии Рюриковичей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь) Олег (879 - 912), прозванный Вещим. После похода на Киев и убийства Аскольда и Дира ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство — Киевскую Русь со столицей в Киеве. Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так, князь Игорь (912— 945) при сборе с подвластных земель традиционной дани (полю­дье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. Княгиня Ольга (945-964), вдова Игоря, жестоко ото­мстив за мужа, все же фиксировала размер дани, установив «уроки», и определила места (погосты) и сроки ее сбора. При Ольге сократились внешние походы, что позволило пустить значительные средства на внутренние про­блемы в государстве. По одной версии Ольга первая из представителей русского княжеского дома приняла крещение (по православному обря­ду). Сын Ольги и Игоря Святослав (942-972) государствен­ную деятельность совмещал со значительной полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье и пр. Но, возвраща­ясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.

Объединителем всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава — Владимир (960-1015), прозванный народом Красное Солнышко, подчинивший всех восточных славян Киеву и создавший с помощью городов-крепостей линию обороны от набегов многочисленных кочев­ников.

Вопрос о происхождении понятия «Русь» в настоящее вре­мя является дискуссионным. Историки – норманисты придер­живаются мнения о варяжском его происхождении. В частно­сти, такие известные зарубежные историки, как Р. Пайпс и X. Дэвидсон, полагают, что легендарный Рюрик был из скан­динавского племени «Русь», и это обусловлено названием его новых владений, хотя в Скандинавии пока такого племени не обнаружено.

Историки – антинорманисты подчеркивают южное проис­хождение термина «Русь», обращая внимание на то, что задол­го до появления варягов на Руси в византийских и арабо-персидских источниках для названия славян наряду с «актами», «венедами» и «склавенами» использовалось понятие «росы». В частности, академик Б. Рыбаков считает, что «Русь» — это на­звание одного из славянских племен. В XIX в. Д. Иловайским была выдвинута версия о том, что Русью в давние времена на­зывалась река Волга.

В отечественной историографии долгое время существова­ла гипотеза, выдвинутая еще М. Ломоносовым, которая про­исхождение термина «Русь» связывала с названием реки Рось, притоком Днепра, в бассейне которой жили поляне, ставшие затем центром формирования русского этноса. Однако многие лингвисты отвергают эту гипотезу на том основании, что в ис­торическом развитии русского языка не могло произойти ин­версии буквы «о» на «у». Поэтому название реки «Рось», по их мнению, не имеет никакого отношения к имени «Русь».

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что в докиевский период термин «Русь» топонимически был связан с северными землями, откуда он пришел затем на Юг. В киевский период «Русь» была первоначально династи­ческим именем. Затем значение этого термина распространи­лось на весь социально-верхушечный слой, состоявший из сла­вянских, чудских и варяжских элементов. К XII в. варяжская династия Рюриковичей в течение нескольких поколений совер­шенно «ославянилась», а «Русь» превратилась в этническое имя. Параллельно термин «Русь» употреблялся и в качестве терри­ториальной единицы. В IX в. «Русь» представляла собой не­большой участок днепровского Правобережья с центром в Ки­еве и южной границей по реке Рось. В XII в. понятие «Русь» в территориальном смысле уже употреблялось в более широком объединяющем значении как название всех южнорусских зе­мель. В это же время стало складываться представление о «Руси» как стране-государстве.