Российская культура XIX века

 

Главной отличительной чертой развития российской культуры в XIX веке было то, что она, стремительно развивалась, сумела достичь мирового уровня, а по отдельным направлением даже превзойти его. Российская культура не только еще активнее, чем в XVIIв., воспринимала западный опыт, но и начала – впервые за всю историю – оказывать воздействие на культуру зарубежных стран, на всю человеческую цивилизацию. Прежде всего это относилось к российской литературе, где исполинские фигуры Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого выделялись среди всех писателей этого века. Корифеем мировой музыкальной культуры стал П.И. Чайковский, да и не только он.

XIX век в России – это калейдоскоп: художественных течений, стилей, ценностей. Погоня за идеями и модами века, желание за десятилетия освоить то, на что у западных народов ушли столетия, приводили в культуре мельканию стилей. Одни из них, едва вступив, в свои права и не исчерпав, свои возможности вынуждены, были уступать место другим.

Классицизм, к примеру, был особенно характерен для архитектуры России в первой трети XIX века. Архитектура, как искусство, наиболее обобщающее и широкое, лучше всего выразила идею долга человека перед Отечеством, гордости за его достижения, идею могущества и первичности государства. Имена А.Н. Воронихина, А.Д. Захарова, Т. де Томона, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, К.И. Росси, А.А. Монферрана и построенные ими Казанский собор, Адмиралтейство, здание Биржи в Петербурге, Театральная площадь, Триумфальная арка в Москве, реконструированный Московский университет, здания Главного штаба и министерств на Дворцовой площади, Михайловский дворец (Русский дворец), здания Сената и Синода, Исаакиевский собор в Петербурге – прекрасно подтверждаю эту мысль.

Уже с конца XVIII века классицизм начал теснить сентиментализм, особенно характерный для творчества Н.М. Карамзин “Бедная Лиза” – в литературе или В.А. Тропинина, А.Г. Виницианова – в живописи.

Недовольство повседневной жизнью и существующими порядками приводили человека думающего либо к борьбе с этими условиями, либо к уходу в себя. Подобные настроения соответствовали течению романтизма, особенного модному в Европе благодаря Байрону, Шелли, Шиллеру. С 20-х XIX века это течение распространяется в России и господствует, по меньшей мере, до 30-40х годов (времени появления реализма). Дань романтизму отдали многие российские культуры. Среди них А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, М.Ю. Лермонтов, А. Бестужев – Марлинский и др. С одной стороны, романтизм – это конкретность, открытость души, редкое самовыплескивание. С другой – он тяготеет к снятию исторических и социальных обстоятельств жизни, определяющих черты героев. Романтик создавал идеального, пусть очень симпатичного, но не реального человека.

Разочарование образованного общества в Александре I и особенно чугунная тяжесть николаевского режима приводят к тому, что культура страны начинает развиваться под девизом: “Он истинный поэт и любит Россию, но зато и отрицает ее вполне” (Ф.М. Достоевский). “Отрицание из любви” обычно связывают с воцарением в России реализма. Он берет на себя особую ответственность перед жизнью, обязуясь раскрыть ее дуализм.

Отрицание вполне любимой отчизны, вернее, ее порядков, началось с “Горя от ума” А.С. Грибоедова. Продолжилось “Ревизором” и “Мертвыми душами” Н.В. Гоголя, стихотворениями и “Героем нашего времени” М.Ю. Лермонтова, картинами П.А. Федотова и В.Г. Перова. Исключением из этого правила, как и вообще из всех правил, явился А.С. Пушкин. Молодым он воевал с царем, зрелым смотрел на монарха как на равного.

Позже российская культура сделает некий поворот и, продолжая обличать социально-политическую действительность, начнет искать в жизни страны что-то идеально-утешительное, надеяться то на совесть и чувства интеллигенции, то на устои народной жизни. Огромную роль в этом периоде начинает играть художественная критика, у истоков которой стоял В.Г. Белинский.

“Новая волна” также выносит к вершинам деятелей искусства, которые активно, и часто талантливо, разрабатывают социальную тему, почти не затронутую литературой, живописью, театром “золотого века”. Народность передвижников (объединение художников, возникшее в 70-х годах и стремившееся приблизить свое искусство к народу – И.Н. Крамской, В.М. и А.М. Васнецовы, И.Е. Репин, В.И. Суриков и др.) и их последователей при всей новизне и таланте не уничтожила пропасти между ними и крестьянством. То же самое можно сказать о произведениях Н.А. Некрасова. Да и не могла уничтожить, так как “классовый” деятель культуры не может постичь душу народа. Он остается с народом, вернее, интересуется им в экстремальной ситуации, пока тот унижен и закабален; в обычном, а тем более счастливом виде, крестьянство идеологу менее интересно.

“Шоколадные” по выражению писателя-народника Г.И. Успенского, мужики, наводнившие литературу в 70-80х годах, вовсе не означали, что российская культура переживала глубокий кризис. Произведения И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого, деятелей “Могучей кучки” (объединение композиторов, оформившееся в 1862 г. и проповедавшее народность музыки – М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, М.П. Мусорского, Н.А. Римского-Корсакова) противоречат подобному предложению. Иное дело, что и эти классические произведения имели некоторые особенности, с которыми необходимо познакомиться.

Важной чертой российской культуры XIX века является ее восприимчивость и открытость. Она жадно впитывала в себя и европейский опыт, и находки старых русских мастеров, и собственный опыт современных творцов. Кроме того, открытость культуры выразилась в ее быстрой демократизации, доступности. Рост числа грамотных людей является очень важным событием не только из практических соображений (появление слоя людей интеллектуального труда), но и с точки зрения развития самой культуры.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите и охарактеризуйте буржуазные реформы 1860-70-х гг. Раскройте содержание понятий «отрезки», «временнообязанное состояние», «выкупные платежи», «земство», «суд присяжных», «всеобщая воинская повинность».

2. Что понимают под промышленным переворотом? В чем отличия промышленных переворотов в России и странах Западной Европы.

3. Каких взглядов на крестьянскую общину придерживались народники? Раскройте содержание термина «хождение в народ». Как менялась тактика борьбы народнических организаций?

4. Перечислите и охарактеризуйте основные направления внешней политики второй половины XIX в.

5. Почему XIX в. называют «золотым веком» русской культуры.

 

Литература:

1. Георгиева Н.Г. Русская культура: история и современность: Учебное пособие / Н.Г. Георгиева. – М.,1998.

2. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов / М.Н.Зуев. – М.,2005.

3. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Я.А.Перехов. –М., Ростов-на-Дону, 2005.

4. История России: В 2 т / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А. Рахматуллин. – М.,2003.

5. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.,2003.

6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – Брянск, 1995.

7. Струков А.В. Отечественная история с древнейших времен до современности: Учебное пособие / А.В. Струков. – Воронеж,2005.

8. Шаповалов В.М. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие / В.М. Шаповалов. – М. 2003.

9. Шевченко М. М. История крепостного права в России / М.М. Шевченко. – Воронеж, 1981.