Культура Древней Руси. Значение принятия христианства.

Обращение в христианство — одна из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зару­бежной литературе этот факт признавался решающим и пер­востепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчер­кивают особую роль православия в формировании восточнос­лавянской цивилизации

Но процесс развития древнерусского единого государства объективно требовал установления определенной религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиоз­ный центр славян. В 980 г. князь Владимир предпринял попытку официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но из-за сопротивления союзных племен, поклоняв­шихся другим богам, реформа не удалась. После этого князь обратился к мировым религиям: христианской, магометанс­кой и иудейской. Выслушав представителей этих культов, князь, как писал летописец Нестор, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Визан­тию, так и в Рим. В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светс­ких правителей, в то время как православный константино­польский патриарх признавал:

1) определенную зависимость церкви от государства;

2) допускал использование различных языков в богослу­жении, а не только латыни.

Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарски­ми племенами. Кроме того, внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность бо­гослужения.

Процесс принятия христианства имел интересную исто­рию. Первые достоверные сведения о проникновении хрис­тианства на Русь относятся к IX в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Оль­га. В Киеве имелась христианская община и церковь Свято­го Ильи. В 987 г. византийский император Василий 11 уп­росил Владимира помочь ему подавить восстание Варды Фоки и Варды Склира в Малой Азии. Князь оказал помощь на том условии, что сестра императора Анна будет отдана ему в жены. Это условие было принято в обмен на обещание при­нять христианство. Кстати, близкие родственные отношения правящих династий, в свою очередь, исключали вассальную зависимость молодого русского государства от византийского центра христианства.

В 988 г. князь Владимир обращается в христианскую веру, и она приобретает статус государственной религии на терри­тории Киевской Руси. Распространение христианства шло как путем убеждения, так и путем принуждения, встречая сопро­тивление обращаемых в новую религию. А на крещеной Руси до XIV в. в лесных дебрях тайно горели костры и священнодействовали около них языческие жрецы — волхвы. На протяжении последующих веков в сельских местностях существовало двоеверие — свое­образное совмещение прежних представлений о мире сверхъе­стественного, языческих курганов, буйных праздников род­ной старины с элементами христианского мировоззрения.

Во главе русской православной церкви был поставлен мит­рополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.

Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви — «десятину» (термин происходит от размеров нало­га, составлявшего на первых порах десятую часть дохода на­селения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Кафедра митрополита, еписко­пы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основан­ный в первой половине XI в., получил название от пещер — печёр, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, ока­завших огромное влияние на ход исторического развития стра­ны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монасты­рей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антире­лигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семей­ных норм.

Значение принятия христианства:

1.Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси.

2. Произошло изменение статуса Руси в системе между­народных отношений. Русь стала цивилизационным субъек­том, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.

3. Киевская Русь нача­ла усваивать древнюю иудеохристианскую культуру. Это при­вело к расцвету Киевского государства и распространению новой культуры, что проявилось в строительстве церквей и обретении письменности. Важную роль сыграло присутствие образованных болгар, бежавших в Киев после завоевания их страны Византией. Вводя в практику кириллицу, они пере­дали и свои знания. Старославянский язык стал языком куль­та и религиозной литературы. На основе синтеза этого язы­ка и восточнославянской языковой среды сформировался древнерусский литературный язык, на котором были напи­саны «Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве». Среди монахов появились врачи и учителя. При монастырях начали открываться школы.

4. Принятие христианства привело к смягчению нравов: на грабеж и убийство стали смотреть как на величайшие гре­хи, а прежде они считались признаком доблести. Христиан­ская мораль ограничивала (как правило, только на словах) алчность богатых, заставляла их видеть в простолюдинах, и даже в рабах, людей.

5. Христианство на Руси было принято в восточном, ви­зантийском варианте, позднее получившем название — пра­вославие, т.е. истинная вера. Русское православие ориентировало человека на духовное преображение и оказало огром­ное влияние на формирование менталитета (общественного сознания) древнерусского общества

6. Распространилось православное мировоззрение — стрем­ление к пониманию смысла жизни не в мирском богатстве, а во внутреннем духовном единстве. Традиционное состра­дание русского народа получило свое утверждение в христи­анстве, в его внимании к нищим, больным и убогим, в тре­бовании помогать человеку, попавшему в беду.

Древнерусская культура с принятия христианства стала развиваться как результат синтеза славянской языческой культуры с культурой, доступ к которой открылся Руси с принятием христианства. Причем восприятие этой культуры шло через письменность на славянском языке, понятном населению. Славянская письменность, созданная византийскими монахами-миссионерами Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, получила развитие в славянских государствах, исследовавших христианство в восточном варианте: на Руси, в Болгарии, в Сербии. В отличие от других стран Западной Европы и славянских государств Польши и Чехии, в которых утвердился западный, католический вариант христианства и языком богослужения, а отсюда – и раннесредневековой литературы – стала латынь, церковная служба в православных славянских государствах совершалась на славянском языке и литература была славяноязычной. Благодаря этому, после принятия христианства на Русь поступило (в основном из Болгарии, ставшей христианской страной еще во второй половине IX века) большое количество славяноязычной, главным образом церковной литературы. Через нее, а отчасти и через переводимые на Руси греческие книги, страна приобщалась к различным культурам: античной, ближневосточной, раннехристианской, византийской, славянской христианской.

