Славянские племена и их расселение

В настоящее время с достаточной долей вероятности можно говорить, что накануне выхода славян в VI в. н.э. на сцену Великого переселения народов под своим именем (словене) они занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра Расселение славян происходило в \/1-\/111 вв. по трем основным направлениям: на юг - на Балканский полуостров; на запад - в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образований, которые можно условно определить как племенные княжения,составляли, как правило, более крупные — союзы племенных княжений.Создание территориально-политических общностей явилось важной предпосылкой формирования государственности. На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известны такие союзы славянских племен как: поляне, древляне, волыняне(другое название — бужане,), хорваты(часть крупного праславянского племени, распавшегося в VI—VII вв. на несколько частей), тиверцы, уличи,а также радимичи, вятичи, дреговичи, кривичи.Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз. Ильмень и р. Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене,совпадающее с общеславянским самоназванием Хозяйственной ячейкой была преимущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община — вервь. Члены верви совместно владели сенокосами и лесными угодьями, а пашенные земли были поделены между крестьянскими хозяйствами. Переход от кровнородственной общины и патриархального рода к соседской общине и малой семье произошел у славян в ходе расселения (VI—VIII вв.).

Говоря о полянах, древлянах, вятичах и других племенах, надо иметь ввиду, что речь идет не просто о племенах, а о политических и военных союзах, включавших в себя до ста и более мелких племен и

* Жирным шрифтом выделены новые понятия, которые необходимо усвоить. Знак' этих понятий будет проверяться при тестировании.

Современный Гуманитарный Университет


называвшихся по имени одного из них, самого сильного и многочисленного. Каждый такой союз имел собственных князей-вождей из племенной знати. Историки считают, что восточно-славянские союзы племен были зародышевой формой государства, иногда их даже именуют протогосударствами. Выделение дружин было существенным этапом в расслоении славянской общины и превращения власти князя из родоплеменной в государственную.

I 1.2. Концепция образования государственности у славян

Монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор в "Повести временных лет" (конец XI - начало XII в.) оставил одно из первых описаний начальных фаз развития Руси. Формирование Киевской Руси он изображает как образование в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название одного из племен "рос" или "рус". В \/1!I-IX вв. произошло объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен с центром в Киеве.Нестор рассказывает о том, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь для наведения порядка пригласили варяжского князя (конунга). Князь Рюрик (862-879)прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья соответственно в Белоозере и Изборске. В 882г. находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекун князь Олег (879 - 912) осуществляет поход на Киев, объединяет Новгородскую и Киевскую земли, переносит столицу Древнерусского государства в Киев. Возникло единое государство - Киевская Русь.

Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой - торговый путь "из варяг в греки", зачинателями объединения оказались два важнейших восточно-славянских центра - Новгород и Киев, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882-912).

Вокруг этого летописного исторического преданья издавна ведутся споры. Известия летописца стали основанием для возникновения в XVIII в. "норманнской теории",(авторы Г.-Ф. Миллер и Г.-З. Байер) согласно которой государство у славян создали норманны - скандинавские викинги, которых на Руси называли варягами. Норманнская теория имела особое политическое значение для того времени: она оправдывала существовавшее тогда засилье немцев в государственном аппарате России. Патриотически настроенные отечественные ученые (прежде всего М.В.Ломоносов) в противовес норманистам пытались иногда полностью отрицать как само присутствие варягов на Руси, так и их участие в создании древнерусской государственности.

Современный Гуманитарный Университет


Славяне и скандинавы находились в У1И-1Х вв. примерно на одном уровне социального развития. В этих условиях викинги не могли принести славянам ни более высокой культуры, ни государственности. Государственность есть итог длительного самостоятельного развития общества. Приглашение варягов на княжениесвидетельствует о том, что форма власти была уже известна. Варяги, судя по летописи "Повесть временных лет", осели в уже существовавших городах, которые можно рассматривать как показатель высокого развития восточнославянского общества. Вместе с те'М-лреуменьшение роли варягов в политических процессах, как это делают крайние антинорманнисты, доказывая абсолютную самобытность славянской государственности, противоречит известным фактам. Смешение родов и племен, преодоление былой замкнутости, установление регулярных связей с близкими и дальними соседями, наконец, этническое объединение северо- и южнорусских племен - все это характерные особенности продвижения славянского общества к образованию государства.

В истории Киевской Руси выделяется три периода: период становления; укрепления и расцвета; разложения.Первый период, хронологические рамки которого определяются IX - концом X в., связан с деятельностью киевских князей - Олега, Игоря (912-945), Ольги (945-957), Святослава (957-972).В это время почти завершается процесс объединения основных восточнославянских земель. Киевскими князьями решается проблема обороны и одновременно завоевания и защиты торговых путей: ведется борьба с варяжскими дружинами, Византией и Хазарией, начинается многовековая борьба со степняками-кочевниками, орды которых непрерывным потоком вливались в южно­русские степи. Отношение Древней Руси и Великой степи, постоянные столкновения с восточными и юго-восточными кочевниками оказали значительное влияние на становление славянской государственности. Великая степь в течение долгих веков была для народа' Древней Руси постоянной угрозой и постоянным источником опасностей, нашествий и разорения. Через так называемые "ворота народов" - открытое пространство между Уральскими горами и Каспийским морем - почти непрерывным потоком вливались в южнорусские степи волны кочевых азиатских народов. Они подвергали русские земли опустошительным нашествиям и вынуждали русский народ истощать свои силы в непрерывной тяжелой борьбе. Многовековая борьба "леса со степью", проходившая с переменным успехом, была постоянно действующим фактором в русской истории. В этот период существования русского государства начинается переход от сбора данис населения путем периодических объездов князем и его дружиной зависимых земель (полюдье)к созданию административно-финансовых центров сбора дани. Укрепление и расцвет Киевской Руси (конец X - первая половина XI вв.) связан с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054).В этот период завершается

Современный Гуманитарный Университет

ю


объединение восточнославянских земель в рамках единого государства; решается проблема обороны южных и юго-восточных рубежей страны; расширяется территория государства. Общественный строй в Киевской Руси, как и в других средневековых государствах Европы, формировался как феодальный, основанный на сочетании крупной земельной собственности с зависимым мелким крестьянским хозяйством. Господствующий класс был представлен военнослужащей знатью русских князей - дружиной. В X в. появилась индивидуальная форма феодальной земельной собственности - вотчины; часть крестьян переходила из разряда государственных данников в зависимость от частных землевладельцев.

Наиболее значимым событием этого времени, оказавшим огромное влияние на всю последующую историю страны и в значительной степени определившим особенности ее развития, явилось крещение Руси.Рассматривая эту проблему, надо иметь в виду, что в конца IV в. происходит разделение единой Римской империи на Западную и Восточную. Судьба церкви на Западе, где господствовал латинский язык, и в Восточной империи, в которой был распространен греческий язык, оказались различны. На различия в культуре, религиозных обычаях, обрядах наложились противоречия между растущими притязаниями римских пап на господство в церкви и стремление восточной церкви во главе с патриархом Константинопольским вершить дела самостоятельно. К этому прибавились разногласия по богословским вопросам. В 867 г. произошел разрыв между папой Римским и патриархом Константинопольским, а в 1054 г. патриарх и посол папы. Римского отлучили друг друга от церкви. Так произошло официальное разделение церквей. За западной церковью закрепилось название римско-католическая,а за восточной - греко-кафолическая, или православная.

Таким образом, православие было господствующей религией Восточной Римской (Византийской) империи.