На учебное пособие Курс лекций по истории России IX – XXI вв. , Доктор исторических наук

Рецензия

на учебное пособие «Курс лекций по истории России IX – XXI вв.»,

под редакцией Т.В. Беловой,

Подготовленное коллективом кафедры Отечественной истории КГТУ

 

Учебное пособие написано как ряд самостоятельных лекций, каждая из которых отличается авторской самостоятельностью, своеобразным стилем. В то же время все они объединены единой концепцией, методикой и методологией, написаны на высоком научном уровне.

Современная жизнь общества всегда опирается на вековые культурные традиции народа, духовное наследие прошлого. Для студентов, не только историков, очень важно изучать и ценить свою историю, с уважением относиться к прошлому своей страны. Данное учебное пособие, на мой взгляд, решает проблему подготовки студентов, т.к. содержит материал по основным темам курса истории России, в котором представлены точки зрения современных историков на многие спорные вопросы нашего прошлого.

 

 

Доктор исторических наук,

Профессор кафедры истории России

КГУ им. Н.А. Некрасова Веселов В.Р.

 

 

Рецензия

на учебное пособие «Курс лекций по истории России IX – XXI вв.»,

под редакцией Т.В. Беловой,

Подготовленное коллективом кафедры Отечественной истории КГТУ

 

 

Учебное пособие содержит основной материал по курсу «История России», написано на высоком научном уровне. Пособие содержит новые концептуальные и методологические подходы по ряду вопросов курса отечественной истории. Обращение к историческим корням помогает понять не только духовное наследие народа, но и ответить на вечные вопросы: кто мы, откуда вышли, куда идем? Пособие написано, как курс лекций, простым, понятным для студентов языком. Так как единого учебника по курсу «История России» не существует, данное пособие способно оказать большую помощь студентам, особенно не исторических специальностей, в подготовке к занятиям, зачетам, экзаменам.

 

Кандидат исторических наук, доцент,

заведующий кафедрой истории России

КГУ им. Н.А. Некрасова Шипилов А.Д.

 

Рецензия утверждена на заседании кафедры истории России КГУ им. Н.А. Некрасова, протокол №___________ от _________________

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Костромской государственный технологический университет

 

 

Кафедра отечественной истории

 

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

IX – XIX вв.

Курс лекций

 

ЧАСТЬ I

Кострома, 2005 г.

  История России IX – XIX вв.: курс лекций, часть I. Авторский конспект лекций…  

ПРЕДМЕТ И МЕТОД, ЛИТЕРАТУРА И НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ

 

История — это наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить причины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса.

Можно ли познать историю? Извлекают ли люди уроки из истории? Ответы на эти вопросы крупнейшие мыслители человечества давали разные, часто противоположные. Только человек, претендующий на божественную способность постигать незыблемую, объективную истину, может претендовать на единственно верное истолкование человеческой истории. Очевидно, полное, исчерпывающее познание прошлого невозможно. Допустимо лишь приблизиться к такому знанию.

Изучение прошлого возможно по трем направлениям: история событий, история людей и история идей.

Начальный курс истории основное внимание уделяет истории событий. На страницах учебников описываются войны, революции, деятельность тех или иных правителей, т. е. прежде всего то, что связано с жизнью государства. История людей предполагает изучение прошлого через быт, духовную жизнь, психологию отдельных людей, слоев населения - как представителей национальных, социальных, религиозных и политических групп. Прошедшее можно рассматривать через призму идей, которые пытались реализовать те или иные общественно-политические течения.

Предмет истории обычно подразделяется по ряду параметров:

• по времени изучения: в исторической науке утвердилось деление истории на древнюю, средних веков, новую и новейшую; следует учитывать, что эти границы условны и проведены самими историками;

• по изучаемым регионам и территориям, например: история Европы, история России, история Сибири, история Москвы и т. п.;

• по тематическим признакам: история политическая, экономическая, военная, культуры, науки, история какой-либо научной проблемы (например, интеллигенции, Великой Отечественной войны и т. п.).