Широкое распространение среди населения получила грамотность. Об этом свидетельствуют многочисленные находки писем на бересте – берестяных грамот. Наибольшее количество берестяных грамот найдено в Новгороде (что обусловлено особыми почвенными условиями Поволховья).

Уже в XI в. возникает оригинальная русская литература. Именно она стала значительной по своим достижениям отраслью древнерусской культуры. Многие ее памятники входят в число выдающихся литературных произведений европейского средневековья. Самим ранним из дошедших до нас оригинальных литературных произведений Древней Руси является “Слово о законе и благодати” митрополита Иллариона (середина XI в.). В XI в. зарождается жанр летописи. Наиболее известный памятник раннее летописания – “Повесть временных лет” (начало XII в.) В этом произведении история “Русской земли” подана в контексте общеславянской истории, а та, в свою очередь, вписана в историю мировую (таковой являлась, по тогдашним понятиям, история библейская и греко-римская). В последующие столетия “Повесть временных лет” включалась во многие летописные своды в качестве начальной части. В XII-начале XIII в., с формированием самостоятельных княжеств-земель, во многих из них (Киевской, Новгородской, Черниговской, Переяславской, Владимиро-Суздальской, Галицко-Волынской) начинается вестись свое собственное летописание.

К XI в. относится складывание на Руси жанра оригинальных житий святых, т.е. произведений, посвященных первым русским святым. Наиболее известны созданные во второй половине XI- начало XII в. жития князей Бориса и Глеба, а также Феодосия – игумена Киево-Печерского монастыря.

Наиболее выдающимся по своим художественным достоинствам памятником литературы домонгольской Руси является “Слово о полку Игореве” (конец XII в.) - поэтическое произведение, написанное по поводу неудачного похода наполовцев в 1185 г. новгород-северского князя Игоря Святославовича (из ветви черниговских князей – Ольговичей). Автор “Слово о полку Игореве” (имя его остается неизвестным, несмотря на множество высказанных по этому поводу гипотез и догадок), отталкиваясь от этого события, создал поэму-размышление о прошлом и настоящем Русской земли, призвал русских князей к единению перед лицом внешней опасности.

Концом XII столетия датируется и другое замечательное произведение – “Слово Даниила Заточника”. Оно написано в форме обращения опального представителя низшего слоя знати к князю.

Своеобразным эпилогом литературы Руси домонгольского периода может считаться “Слово о погибели Русской земли”, написанное, по-видимому, в 1238 г., во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь. В этом произведении описываются красоты Русской земли, воспевается ее могущество при прежних князях (Владимире Мономахе, Юрии Долгоруком, Всеволоде Большое гнездо), констатирующее с бедственным нынешним положением.

Устное народное творчество получило свое наиболее яркое выражение в былинах – эпических песнях, повествующих о подвигах русских богатырей. Былины создавались в течение всей эпохи средневековья, но значительная часть былинных сюжетов (в частности, циклы былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче Садко) связаны со своим происхождением с событиями домонгольского периода русской истории.

Высокого уровня достигло на Руси каменное зодчество и церковная живопись. Наиболее ранним из сохранившихся до нашего времени памятников архитектуры являются соборы святой Софии в Киеве и Новгороде и Спасский собор в Чернигове (созданы в 30-40-х годах XI в.). На вторую половину XII – начало XIII в. приходится расцвет каменного строительства во Владимиро-Суздальском княжестве: здесь самыми известными памятниками являются Успенский и Дмитриевские соборы во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и церковь Покрова на Нерли. Из памятников Новгородской архитектуры XII в. выделяются Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Где они располагались?

2. Опишите хозяйственную деятельность и общественный строй восточных славян.

3. В чем заключается «норманнская теория» происхождения Древнерусского государства? Приведите аргументы противников данной теории.

4. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю политику первых киевских князей.

5. Проанализируйте значение принятия христианства на Руси. Чем был обусловлен выбор веры?

 

Литература:

1. Георгиева Н.Г. Русская культура: история и современность: Учебное пособие / Н.Г. Георгиева. – М.,1998.

2. Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до ХVII вв./ Б.Д. Греков. – М.–Л., 1946.

3. Григорьев А. В. Северская земля в VIII – начале XI века по археологическим данным / А.В. Григорьев. – М., 1990.

4. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь/ Л.Н.Гумилев. – М., 1989.

5. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов / М.Н.Зуев. – М.,2005.

6. История России с древнейших времен до конца ХVII века/ Под ред. А.Н.Сахорова. – М., 1997 .

7. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Я.А.Перехов. –М., Ростов-на-Дону, 2005.

8. История России: В 2 т / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А. Рахматуллин. – М.,2003.

9. Между лесом и степью // Родина, 1991, № 4.

10. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.,2003.

11. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие/ Ю.С.Рябцев. – М.,1997.

12. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – Брянск, 1995.

13. Струков А.В. Отечественная история с древнейших времен до современности: Учебное пособие / А.В. Струков. – Воронеж,2005.

14. Церковь, общество и государство в феодальной России. – М., 1990.

15. Шаповалов В.М. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие / В.М. Шаповалов. – М. 2003.

Кожинов В. В. История Руси и русского слова: современный взгляд. – М. 1997.