Культура и быт Древней Руси

Основные даты и события: XI в. — первые берестяные грамоты на Руси; середина XI в. — древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы — «Слово о законе и благодати» Иллариона; середина XI в. — сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове.

Исторические деятели: Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Иларион; Нестор.

Основные термины и понятия: летопись; зернь; скань; перегород­чатая эмаль, фреска, мозаика.

План: 1) исторические условия развития культуры; 2) основные достижения в развитии культуры Древней Руси; 3) историческое значе­ние культуры Древней Руси.

Основой для развития культуры Древней Руси была славянская культура. На тематику творчества большое влияние оказали формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление государст­венных границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; начинавшиеся феодальные усобицы.

Важным достижением культуры Древней Руси было деревянное и каменное зодчество. Крупнейшие каменные сооружения того времени — Софийский собор в Новгороде, Золо­тые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Особенностью Новгорода стали деревянные мостовые, появив­шиеся здесь раньше, чем в Париже. Соборы украшались моза­икой и фресками. Заимствуя из Византии сюжеты и технику письма, эти произведения отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров. Значитель­ных успехов достигли ремесленники, создававшие украшенные орнаментом мечи, прочные кольчуги, оригинальные ювелир­ные украшения (зернь, скань, эмаль, чернь).

Широкое распространение получили письменность и грамот­ность. Была введена славянская азбука кириллица, созданная на основе греческого уставного письма, приняты использовавшиеся в то время в Византии способы изображения чисел. Первые шко­лы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была со­брана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только со­временные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений.

Появились первые летописи — погодные записи круп­нейших событий, с включением документов и их коммента­риев. Древнейшей летописью, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет». В ней описываются истоки зарождения и начальный этап сущест­вования Древнерусского государства. Древнерусская литера­тура представлена такими произведениями, как «Житие Бори­са и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» Илариона, былинами. Особенностью древнерусского эпоса было то, что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их делами и заботами.

Большое влияние на культурное развитие Древней Руси ока­зало принятие христианства. Кроме каменного строительства и грамотности оно принесло отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). В быту славянские имена вытеснялись именами святых православной церкви.

Образование Древнерусского государства. Возникновение государства у восточных славян проходило в весьма сложных внутри– и внешнеполитических условиях. Сформировавшееся в IX — X вв., оно получило название Русь. Территориальным ядром государства восточных славян стал союз племенных княжеств полян с центром в Киеве. Около середины IX в. на севере Восточной Европы сформировалось другое протогосударственное образование с центром в Поволховье — на основе союза племенных княжеств словен, части кривичей, а также неславянских этносов (чудь, весь). Эта своеобразная федерация союзов племен платила дань скандинавам — викингам (варягам). В Западной Европе их называли норманнами северными людьми.

“Откуда есть пошла Русская земля?” Почти тысячу лет назад этим вопросом задался один из первых летописцев, составляя “Повесть временных лет”. Летописца интересовал также вопрос: “Кто в Киеве нача первое княжити?” Пересказав все известные ему предания, он познакомил читателя с первыми героями русской истории. Не только легендарный основатель “матери городов русских Кий был для летописца фигурой сказочной, но и более близкие по времени исторические личности, как Рюрик, Дир, Аскольд и другие, были для него малоизвестными фигурами. Долгое время в нашей истории Олег считался первым правителем древнерусского государства, так как его реальность подтверждается также косвенными свидетельствами иностранных источников.

Судя по летописи, первому герою русской истории Кию, вместе с братьями Щеком и Хоривом и сестрой Лыбедью, принадлежит заслуга в консолидации Полянских родов, живших в это время, в новую общность. До братьев поляне жили “кождо с своим родом и на своих местех, владеюще кождо родом своим”.

Кий основал город, что свидетельствует об определенной стадии общественного развития. Город — это административный, военный, экономический и культурный центр. В глазах летописца Кий – действительно фигура значительная, родоначальник княжеской династии.