Но при всех имеющихся возможностях изучения истории по различным направлениям и рубрикам история – как наука обладает некоторыми общими чертами и закономерностями. Прежде всего, как и почти все гуманитарные науки, история лишена возможности эксперимента. Историю нельзя обратить вспять, переделать заново. Прошлое — та реальность, которая не знает сослагательного наклонения. Можно без конца спорить, что было бы с историей России в случае отсутствия Петра I, или неудачи большевиков в ходе гражданской войны, или отстранения Сталина от руководства в конце 20-х гг., но невозможно вернуться назад и смоделировать ситуацию с учетом всех реальных факторов. Отсюда вытекает деление исторической науки на две части: факты и их объяснение, толкование.

Термин «факт» обычно воспринимается в значении установленного события, истины. Исторические факты, в зависимости от их подлинности, можно разделить на три группы:

1) общепризнанные, абсолютные;

2) предполагаемые, гипотетические;

3) ложные, не существовавшие.

Поэтому первое требование к историку — внимательное отношение к приводимым фактам, оценка исторических источников.

Еще более сложным делом является толкование фактов. Одни и те же факты историки-профессионалы могут оценить по-разному. От чего зависит позиция ученого, читателя? Стоит запомнить понятие «дискурс». Оно включает образование, воспитание, кругозор, по­литические взгляды и даже эмоциональный тип человека. Именно дискурс определяет позицию того или иного историка при оценке и толковании фактов. Поэтому человек, изучающий историю, должен помнить, что его точка зрения не является единственной и ее нельзя навязывать другим в виде бесспорной истины. Позиция человека, действительно желающего познать прошлое, отличается целостным восприятием изучаемого материала, пониманием многогранности причин и следствий происходивших событий.

Историки-профессионалы рассматривают исторический процесс как результат сложного, противоречивого взаимодействия, взаимовлияния различных политических, экономических сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также отдельных исторических личностей.

Таким образом, в историческом процессе соединяются объективные и субъективные факторы. Это означает, что элемент случайности присутствует в тех или иных событиях, но он не является определяющим для исторического развития в целом, поэтому существует проблема «альтернативности истории». Подобно тому как в физике сложение различных сил образует результирующий вектор, так и в истории взаимодействием всей суммы факторов определяется выбор того или иного конкретного исторического пути. Поэтому, особенно на тех или иных исторических перекрестках России (1917, 1924, 1991 гг. и т.д.), особую важность приобретают субъективные факторы, элементы случайности и тому подобные второстепенные явления, способные порой отклонить исторический процесс от закономерного пути развития.

Постепенно сформировались определенные принципы изучения прошлого. Они включают необходимость оценивать факты в их совокупности, строго определять степень их подлинности, анализировать факты в процессе их развития. Ученый не имеет права отбрасывать факты, противоречащие его концепции, должен, прежде всего, опираться на достоверные источники и видеть преемственность различных исторических периодов. Все это вместе взятое называется историзмом мышления. Историческое иссле­дование принципиально отличается от исторического романа. Писатель имеет право на художественный вымысел, руководствуясь принципом «не было, но могло быть». Историк соединяет достоверные факты, пытаясь постичь их внутреннюю логику, и не скрывает наличия других версий исторических событий.

История как наука имеет широкий круг вспомогательных и специальных дисциплин. Среди них можно назвать археологию (изучение истории по предметам и сооружениям прошлого главным образом путем раскопок), археографию (собирание, описание и издание рукописных, печатных и других документальных памятников), генеалогию (изучение родственных связей отдельных лиц, семей), геральдику (изучение гербов, правил их составления и описания), краеведение (изучение истории какого-либо населенного пункта или района), нумизматику (изучение истории монет и бумажных денежных знаков), униформоведение (изучение истории форменной одежды), эпиграфику (изучение надписей на камне и раз­личных изделиях) и многие другие.

Мы же более подробно остановимся на историографии и источниковедении.

Историография — одна из специальных исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и самой исторической науки. Хотя история зародилась в глубокой древности, «отцом» исторической науки считают Геродота, жившего в V в. до н. э. в Древней Греции. Хо­рошо известны сочинения историков Эллады и древнего мира: Плутарха, Светония, Тацита. В изучении истории велики заслуги таких ученых, как Т. Моммзен, А. Рамбо (XIX), М. Вебер, А. Тойнби (XX). Большое влияние на методологию изучения истории оказала «школа анналов», созданная французскими историками М. Блоком и Л. Февром в конце 20-х гг. XX в. и уделяющая главное внимание исследованию повседневной реальности и ее влияния на экономическую и духовную жизнь.

