Культура в 1920-30-е годы

 

Политика Советского государства в области культуры в 20-30-е гг. была ориентирована на превращение системы воспитания, общественных наук, литературы, искусства в инструменты “воспитательного” воздействия на массы. Большевистская “культурная революция”, с одной стороны, вела к приобщению широких слоев населения к достижениям науки и искусства, сделало образование бесплатным и доступным. С другой стороны, в это время усиливалось идеологическое давление в области культуры. В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет- Главлит. За репертуаром театров и зрелищных мероприятий был призван следить Главрепертком. В августе 1922 г. из страны на “философском пароходе” было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных ученых и деятелей культуры (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Сорокин, С.Л. Франк и др.). В середине 1920-х гг. была проведена чистка библиотек, прекращена деятельность практически всех частных и независимых журналов. Процесс подчинения культуры интересам правящей партии был завершен в 1930-е гг.: была проведена унификация и жесткая регламентация всех сфер искусства, науки, образования.

В области народного образования одной из главных задач оставалась борьба с неграмотностью. В 1920 г. при Наркомпросе была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности. В 1923 г. возникло Всероссийское добровольное общество “Долой неграмотность”. В 1928 г. по инициативе комсомольцев начался всесоюзный культурный поход “Грамотный- обучи неграмотного”. В итоге, к концу 1930-х гг. 80% населения умели читать и писать.

В 1930 г. в СССР было введено всеобщее начальное образование (в городах – обязательно семилетнее). В 1931 г. в школе восстанавливались традиционные методы обучения (уроки, учебные дисциплины, система оценок). Все эксперименты в области образования были объявлены “левацким уклоном”. В школе строгое расписание, дисциплина. С 1934 г. было восстановлено преподавание истории, введены единые учебники. С 1934 г. вводилось деление школы на начальную (1-4классы), неполную среднюю (1-7 классы) и среднюю (1-10 классы).

Нужды производства обостряли необходимость создания профессиональных школ, которые с 1933 г. стали создаваться при заводах и фабриках. Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства.

Мощный импульс для дальнейшего развития получила высшая школа. К 1939 г. в стране было 750 вузов, в которых обучалось 620 тыс. студентов против 91 вуза и 112 тыс. студентов в 1941 г. Большую роль играли рабфаки: к 1925 г. их выпускники составили половину принятых в вузы студентов. В формировании новой – советской – интеллигенции особая роль отводилась Институту К. Маркса и Ф. Энгельса, Коммунистической академии, Коммунистическому университету, Институту В.И. Ленина, местным совпартшколам. В тоже время советское руководство в 1921 г. упразднило автономию вузов. Профессура и преподаватели, не разделявшие коммунистических убеждений, увольнялись.

Центром советской науки стала Российская Академия Наук, преобразованная в 1925 г. в Академию Наук СССР. В 1929 г. открылась Всесоюзная Академия сельскохозяйственных наук им. В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). В середине 30-х гг. отделение союзной Академии наук были созданы в республиках.

Проводились исследования в области микрофизики (П.Л. Капица), физики полупроводников (А.Ф. Иоффе), атомного ядра (И.В, Курчатов, Г.Н. Флеров и др.), ракетной техники. Группа А.П. Александрова разработала способы защиты кораблей от магнитных бурь. Большие средства вкладывались в создание конструкторских бюро, где велась разработка новых образцов военной техники: танков (Ж.Я. Котин, М.И. Комкин, А.А. Морозов), самолетов (А.И. Туполев, С.В. Илюшин, Н. Поликарпов. А.С. Яковлев), артиллерии (В.С. Грабин, И.И. Иванов и др.), автоматического оружия (В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев).

Большое значение придавалось исследованию северных районов страны: спасение экспедиции с затонувшего в 1937 г. в Чукотском море “Челюскина”, беспосадочные перелеты в 1937 г. из Москвы в США, исследование Северного полюса экспедицией И. Папанина и др.