Описывая времена Кия, летописец настойчиво подчеркивает отсутствие единства у славянских племен. Всего летописец насчитывает восемь племен, говорящих по-славянски. Славяне подчинили себе и собирали дань с множества неславянских племен. Но в столкновениях часто сами становились легкой добычей.

Однако все это как бы предыстория Руси. По летописцу, историю вершат князья — значит, надо найти князя, с которого началось русское государство. И такой князь нашелся. Нашелся за морем, у варягов. Свой князь, племенной, как, например, Кий, при всей его привлекательности, не мог быть равно авторитетным для всех племен. Кий – это славянский князь Среднего Поднепровья, родоначальник киевских князей. Он был известен самому императору Византии, который пригласил еще в V в. в Константинополь и стремился привлечь его в качестве военного сотрудника.

Согласно летописи, в 862 г. члены северной федерации союзов племен изгнали варягов и прекратили выплату им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая борьба за власть. В этих условиях “за море к варягам” было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию, а также иметь противовес в борьбе с набегами шведских викингов. Прийти на княжение согласились, как гласит летопись, три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. Первый из них вокняжился в Новгороде, второй — на Белоозере, третий — в Изборске. Преемник Рюрика князь Олег в 882 г., спустившись по пути “из варяг в греки”, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира и стал правителем объединенных под его властью севера и юга страны. Слияние северного и южного протогосударственных образований послужило толчком для утверждения древнерусской государственности. Хотя летописные даты условны для этого периода, 882 г. принято считать годом создания Древнерусского государства со столицей в Киеве. Преемником князя Олега стал Игорь (согласно летописи — сын Рюрика). Его потомков принято называть Рюриковичами.

Летописные сведения “откуда есть пошла Земля Русская” послужили основой появления так называемой норманнской теории. Ее основоположниками стали приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Петербургской Академии наук ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер. Опираясь на данные летописи, они утверждали, что восточные славяне оказались не способны к самостоятельному созданию государства, которое было принесено извне варягами, или русью. Противником данной теории выступал М.В. Ломоносов, отстаивавший южные истоки древнерусской государственности и отрицавший роль скандинавов в его формировании. Полемика между “норманистами” и “антинорманистами” продолжалась десятилетиями, при этом последние признавали, что государство было создано иноземными князьями, только приписывали им не скандинавское, а иное происхождение (западнославянское, финиское, балтское и т.д.).

Сегодня очевидно, что государства, в том числе и древнерусское, возникают только в результате длительного развития общества. Однако это не отрицает роли варягов (скандинавов) в складывании Руси. Благодаря типологическому сходству и синхронности формирования государств у славян и у скандинавов последние включились в процессы, уже шедшие в славянском обществе. Летописный рассказ о “призвании варягов” во главе с Рюриком (Синеус и Трувор — фигуры явно вымышленные) отражает в принципе реальные события. Бесспорно варяжское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир —имена скандинавские; на территории Восточной Европы к настоящему времени обнаружено множество скандинавских захоронений. Следовательно, скандинавы приняли деятельное участие в создании древнерусского государства, но сами они сравнительно быстро растворились в среде коренного населения, например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав.

Внутреннее развитие Руси. Правитель Руси еще в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу князь восточный титул “каган” (“хакан”), у тюркских и монгольских народов обозначавший верховного правителя (“хан ханов”). Это событие имело большое значение. Во-первых, титулом “каган” именовался правитель Хазарни — государства, созданного в VII в. в регионе Нижней Волги и Дона тюркскими кочевниками — хазарами. Часть восточных славян (поляне, северяне, радимичи и вятичи) были вынуждены выплачивать хазарскому кагану дань. Принятие киевским князем титула кагана символизировало независимость нового государства — Руси — от хазар. Во-вторых, оно подчеркивало верховенство русского князя над князьями других крупных славянских общностей, которые в то время носили титулы светлый князь и великий князь (эти титулы сохранялись наряду с титулом кагана и за киевским князем в IX — первой половине X в.). IX — X вв. были временем постепенного вовлечения в зависимость от Киева восточнославянских союзов племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать — Дружина киевских князей. Для некоторых из союзов племенных княжеств подчинение киевским князьям проходило в два этапа. На первом этапе союз сохранял внутреннюю “автономию” и был обязан лишь выплачивать подать — дань. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза: такой объезд со сбором дани именовался полюдье. Взималась дань в X в. в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Существовали единицы обложения: дым (т.е. крестьянский Двор), рапа, плуг (эти термины обозначали в данном случае единицы земельной площади, соответствующие возможностям одного крестьянского хозяйства).