В Древней Руси изучение прошлого началось с составления летописей («лето» - год), т. е. повременных записей о происходивших событиях. В начале XII в. монах Киево-Печерского монастыря Нестор свел их в «Повесть временных лет», имевшую подзаголовок «Откуда есть пошла Русская земля». Процеcc превращения исторического знания в науку начался с конца XVII в.

В XVIII в. занимались историей люди близкие Петру I — Ф. Прокопович, П. Шафиров и другие. В. Н. Татищев попытался описать историю России с древности до Петра I. Академики Г. Байер и Г. Миллер сформулировали основы норманнской теории. Их научным противником выступил М.В. Ломоносов, положив начало антинорманнской теории.

В XIX в. всеобщий интерес к отечественной истории проявился с выходом 12 томов «Истории государства Российского», написанной Николаем Михайловичем Карамзиным. Сергей Михайлович Соловьев в 29-томной «Истории России» обратил внимание читателей на внутренние факторы исторического развития, определявшие своеобразие истории Российского государства: природно-географические условия, связанные с этим свойства национального характера и другие. Василий Осипович Ключевский в своем «Курсе русской истории» сформулировал новое видение истории России. Он тоже выделил множественность факторов, определяющих ход исторического процесса: географических, экономических, социальных, политических, этнографических и личностных. «Основным фактором нашей истории» ученый считал «переселения, колонизацию».

Внутри исторической науки к началу XX в. нарастали споры, основанные на политических, партийных, национальных расхождениях. Сформировались в основном три концептуальных направления в осмыслении прошлого: монархическое, либеральное и марксистское. Историки-монархисты (Д.И. Иловайский и др.) подчеркивали, что в силу своих огромных территорий и многоплеменного состава Русское государство должно быть самодержавным, ибо монарх — тот обруч, который скрепляет отдельные части страны. Историки-либералы (П.Н. Милюков, А.А. Кизеветтер и др.) считали, что ход исторического процесса в России должен привести к конституционной монархии, постепенному формированию правового государства. Историки-марксисты (М.Н. Покровский и другие) рассматривали историю России как смену форм эксплуатации и классовой борьбы.

После свержения самодержавия советское государство, расценивавшее историю как одно из важнейших идеологических средств, не до­пускало разноголосицы мнений, свободного сопоставления различных научных подходов. Некоторые историки (в том числе А.А. Кизеветтер) в 1922 г. были высланы из России вместе с философами, экономистами и другими деятелями русской науки.

Распространение и утверждение марксистского направления в исторической науке «как единственно верного» проводилось различными методами. Уже в 1920—1924 гг. были созданы Комиссия по изучению истории РКП(б) и Октябрьской революции (Истпарт), Институт красной профессуры, Институт Маркса-Энгельса-Ленина. Начали издаваться исторические научные журналы: «Историк-марксист», «Красный архив», «Пролетарская революция». Одновременно прекратилось издание журналов «Былое», «Голос минувшего», «Русская старина», «Русский архив». Монопольное положение в исторической науке занял М. Н. Покровский. В 1929—1930 гг. органами ОГПУ было организовано так называемое «академическое дело». Его острие было направлено против ученых-историков, отстаивающих немарксистские взгляды. Руково­дство коммунистической партии стремилось поставить убеждения и по­ступки интеллигенции под свой жесткий контроль власти, приучить ее пи­сать и говорить то, что нужно этой власти. По делу были арестованы академики С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле, десятки профессоров.

С 1934 г. по указанию И. В. Сталина начался разгром исторической школы Покровского. Академика обвиняли в антимарксизме, прочих идеологических ошибках и других «грехах». «Библией сталинизма» стал вышедший в 1938г. «Краткий курс истории ВКП(б)». Он был объявлен «энциклопедией основных знаний в области марксизма-ленинизма» и «гениальным трудом И.В. Сталина». Исторические сведения, сообщавшиеся в нем, считались непогрешимыми, и никакие отступления от них не допускались.

