Раздробленность Руси. Основные политические и культурные центры Руси

Третий период в истории Киевской Руси (вторая половина XI -начало XII вв.) характеризуется усилением тенденций раздробленности Руси.

Древнерусское государство не миновало тех процессов феодального дробления, которые в это время происходили во многих государствах Европы и Азии. Уже в середине XI в. Древняя Русь -огромная территория с разнообразным в экономическом, этническом и культурном отношении населением, объединенная под властью Киева, стала постепенно распадаться, что в конечном итоге привело к созданию целого ряда самостоятельных государственных образований -своеобразной федерациикняжеств, возглавляемой киевским князем, власть которого все более слабела и приобретала номинальный характер. К середине XII в. параллельно идущий процесс укрепления отдельных княжеств и ослабления Киева привел к распаду этого единого государства и образованию на территории Киевской Руси ряда самостоятельных княжеств и земель.

Причины феодальной раздробленности: появление и распространение феодального землевладения, причем не только княжеского, но и частного, возникновение боярских сел,а также то, что процесс постепенного оседания дружин на землю заставил и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество. В то же время процесс феодальнойраздробленности по своему содержанию создавал новые благоприятные условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития русских земель. Укреплялась власть крупнейших феодалов на местах и зарождались местные административные центры.

В начале XII в. на месте единого государства возникло около полутора десятков независимых княжеств. Наиболее крупными из них были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынскоеи Новгородская боярская республика.

Крупнейшим в Южной Руси было Галицко-Волынское княжество (столица Галич, затем Львов), образовавшееся в 1199 г. в результате объединения Галицкого и Волынского княжеств. Здесь разрабатывались

Современный Гуманитарный Университет


богатые залежи соли, была распространена обработка железа, ювелирное дело, гончарное производство, строительное дело, было) развито сельское хозяйство. Поддерживались торговые связи с другими русскими княжествами, а также с Византией, Чехией, Польшей, Германией, Литвой. Активное влияние на политику княжеств оказывало боярство. Приграничное положение этих русских земель заставляло князей проявлять серьезную заботу о защите западных рубежей своих владений.

Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская) оказалась в более благоприятном положении, чем южная и западная. Здесь не было угрозы западного вторжения, набегов половцев, замедлен процесс разложения до середины XIII в. Это позволило сохранить в более полном объеме духовную и материальную культуру Древней Руси. Поток, переселенцев из Поднепровья усилил Северную Русь настолько, что она получила решительное преобладание над остальными областями Русской земли. В 1157 г. столицей самого могущественного Владимирского великого княжества становится Владимир на Клязьме.

Каждое из независимых княжеств оказывало решающее влияние на политическую жизнь в соседних с ними землях и княжествах. Князья в них обладали всеми правами суверенных государей. Наряду с продолжавшими действовать нормами "Русской правды" в землях и> княжествах начинают складываться свои правовые нормы, находившие отражение в договорах между князьямии в торговых договорах русских городов с зарубежными. Сепаратистские тенденции местных) феодалов поддерживали и окрепшие города, их число в XIII в. достигло ) 300. Вокруг городов сконцентрировались местные рынки, зарождалось! товарное производство. Во второй половине XI в. выросло значение( таких политических и культурных центров, как, Чернигов, Галич,! Ростов, Суздаль, Владимир-Волынский, Смоленск.Особое место* среди княжеских земель занимал Новгород- один из древнейших русских городов, впервые упомянутый в летописи в 859 г., с конца X в. I становится вторым по значению центром Киевской Руси. Этот город был I расположен вблизи жизненно важной торговой магистрали тогдашней! Восточной Европы - так называемого пути "из варяг в греки",! соединявшего Балтийское море с Черным системой рек, озер и волоков. Благодаря этому Новгород являлся посредническим центром в торговле между Западной Европой, славянскими землями и Востоком. Он был одним из крупнейших европейских городов с высокоразвитым ремеслом и широкими торговыми связями. Уникальность исторического опыта Новгорода проявлялась прежде всего в том, что в системе древнерусских земель и княжеств это был самый крупный город-государство, где не существовало правящей династии князей. В XII в. он становится боярской республикой с самобытным "вечевым" политическим устройством, при котором важнейшие государственные дела решались на городском собрании - вече, а в других княжествах

Современны^ Гуманитарный Университет


Древней Руси главным законом была воля князя.

Таким образом, русские земли, каждая из которых была крупнее европейских государств, стала вести самостоятельную внешнюю политику, заключать договоры с иностранными государствами и между ]собой. По мере обособления княжеств междуусобная борьба, до этого периодически вспыхивавшая в рамках единого государства, превратилась в почти непрерывную войну за расширение подвластных им территорий. Постоянные междуусобные войны вели к дроблению княжеств, чем облегчали иноземные завоевания русских земель. Наступил период феодальной раздробленности, который охватывает в целом ХИ-Х\/ в.

. 1.5. Культура домонгольской Руси

Две основные идеи лежали в основе культуры домонгольской Руси:

идея православия и идея воинства Руси, осознание общности всей

Русской земли. Русь вступила в полосу своего расцвета, вырос ее

международный авторитет. Высокого уровня достигли ремесла, техника

деревянного строительства, складывался эпос, его сюжеты сохранились

в записанных много веков спустя былинах. Не позднее конца IX в. -

,начала X в . на Руси появились славянские азбуки - кириллица и

|глаголица, соединение славянской дохристианской культуры с тем

) культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства

! из Византии, а также Болгарии (уже в течение столетия к этому времени

(являвшейся христианским государством) приобщил страну к

(византийской и славянской христианской (православной) культурам, а

(через них к культурам античной и ближневосточной, создал феномен

! русской средневековой культуры. Ее высокий уровень был во многом

обусловлен применением в качестве языка церковной службы и в

; качестве литературного славянского языка; понятного всему населению

;(в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших

(католицизм, где языком церковной службы была латынь - язык,

'незнакомый большинству населения).

' Уже в XI в. появляется оригинальная древнерусская литература. К выдающимся литературным памятникам мирового средневековья (относятся такие произведения, как "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (середина XI в.). "Поучение" Владимира Мономаха (начало XII в.), "Повести временных лет" (начало XII в.), "Слово о полку Игореве" (конец XII в.), "Слово Даниила Заточника" (конец XI* в.), "Слово о погибели русской земли" (середина XIII в.). С принятием христианства мощный импульс получает развитие иконописи, фресковой живописи, расцветает каменное зодчество. В 989 г. в Киеве завершилось строительство огромного главного храма Руси - каменного собора Святой Богородицы.Вершиной зодчества XI в. является Софийский собор (1037) в Киеве, построенный греческими и русскими мастерами.

Современный Гуманитарный Универсиют


В XI в. были построены также Софийские соборы в Новгороде и

Пскове,воздвигнуты каменные строения во Владимиро-Суздальской земле. Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли(1115).

Таким образом, в период феодальной раздробленности Русь ; представляла собой своеобразную федерацию княжеств и земель.Исторические условия существования Руси не изменились, оставалась и обогащалась культура, вера, единый древнерусский язык. Резкое изменение условий исторического существования русских земель произошло позднее, в середине XIII в. - с монголо-татарским завоеванием.