Особенности политического и духовного развития.

В 1977 г. была принята новая советская Конститу­ция. В основу ее была положена концепция развитого социализма. К середине 70-х годов стало ясно, что по­строение коммунизма, намеченное Программой партии при Хрущеве, становится все более отдаленной меч­той коммунистов. Поэтому была выдвинута концепция развитого социализма.

В период руководства Л.И.Брежнева резко возрос­ла роль партийной и хозяйственной номенклатуры, которая заботилась лишь о личном благосостоянии и своих привилегиях. Номенклатурными кадрами счита­лись лица, занимавшие высокие посты в государствен­ных органах. Они утверждались партийными органа­ми и представляли господствующий социальный слой руководителей во всех сферах жизни общества. Для номенклатуры была создана система привилегий и материальных благ, о которой не знало большинство советских людей, поскольку об этом не сообщалось в средствах массовой информации. В систему привилегий входи­ли столовые для различных категорий ответственных работников партии и правительства, специальные магазины, ателье, особые лечебные учреждения и са­натории, охотничьи угодья и многое другое.

При Брежневе особо расцвели присущие советс­кой системе такие негативные явления, как подхалим­ство, протекция, семейственность. Зачастую на хоро­шо оплачиваемую работу можно было устроиться толь­ко по знакомству. Ценились не профессионализм и компетенция работников, а их личные связи. Только членство в комсомоле, а затем в КПСС давало возмож­ность сделать карьеру и занять руководящий пост. В Конституции СССР была специальная статья, в ко­торой утверждалось, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организа­ций является КПСС.

Абсолютным мифом было положение брежневской Конституции о том, что развитое социалистическое общество являлось «обществом подлинной демокра­тии». По сравнению с хрущевской «оттепелью» при Брежневе идеологический контроль над обществом резко усилился. При этом начисто отсутствовали де­мократические начала в государственной и иных сфе­рах жизни советского народа, осуществлялась борьба с любыми проявлениями демократии.

В этой связи в 60-х годах развернулось движение в защиту прав личности. На Пушкинской площади в Москве состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами. Участники этого движения выс­тупали против нарушения прав человека в СССР. Критиковали партийно-государственное руководство страны за то, что им не соблюдались положения Все­общей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г., а именно: право на свободу убеждений, свобод­ное получение и распространение информации внут­ри страны и за ее пределами, право на свободный выбор страны проживания, свободу религий, свободу от психиатрических репрессий. Многие страны мира в те годы соблюдали положения этой Декларации.

В СССР стали распространяться произведения самиздата, представляющего собой книги и журналы, напечатанные путем машинописи, ксеро- и фотокопированием и другими способами, без соответствующего разрешения официальных органов. В этой литературе отражались независимые точки зрения на происходив­шие в стране события. В СССР произведения самизда­та запрещались к распространению, поскольку они были своеобразной реакцией общества на подавление духовной свободы, на неприятие инакомыслия, отсут­ствие правдивой информации, цензурные запреты. Еще в годы хрущевской «оттепели» появились первые произведения самизда­та: «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, неизвестная по­эзия А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой; «Технология вла­сти» А.Г. Авторханова; произведения М.А. Булгакова, А.П. Платонова, В.В. Набокова, А.И. Солженицына, тек­сты песен А.А. Галича. Запрет на издание этих произ­ведений был снят позже — в годы перестройки. За публикацию неразрешенных произведений или изда­ние их за границей авторы наказывались лишением свободы. В 1965 г. были арестованы А.Д. Синявский и Ю.М. Даниэль зато, что они опубликовали свои произ­ведения за рубежом. В результате их приговорили со­ответственно к пяти и семи годам лишения свободы. В 1967 г. в Уголовный кодекс СССР была введена соот­ветствующая статья, предусматривавшая наказание за клевету на советский и общественный государствен­ный строй.

В 1968 г. правозащитники выступили против ввода советских войск в Чехословакию. В СССР создавались правозащитные организации. Одна из них — Комитет прав человека — оформилась в 1970 г. Среди иници­аторов создания ее был академик А.Д. Сахаров. Коми­тет прав человека собирал и отправлял в ООН факты нарушения прав человека в СССР. С 1973 г. начинает­ся диссидентское движение, члены которого, мысля нетрадиционно, критиковали не только отсутствие в СССР демократических свобод и прав граждан, но и господствующую коммунистическую идеологию. В 1974 г. в СССР усилились репрессии против инако­мыслящих, которые все чаще обращались к Западу и критиковали советскую систему. Примечательно, что одновременно с движением диссидентов в СССР по­добные организации инакомыслящих образовались в социалистических странах Восточной Европы — в Че­хословакии и Польше.

В конце 70-х годов начался закат диссидентского движения, прошли многочисленные аресты. Для борь­бы с инакомыслием в составе КГБ было сформировано специальное управление. Около тысячи диссидентов оказались в тюрьмах. Они отбывали сроки заключения в политических лагерях либо в психиатрических боль­ницах. А.Д. Сахаров, являясь непримиримым политичес­ким оппонентом властей, яростно выступал против ввода советских войск в Афганистан в 1979 г., за что был лишен государственных наград и выслан в город Горький, где пробыл семь лет.

После смерти Л.И.Брежнева диссидентское движе­ние закончилось. В середине 80-х годов заключенные правозащитники и диссиденты были освобождены. Многие из них поддержали перестройку в СССР, ста­ли членами общественных движений, групп и партий. В 1992 г. в средствах массовой информации появилось сообщение о закрытии последней колонии для полити­ческих заключенных.