Некоторое ослабление идеологических тисков наступило для историков в середине 50-х гг. Был опубликован ряд сборников неизвестных прежде документов. Но контроль КПСС над исторической наукой сохранялся в полной мере. В начале 70-х гг. последовало осуждение, со­провождавшееся снятием с занимаемых должностей историков так на­зываемого «нового направления», представители которого (П. В. Волобуев, К. Н. Тарновский) пытались более глубоко проанализировать уровень экономического развития России конца XIX — начала XX в.

Лишь с конца 80-х гг. XX в. историки России получили возможность по-настоящему творчески работать. Эта работа была основана на изучении всего комплекса источников, знакомстве с трудами зарубежных коллег, независимости суждений и праве открыто высказывать их в печати. За последние десятилетия появилось немало глубоких исследований, посвященных различным периодам истории России. Ученые все шире используют математические методы, возможности вычислительной техники для обработки данных, что позволяет делать более обоснованные выводы. Сегодня выходят такие специализированные журналы по истории России, как «Вопросы истории», «Отечественная история», «Исторический архив», «Родина», «Источник» и другие.

В мировой исторической науке подлинным уважением пользуются имена многих российских ученых. Среди них Б.А. Рыбаков, В.Л. Янин (история Древней Руси), А.А. Зимин, Р.Г. Скрынников (история Московской Руси), Н.И. Павленко, Н.Я. Эйдельман (история Российской империи), П.В. Волобуев, Б.В. Ананьин, В.И. Старцев (история России конца XIX—XX вв.) и многие другие.

Научная работа историка невозможна без источниковедческих зна­ний. Источниковедение — дисциплина, разрабатывающая теорию, ме­тодику и технику изучения исторических источников. Под историче­скими источниками принято понимать совокупность объектов, отражающих исторический процесс и свидетельствующих о прошлом человеческого общества. Среди основных групп источников можно выделить вещественные, лингвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Главным центром хранения источников являются архивы.

После 1991 г. началась огромная работа по формированию единой системы государственных архивохранилищ, рассекречиванию документальных материалов. За последние годы множество ранее недоступных исследователям документов было опубликовано в журналах «Исторический архив», «Отечественные архивы».

Внутри архива материалы делятся на фонды, описи и дела. Фонд — собрание документов одной организации. Опись — часть фонда, охватывающая документы какого-то отдела данной организации или како­го-то временного отрезка. Каждая опись делится на дела. Дело состоит из документов, посвященных одной общей проблеме. Письменные источники делятся на документы официальные, частных лиц (письма, дневники, мемуары). Нередко работа с источником начинается с установления его авторства, времени и места его возникновения. Такая работа называется атрибуцией. Но и в случае установления подлинности текста его содер­жание подлежит критическому анализу. Документ обычно отражает пози­цию отдельного человека, группы людей, определенной политической структуры. Поэтому он может содержать приписки, ложные данные.

Таким образом, во многих проявлениях работа историка сродни труду следователя, пытающегося установить истину. Отсюда столь ценны частные источники: дневники, записные книжки, письма. Каждый из них, конечно, субъективен. Но, сравнив дневники разных людей, проанализировав по определенной методике множество писем одного периода, ученый может увидеть подлинное настроение общества, разных его слоев в те или иные моменты российской истории.

Сущест­вует большое количество теорий, предлагающих свое понимание исто­рических явлений. Рассмотрим основные положения лишь трех теорий, оказавших заметное влияние на развитие историко-философской мысли.

Первая из них — это теория общественно-экономических формаций. Ее сформулировали ученые XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс. К сожа­лению, с первых лет советской власти эта теория, вместо необходимой научной критики и развития, была объявлена непогрешимой, хотя сам К. Маркс сознавал, что некоторые страны не укладываются в предложенную модель. Согласно этой теории, история человечества есть история развития и смены общественно-экономических формаций, которые охватывают все стороны общественной жизни. Ведущим фактором исторического развития является экономика, совершенствование орудий труда. Именно орудия труда являются наиболее динамичным элементом производительных сил (люди труда, предметы труда и орудия труда). Каждой ступени развития производительных сил соответствуют опреде­ленные производственные отношения (совокупность экономических отношений между людьми в процессе производства), формирующие соци­альную структуру общества.

