История государства и права России изучает быт и правовую культуру народов, населявших ее территорию.

Государство, как вы знаете, возникает на основе племенных территориальных объединений. Право порождается из обычая! Обычаи – это обряды, ритуалы, неписанные законы, по которым живут люди. Осуществляется правовая деятельность общества до появления государства. Обычаи, т. е. не правовые явления, традиции существуют до тех пор, пока имеет место их осуществление не силовым путем. Но когда они осуществляются с помощью силы, то обычай превращается в правовой источник, т. е. норму обычного права. На более высокой стадии развития юридического быта и юридической техники источником права становится закон в широком смысле слова. Закон – это уже то, что принимается компетентным государственным органом, а не заимствуется из обычая или практики.

Кроме истории отечественного государства и права во всех юридических вузах преподаются такие науки, как «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История политических и правовых учений». Между всеми этими учебными курсами существует определенная связь. Непосредственным объектом всех этих дисциплин является государство и право. Но если в теории государства и права изучаются общие закономерности возникновения и развития исторических типов государства и права, исследуются общие черты и явления, присущие, например, феодальному или буржуазному государству, то в истории отечественного государства и права мы изучаем конкретные, присущие Российскому государству причины его возникновения, конкретный процесс его развития и становления, конкретные особенности развития государственных учреждений и важнейших институтов права у народов нашей страны. Если бы история отечественного государства и права видела свою главную задачу не в изучении конкретной истории государства и права нашей страны, а лишь в установлении общих закономерностей, она перестала бы выполнять свою главную задачу и растворилась бы в науке общей теории государства и права. В курсе отечественной истории нам предстоит выяснить, какие общие закономерности возникновения и развития государственности проявились в практике государственного строительства и в развитии права у народов России. Мы должны уяснить то общее, что роднит нас с другими государствами, и то специфическое, что является российской особенностью. Кстати, по этому вопросу всегда существовали и продолжают существовать различные подходы, различные точки зрения (например, славянофилы и западники, как известно, имели диаметрально противоположные взгляды). По мере того, как складывалась современная западная цивилизация, обретала стройные формы и идеология, получившая название «евроцентризм». Ее главный тезис состоит в том, что якобы существует единственно правильный путь развития общества, который удалось пройти западу, только в пределах западной культуры человек живет в цивилизованном государственном обществе. А остальные народы уклонялись от этого пути и отстали. Среди «отставших» оказались и народы бывшего СССР. Для западных геополитиков Россия сегодня – побежденная страна. Они называют ее расколотой страной и даже мысли не допускают о существовании российской цивилизации.

Американский политолог С. Хантингтон в своей книге «Столкновение цивилизаций», обосновывает неизбежность раскола России тем, что государство – гигант объединяет множество народов, якобы несвязанных единой культурой. Ни не говорится о великой русской культуре, которая всегда обеспечивала единство многообразия – многовековую историю европейского государства, каковым и было государство Российское во все времена.