Подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы;

2) подтверждалось закрепленное ранее (1782 г.) право собственности дворян не только на «поверхности земли», но и на полезные ископаемые в недрах земли, принадлежавшей дворянам;

3) дворянам разрешалось иметь «фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей;

4) они получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания, что еще больше усиливало их влияние на местный государственный аппарат.

«Жалованная грамота дворянству» явилась важной вехой в укреплении диктатуры дворянства. Необходимо также отметить, что Губернская реформа 1775 года отдала местное управление практически в руки местного дворянства. Дворянство выбирало из своей среды капитан-исправника и заседателей нижнего земского суда, и верхнего земского суда, членов совестного суда. В губерниях утвердился обычай, что все кадровые назначения в губернской администрации совершались с согласия губернского предводителя дворянства. Таким образом, дворянство, получив огромные льготы и привилегии, и освободившись от обязанностей, которые ранее оправдывали эти привилегии, превратилось в сословие, паразитировавшее на теле российского общества. Дворянство в это время отличалось от других сословий не только по образу жизни, одежде, но и по языку. Оно пользовалось в общении в своем кругу французским языком.

Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство. Оно подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Духовенство освобождалось от подушной подати, от рекрутской повинности, подлежало церковному суду (за исключением «тяжких государственных дел»). Однако, начиная с XVII века, на церковь распространяются некоторые налоги (на жалованье ратным людям, «ямские деньги»). Целенаправленное наступление на права церкви усилилось в начале XVIII века. На безместных (не имевших прихода) священников и их детей с 1705 года был наложен взамен службы в армии регулярный денежный сбор. С 1722 года свободными от подушного оклада признавались лишь лица духовного сословия, имевшие места в церквах (т.е. имевшие приход) и их дети. Все прочие члены сословия причислялись к податному сословию. Однако фактически реализовать это не удалось.