Анализируя историю человечества, К. Маркс и Ф. Энгельс делили ее на пять последовательно сменяющих друг друга формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и будущую стадию развития — коммунистическую. При этом они подчеркивали, что переход от одной формации к другой может осуществиться лишь путем революций. К. Маркс говорил, что «революция — это локомотив истории», «насилие — повивальная бабка истории». Эта теория рисовала историю человечества как процесс непрерывного подъема общества по лестнице, ведущей к сияющим вершинам счастья. Она, казалось, давала простые и ясные ответы на самые сложные вопросы. С этим был связан ее успех и популярность в различных странах мира.

Вместе с тем в этой теории накапливалось все больше неудобных вопросов. Если 30-40 тыс. лет назад все люди стартовали в своем развитии примерно с одной линии, почему за это время они растянулись на колоссальной дистанции? Почему вперед вырвался десяток стран Ев­ропы и Северной Америки? Почему некоторые народы практически не отошли от стартовой линии?

Попытки найти ответы на эти вопросы привели к формированию теории цивилизаций. Среди ее создателей русский ученый XIX в. Н.Я. Данилевский, английский исследователь XX в. А. Тойнби и др. Существует множество определений понятия «цивилизация». Современный ученый-историк Л. И. Семенникова определяет, например, цивилизацию как «сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре». Такой подход ставит в центр исторического процесса человека с особенностями его менталитета, сложными взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающуюся систему.

Ученые насчитывают от десятка до сотни цивилизаций. Каждая цивилизация проходит ряд стадий: зарождение, расцвет, разложение и гибель. Продолжительность существования цивилизации может составлять от 1 до 1,5 тыс. лет. Л. И. Семенникова предложила рассматривать три типа цивилизаций. Это природные сообщества (народы вне исторического времени), восточный и западный типы цивилизаций.

К природным сообществам относятся народы, живущие в круговороте времени так же, как жили их далекие предки. В этом случае практически нет развития. Этот тип цивилизации характеризуется гармонией человека и природы, коллективной организацией социальной жизни (род, племя), соблюдением традиций, запретом на их нарушение (табу). Но такой тип цивилизации очень хрупок.

Восточному типу цивилизации, по мнению Л. И. Семенниковой, присуще подчинение личных интересов общинным, государственным. Люди делятся на определенные группы с четко закрепленными социальными ролями, а переход из одной группы в другую невозможен. В качестве классического примера можно привести касты в Индии. Поскольку восточный тип цивилизации построен на принципах коллективизма, то ему не свойственны рыночная экономика и социально-классовая дифференциация. Верховным собственником всего выступает государство.

Общественное развитие характеризуется сильным авторитарным государством. Тип государства — деспотия, т. е. ничем не ограничен­ная власть, опирающаяся на вооруженную силу. Перед лицом владыки одинаково бесправны и «первые министры», и «последние бедняки». Это компенсируется широким развитием духовной жизни. Вера в предопре­деленность судьбы и событий (фатализм) отражает отсутствие возмож­ностей человека влиять на исторический процесс.

Ключевым звеном западного типа цивилизации является идея прогреcca, т. е. постоянного, непрерывного развития, прежде всего в сфере материальной культуры. К этому типу цивилизации Л. И. Семенникова относит античные общества Древней Греции и Рима, современные общества Европы и Северной Америки. Для данного типа цивилизации характерна идеология индивидуализма — приоритет личности, ее интересов, право самому определять свою судьбу с одновременной ответственностью за себя и свою семью. Среди основных черт западного типа цивилизации можно выделить высокий нравственный престиж труда, рынок как способ функционирования экономики и ее регулятор, частную собственность и классовую структуру общества, а также зрелые формы классовой организации (профсоюзы, партии), наличие и развитие горизонтальных, независимых от власти, связей между отдельными индивидами и ячейками общества; формирование гражданского общества, понимаемого как система добровольных объединений граждан, незави­симая от государства и противостоящая произволу отдельных его структур. Наконец, формой государства является правовая демократия, основанная на разделении властей (законодательной, исполнительной, судебной), на верховенстве закона и прав личности.