Есть данные, что социальные процессы, свойственные среднеднепровской “Руси”, проходили и в других союзах племенных княжеств (складывание системы сбора дани, выдвижение на ведущие роли в обществе военно-служилой знати). Опережающее развитие Руси выразилось в вынесении даннической системы за рамки “своего” союза, переходе к эксплуатации “чужих” общностей.

Вторым этапом было непосредственное подчинение союза племенных княжеств, ликвидация местного княжения и посажение в качестве князя-наместника представителя киевской династии. При этом, как правило, строился новый град, становившийся центром территории вместо старого “града” — “племенного” центра. Целью такой смены центра была нейтрализация сепаратистских тенденций местной знати.

Древляне были обложены данью еще в IX в., но полное их подчинение относится к 945 — 946 гг. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря (912 — 945), нарушившего установленные нормы взимания дани, и убили его. Вдова Игоря — княгиня Ольга (945 — 964), мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле. Однако Ольге пришлось упорядочить сбор дани, установить ее размер (“уроки”) и места концентрации (“погосты”). Для земель драговичей, радимичей и кривичей первый этап подчинения относится к IX в., второй — к концу X в., вятичей – соответственно ко второй половине X в. и второй половине XI в. (эта восточнославянская общность дольше всех боролась за свою самостоятельность).

Покорение волынян и хорватов было одноэтапным: в конце X в. они были сразу же непосредственно подчинены Киеву. Что касается уличей и тиверцев, то их земли в X в. были заняты тюркскими кочевниками — печенегами.

С ликвидацией “автономии” восточнославянских союзов племенных княжеств изменялась форма эксплуатации их населения киевской военно-дружинной знатью. Теперь не было необходимости в полюдье — объездах, исходящих из Киева; дань собиралась наместниками киевского князя, правившими на территориях бывших союзов племенных княжеств. Часть собранной дани (по имеющимся сведениям, две трети) отправлялась в Киев, другая распределялась между дружинниками князя-наместника. Территорий в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями — вассалами киевского правителя, получили наименование волость. Государство же в целом в X в. носило название “Русь” (распространившееся с региона Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям) и “Русская земля”. Такая структура государства сложилась к концу X в. в эпоху киевского княжения Владимира Святославича (980 — 1015), который посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) — Вышеслава, позже Ярослава, в Полоцке (кривичи) — Изяслава, в Турове (дреговичи) — Святополка, в земле древлян — Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) — Всеволода, Смоленске (кривичи) — Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) — Ярослава, позже Бориса, в Муроме (финноязычная мурома) — Глеба, Тмyтaракани (русское владение на Таманском полуострове) — Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX — X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Руси, но были обязаны русским князьям данью. В нее входили этносы, обитавшие вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ Руси: литва, курши, земгалы, латгалы, ливы, чудь (эсты), емь (племя в Восточной Финляндии), печера, пермь, черемисы (марийцы), мордва и ряд других.

Почти весь XI в. — время острых конфликтов, братоубийственных войн, осложненных внешними нашествиями. Сразу же после смерти Владимира Святославича началась десятилетняя усобица между его сыновьями, победителем в которой стал Ярослав, старший сын киевского князя.