Среди общественных наук особое место занимала история. В 1938 г. вышел “Краткий курс истории ВКП(б)”, который давал крайне тенденциозную и далекую от истины историю коммунистических партий.

В области литературы крупные произведения публиковали Горького, Толстого, Шолохова, Булгакова, Фадеева, Серафимовича, Фурманова, Островского. К числу крупнейших поэтов принадлежали Ахматова, Цветаева, Твардовский. Развивалась детская литература – Маршак, Барто, Михалков. Бианки, Кассиль.

В области искусства бурно развивалось монументальное строительство и скульптура: памятники вождям компартии (Шадр, Меркулов), скульптурные композиции, ‘изображавшие ратные подвиги’ советских людей. В тоже время разрушаются новые архитектурные памятники: Сухарева башня, храм Христа Спасителя в Москве и др. Большую роль играло творчество композиторов И. Дунаевского, Д. Шостаковича.

В кинематографе преобладали фильмы на героико-революционную тематику: “Броненосец Потемкин”, “Мать”, ”Чапаев” и др. В тоже время были созданы веселые и яркие комедии: “Веселые ребята”, “Цирк”.

На протяжении 1920-х и начале 1930-х гг. в СССР происходило идейно-эстетическое противоборство в области литературы и искусства. Долгое время продолжали свою деятельность творческие группировки. Течения различных направлений. Между их представителями – в первую очередь, между сторонниками “нового” (советского) искусства и так называемыми “попутчиками” – в 1920-е гг. развернулись острые споры, которые приобрели вскоре политическую окраску. В 1925 г. был введен партийный контроль над идеологической благонадежностью произведений литературы и искусства. В 1932 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) об объединении всех писателей, художников, композиторов, кинематографистов, в творческие союзы (Союз писателей, Союз архитекторов и др.). Те деятели искусства и литературы, кто не желал подчиниться указаниям большевистской партии, или по каким-либо причинам не устраивал ее руководство, подвергались гонениям (М. Булгаков, Н. Клюев и др.)

Происходило утверждение принципа социалистического реализма, который требовал от произведений литературы и искусства коммунистической идейности, служения задачам социалистического строительства; необходимо было показать “руководящую и направляющую” роль партии

Т.о., советская культура к концу 30-х гг. подчинена интересам тоталитарного государства.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите признаки тоталитарной системы. Что способствовало установлению режима личной власти И.Сталина.

2. Расскажите о политике индустриализации страны: необходимость, источники, методы, темпы, результаты первой и второй пятилеток, итоги.

3. Проанализируйте курс на коллективизацию: причины, цели, темпы, осуществление сплошной коллективизации и раскулачивания, результаты, последствия.

4. Почему потерпела неудачу политика коллективной безопасности, проводимая СССР накануне Второй мировой войны?

 

Литература:

1. Астахова Е. В. Становление многопартийности в СССР: Некоторые аспекты/ Е.В.– Харьков, 1992.

2. Георгиева Н.Г. Русская культура: история и современность: Учебное пособие / Н.Г. Георгиева. – М.,1998.

3. Зуев М.Н. История России: Учебник для вузов / М.Н.Зуев. – М.,2005.

4. История России. ХХ век. – М., 2003.

5. История России: IX-XXI вв. От Рюрика до Путина: Учебное пособие/ Отв. ред. Я.А.Перехов. –М., Ростов-на-Дону, 2005.

6. История России: В 2 т / А.Н.Сахаров, Л.Е.Морозова, М.А. Рахматуллин. – М.,2003.

7. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.,2003.

8. Радзинский Э. Сталин / Э. Радзинский. – М.,2003.

9. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И.Семенникова. – Брянск, 1995.

10. Струков А.В. Отечественная история с древнейших времен до современности: Учебное пособие / А.В. Струков. – Воронеж,2005.

11. Хлевнюк О. В. 1937-ой: Сталин, НКВД и советское общество / О.В. Хлевнюк. – М., 1992.

12. Шаповалов В.М. Истоки и смысл российской цивилизации: Учебное пособие / В.М. Шаповалов. – М. 2003.