Ярослав вошел в русскую историю и культуру с примечательной летописной характеристикой: “Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крашением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное”. В исследовательской же литературе последних лет дается менее “светлый” образ, но более приближенный к реальностям той эпохи: отмечаются скупость, чрезмерная осторожность, проваряжские симпатии Ярослава. Он не только “мудрый”, но и довольно грозный и ловкий политик. Впрочем, в оценке сложной фигуры князя нет единодушия среди исследователей.

Годы правления Ярослава — это последняя в XI в. и, может быть, высшая точка истории той единой и сильной Киевской Руси, которая, по “Повести временных лет”, начала возникать при Олеге Вещем, достигла расцвета при Владимире и завершилась при Ярославе Мудром. После Ярослава эта Русь начала стремительно распадаться. Поэтому автор “Слова о полку Игореве” имел полное право говорить о “летах Ярослава” как об определенной вехе в истории Руси — это последние времена сильной и единой “старой” Киевской Руси.

Ярослав Мудрый проявил себя мудрым государственным деятелем и как автор так называемой “Русской Правды” — памятника истории феодальных отношений и светского права в Киевской Руси. Под этим названием скрывается целый комплекс юридических документов, отразивший сложность русской социальной жизни.

Помимо светского законодательства существовало и церковное — обязательное, во-первых, для церковных людей (духовенство, монахи), а во-вторых, для всего населения: развод, семейные ссоры, колдовство.

Тема 4.Русь в период феодальной раздробленности.

 

 

Политическая раздробленность Руси (Новгород Великий, Владимиро-Суздальское княжество, Галицко-Волынское княжество)

Основные даты и события:

1097 г. — Любечский съезд князей;

1113—1125 гг. — княжение Владимира Мономаха;

1125— 1132 гг. — княжение Мстислава Великого.

Исторические деятели: Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Мстислав Великий.

Основные термины и понятия: политическая раздробленность; усобицы; наместник; вече.

План: 1) предпосылки политической раздробленности Руси; 2) межкняжеские усобицы после смерти Ярослава Муд­рого; 3) значение раздробленности; 4) территория, хозяйст­венный и политический строй отдельных земель (Новгород­ская земля, Владимирское, Галицко-Волынское княжества).

Под политической раздробленностью Руси понимают период XII—XV вв., когда на территории Древне­русского государства существовало до трех десятков княжеств и земель со своим порядком управления и хозяйственным ук­ладом.

Причины политической раздробленности Руси:

• внутриполитические — постоянные междо­усобные войны князей (они, в свою очередь, были вызваны увеличением к середине XI в. чис­ла представителей династии Рюриковичей), а так­же процесс «оседания» дружины на земле, пре­вращения дружинников в вотчинников, стремив­шихся к самостоятельности;

• экономические — господство натурального хозяйства и соответственно почти полное отсут­ствие экономических связей между отдельными территориями государства, появление новых центров ремесла и торговли — столиц удельных княжеств — на фоне падения экономической ро­ли Киева, который подвергался постоянному разграблению во время междоусобных войн;

• внешнеполитические — исчезновение в 1120-е гг. фактора внешней опасности (набегов половцев), который сдерживал процесс распада единого государства.

Первый шаг к политической раздробленности был сделан после смерти Ярослава Мудрого, который разделил русские земли между своими сыновьями. В 1097 г. на Любечском съез­де князей было установлено: «...каждо да держит отчину свою», что усложнило систему управления страной. Сложным был и порядок наследования власти: наряду с сыновьями права на престол предъявляли братья умершего князя. Все это еще более обостряло усобицы. В периоды правления Владимира Монома­ха (1113—1125) и его сына Мстислава (1125—1132) удалось на короткое, время несколько укрепить великокняжескую государ­ственную власть, но это была последняя попытка добиться прежнего единства страны.

 

На рубеже XI — XII вв. единое Древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных полусамостоятельных княжеств и земель. Начинается период феодальной раздробленности, или, по определению историков XIX в., удельный период в отечественной истории. Ему предшествовали острые междукняжеские усобицы. Для этого времени усобицы, как правило, кончались победой одного, наиболее сильного из князей и поражением, а то и гибелью остальных.

Причины перехода к феодальной раздробленности следует искать, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения не только княжеского, но и частного, возникновения боярских сел. Основой экономической мощи господствующего класса становится теперь не дань, а эксплуатация феодально-зависимых крестьян внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол.

Другими причинами перехода к феодальной раздробленности были рост городов и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра появляется несколько.

Количество княжеств постоянно менялось, так как каждое из них в ходе семейных разделов распадалось на новые. С другой стороны, встречались и случаи, когда соседние княжества объединялись. Поэтому можно перечислить лишь главные из княжеств и земель: Киевское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое и Волынское (объединившиеся впоследствии в Галицко-Волынское), Ростово-Суздальское (впоследствии — Владимиро-Суздальское). Особняком стояла Новгородская земля с ее республиканским строем. В XIII в. из нее выделилась Псковская земля, также республиканская.

Из большого числа княжеств, на которые распалось Древнерусское государство, наиболее крупными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская земля. Развиваясь как феодальные государства, эти образования представляли по сути своей разные виды государственности, возникшие на обломках Киевской Руси. Для Владимиро-Суздальского княжества стала характерной сильная княжеская власть, генетически связанная с утвердившимся позднее на северо-востоке самодержавием. В Новгородской земле установился республиканский строй: вече и боярство здесь доминировали над князем, которого нередко изгоняли из города — “указывали путь”. Для Галицко-Волынского княжества было свойственно противостояние традиционно сильного боярства и княжеской власти. При определяющем значении государства в отечественной истории эти различия оказали существенное влияние на развитие, поскольку оказались связанными с реальными возможностями власти определять исторические судьбы этих регионов.

Вместе с тем с наступлением феодальной раздробленности не было утрачено сознание единства Русской земли. Удельные княжества продолжали жить по законам Пространной Правды, с единым митрополитом, в рамках своеобразной федерации, способной даже к совместной обороне границ. Позднее этот фактор станет играть важную роль в процессе собирания земель вокруг нескольких княжеств-центров, претендующих на киевское наследие.

Феодальная раздробленность — естественный этап в развитии феодализма. Она способствовала выделению и развитию новых центров, упрочению феодальных отношений. Но, как всякое историческое движение, оно имело и негативные стороны: с ослаблением, а затем крушением единства падала способность этноса эффективно противостоять внешней опасности.

 

К середине XII в. на территории Древней Руси сложилось три крупнейших политических центра: Владимиро-Суздальское княжество; Новгородская земля; Галицко-Волынское княжество. Владимиро-Суздальское княже­ство. Главная особенность — сильная княже­ская власть. Причины этого:

• особенности землевладения — Начиная с Вла­димира Мономаха, князья стали проводить поли­тику привлечения населения на малоплодородные земли путем предоставления налоговых льгот. Переселенцы, включая и феодалов из других областей, получа­ли землю из рук князя и поэтому изначально за­висели от него;

• слабость вечевых традиций в городах — князья проводили политику основания новых го­родов, в которых народные собрания не созыва­лись;

• субъективный фактор — почти все влади­миро-суздальские князья были талантливыми организаторами и военачальниками.

Владимиро-Суздальское княжество было к тому времени наиболее мощным как в экономическом, так и в политичес­ком отношении. Его независимость от киевских князей бы­ла достигнута при сыне Владимира Мономаха — Юрии Дол­горуком, получившем свое прозвище за стремление присоединить к территории своего княжества как можно больше новых земель. С его именем связано и основание Москвы — будущего центра Российского государства. Перво­начально столицей княжества был Суздаль, а затем — Влади­мир. Основу экономики составляло развитое земледелие. На­селение занималось также скотоводством, рыболовством, бортничеством, сбором грибов и ягод. Высокое развитие по­лучило ремесло. Успенский и Дмитриевский соборы во Вла­димире считались в то время лучшими на Руси. Развитая экономика давала князьям возможность укреплять свою власть не только внутри княжества, но и в борьбе с соседя­ми. За долгие годы военных походов Юрий Долгорукий су­мел покорить многие соседние территории и даже занять си­лой великокняжеский престол в Киеве, однако вскоре он был отравлен политическими противниками.

Сын Юрия Андрей продолжил курс отца на укрепление сво­ей власти и борьбу с боярской оппозицией. В селе Боголюбове он создал загородную резиденцию, в которой вскоре и был убит сторонниками ослабления княжеской власти. Лишь через не­сколько лет сын Андрея Боголюбского — Всеволод Большое Гнездо сумел подавить выступления родовой знати. При нем княжество достигло наибольшего могущества.

Галицко-Волынское княжество. Главная особенность — сильные позиции бояр­ства и слабая княжеская власть. Причины этого:

• особенности землевладения — плодородные земли, дававшие богатый урожай, привлекали внимание феодалов из других районов, которые захватывали их, а не получали от князя;

• наличие многочисленных городов с устояв­шимися вечевыми традициями — народные со­брания стремились участвовать в принятии решений и ограничивали княже­скую власть;

• в княжестве так и не сложилось постоянной династии, князья часто сменяли друг друга на престоле, что также не способствовало усилению княжеской власти.

Характерная черта внутренней жизни кня­жества — постоянные междоусобные войны. Од­нако в его истории можно выделить три периода временного усиления княжеской власти:

1) 11531187 гг. — правление Ярослава Осмомысла в Галиче;

2)11701205 гг. — правление Романа Мстиславича в Волынском княжестве. В 1199 г. он объединил Галич и Волынь, в 1203 г. захватил Киев;

3) 1221 1264 гг. — правление Даниила Ро­мановича, сына Романа Мстиславича. Он вновь объединил Галицкое и Волынское княжества, присоединил Киев и во время монгольского на­шествия был одним из немногих князей, оказав­ших монголам достойное сопротивление.

После смерти Даниила Романовича княжест­во распалось, и в последующие десятилетия большая его часть вошла в состав Польши, Лит­вы и Венгрии.

Новгородская земля. Главная осо­бенность — республиканская форма правления с 1136 г. (дата изгнания Всеволода Мстиславича за попытку вмешательства в дела Новгорода).

Высший ор­ган — общегородское вече, в котором участво­вало не все мужское население, а только владель­цы городских усадеб, т. е. около 300—500 чело­век. Функции вече: принятие законов, установ­ление налогов, рассмотрение вопросов внешней политики, избрание высших должностных лиц — князя, посадника, архиепископа. На деле все ре­шения принимал Совет господ (20—30 человек), а вече лишь голосовало за эти решения. Кончанские и уличанские вече (город делился на «кон­цы», т. е. районы, а «концы» — на улицы) реша­ли местные хозяйственные вопросы.

Высшее долж­ностное лицо исполнительной власти — посадник избирался общегород­ским вече из числа наиболее влиятельных бояр. Его функции: решал вопросы текущего управле­ния, руководил внешней политикой, командовал народным ополчением. Тысяцкий, по сути, по­мощник посадника, отвечал за сбор налогов. На местах исполнительная власть принадлежала кончанским и уличанским старостам.

Наибольшие полномочия в сфере судебной власти принадлежали архи­епископу, который избирался городским вече и затем утверждался Киевским митрополитом. Кроме того, у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов, он вместе с посадником контролировал государ­ственную казну. Частично судебные функции принадлежали также посаднику и князю.

Князь занимал особое место в структуре уп­равления Новгорода. С 1136 г. он избирался на условиях невмешательства во внутренние де­ла Новгорода. Ему запрещалось приобретать соб­ственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция — во­енное руководство.

Последствия политической раздробленности:

• положительные — в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное разви­тие княжеств;

•отрицательные — резко снизилась оборо­носпособность русских княжеств, что прояви­лось во время монгольского нашествия.