Вместе с тем этот тип цивилизации рождает свои глубокие противоречия: социально-политические конфликты, разрушение норм морали, формирование антикультуры, техногенные проблемы. Но, как показывает практика общественной жизни, человечество способно находить решение самых сложных вопросов.

Ряд ученых считает, что на основе западных ценностей происходит формирование единой мировой цивилизации. По мнению других, об общечеловеческой цивилизации говорить преждевременно. Это, скорее, мечта интеллектуальной элиты высокоразвитых стран.

Цивилизационный подход рождает также вопросы о месте России в системе мировых цивилизаций. К какому типу цивилизаций она относится? Ответы на этот вопрос даются самые различные. Одни относят Россию к западному типу цивилизаций, другие — к странам восточного типа, третьи разрабатывают евразийскую концепцию российской истории. Л. И. Семенникова предлагает рассматривать Россию как цивилизационно неоднородное общество, которое не является самостоятельной цивилизацией и не относится ни к одному из типов цивилизаций в чистом виде. Отсюда для России всегда крайне не просто стояла проблема выбора одной из альтернатив.

Развитием цивилизационного подхода стала теория этносов. Ее автор — Л.Н. Гумилев (1912—1992 гг.) сын поэтов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой, чье творчество многие годы подвергалось цензуре. Сам Лев Николаевич подвергался репрессиям и долгие годы провел в сталинских лагерях. Освобожденный в 1955 г. он стал доктором географических, а позже исторических наук, создателем новой научной теории.

По мнению Л. Н. Гумилева, исторический процесс есть рождение, сосуществование и исчезновение этносов. Под этносом ученый понимает «динамическую систему, включающую не только людей, но и элементы ландшафта, культурную традицию и взаимосвязи с соседями». Примерами этносов он называет французов, шотландцев, греков, великороссов, немцев и представителей других народов. Каждый этнос «имеет свою собственную структуру и свой неповторимый стереотип поведе­ния». Этносы, в свою очередь, он делит на субэтносы. Например, в великорусском этносе можно выделить казаков, сибиряков. Несколько этносов, «одновременно возникших в определенном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением», образуют суперэтносы (Западная Европа, Индия, Россия и другие).

Развитие этносов определяется природно-географическими, социальными условиями, типом культуры, но, прежде всего, неким «энергетическим» фактором — пассионарностью. Энергетический фактор включает воздействие энергии космоса, солнца и естественной радиации на членов этноса. По степени восприятия энергии Л. Н. Гумилев делит этнос на «пассионариев» (люди с высоким уровнем энергетики, сверхактивные, посвятившие себя достижению той или иной цели), гармоничных особей (интеллектуально полноценные, работоспособные, но не сверхактивные, способные обходиться без пассионариев, пока не появится внешний враг) и «бродяг», «вырожденцев», т.е. группу людей с от­рицательной пассионарностью, существующих за счет этноса.

Рождение этноса ученый связывал с пассионарным толчком, превышением некоего предела численности пассионариев. По мнению Л.Н. Гумилева, например, пассионарий Чингисхан объединил племена монголов и начал завоевание соседних земель. Существование этноса длится свыше 1000 лет. За это время этнос переживает различные фазы: периоды подъема, пассионарного оскудения, инерции и постепенного умирания. «Мягкое время цивилизации», согласно Л.Н. Гумилеву, ведет к размножению людей «нетворческих и нетрудолюбивых». Столкновение этносов может приводить к различным послед­ствиям: гибели отдельных этносов, их ассимиляции или сосуществованию.

Идеи Л.Н. Гумилева получили широкое распространение. Вместе с тем критики теории этногенеза указывают на нечеткость и противоречивость ряда ее положений, на не всегда объективный подбор фактов ради создания определенной схемы.

Таким образом, существуют различные концептуальные подходы, дающие возможность в той или иной степени связать судьбы отдельных народов воедино и выстроить их в определенном порядке.

История России, причудливо соединившая историю Древней Руси, Московского царства, Российской империи, Советского Союза и посткоммунистической Российской Федерации, с их эволюционной преемственностью и вместе с тем резкими революционными переходами от одной общественной системы к другой, напоминает огромную пеструю мозаику. Здесь есть все: созидание и разрушение, взлеты величия и катастрофы падения, блестящие достижения разума и трагические ошибки, благородство и жестокость государственных деятелей. Наше прошлое необычайно разнообразно и противоречиво.

Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точ­ного понимания поступков, поведения людей и народов, ради использования опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации. Будем скрупулезны при установлении подлинности фактов, вдумчивы при их сопоставлении, уважительны к нашей истории и людям, ее творившим, и одновременно непримиримы к подлости, безнравственности, насилию.

Пусть осознание уроков истории каждым из нас поможет посте­пенному совершенствованию нашего общества. Как гласит мудрость, «кто забывает историю, обрекает себя на повторение пройденных ошибок».

 

ИЗНАЧАЛЬНАЯ РУСЬ.

ОТКУДА ПОШЛА РУССКАЯ ЗЕМЛЯ.

ЛЕТОПИСЬ ОБ ИСТОРИИ СЛАВЯН И ОБРАЗОВАНИИ

РУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Кто мы? Откуда мы? Какими корнями связана родословная нашего народа с историей мировой цивилизации? На эти вечные вопросы пыталось ответить не одно… Сегодня насчитывается более 60 теорий, выясняющих и объясняющих родовые корни… Археологические, этнографические находки, топонимика, культурные памятники позволяют безошибочно доказать, что…

КИЕВСКАЯ РУСЬ В X-XI ВЕКАХ.

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

  Киевская Русь была государством раннефеодального типа. Это означало, что ему… К Х веку раннефеодальное государство Киевская Русь уже сформировалось как территориально, так и политически. Границы…

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ КИЕВСКОЙ РУСИ.

СУДЬБЫ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Согласно общепринятой точке зрения, со второй трети XII века Древнерусское государство вступило в эпоху феодальной раздробленности. Существование… Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой… Незадолго до смерти Владимир I (980 – 1015) разделил землю между своими сыновьями, заложив основу полицентризма. Не…

Владимиро-Суздальское княжество

С течением времени этим землям предстоит стать географическим ядром русской государственности, а также центром формирования русской народности. Инициатива освоения новых земель зачастую принадлежала князьям и их дружинам.… Окняжение северо-восточных земель началось при Владимире Мономахе. Будучи переяславским князем, он владел и Ростовским…

Новгородская феодальная республика

Центром исторической жизни северо-западной Руси в период феодальной раздробленности был Новгород. Его территориальные владения не уступали крупнейшим государствам того времени, а границы простирались от Финского залива и до Урала, от Северного Ледовитого океана и до верховьев Волги.

Новгородская земля ввиду неблагоприятных почвенных и климатических условий была малоплодородна, поэтому земледелие не могло удовлетворять потребности населения. Хлеб поставлялся из других княжеств, что неоднократно использовали противники Новгорода. Однако географические особенности, и прежде всего расположение Новгорода на пути «из Варяг в Греки», способствовали развитию здесь торговли, промыслов и ремесел. Торговые связи уже в ХI – XII веках связывали Новгород с Византией, Волжской Булгарией, странами Каспийского побережья, с торговым союзом северогерманских городов – Ганзой и с прибалтикой. В основе политического строя Новгорода лежало республиканское устройство, которое возникает в результате эволюционного развития феодального землевладения.

Здесь относительно рано сформировалось крупное боярское землевладение. Обогащению бояр способствовала торговля через купцов продукцией из вотчин. Вслед за экономическим могуществом боярство стремится заполучить и политическую власть, что приводит к изменениям в устройстве Новгорода.

В.Л. Яниным было установлено, что уже в конце ХI века в Новгороде возникает выборное посадничество. Это значительно усиливало позиции местной аристократии и ослабляло власть киевских князей, которые по традиции владели при помощи наместников и Новгородом.

Во второй половине XII – начале XIII веков развитие новгородского города-государства характеризуется дальнейшей демократизацией всей социально-политической системы.

Республиканские порядки в Новгороде окончательно установились в результате переворота 28 мая 1136 года Тогда новгородцы арестовали князя Всеволода Мстиславича (сына Мстислава Великого, внука Мономаха). Он был обвинен том, что не защищал интересов простых людей, втянул Новгород в междукняжескую борьбу на юге и плохо руководил войском в войне с суздальцами. Затем его вместе с семьей изгнали. С этого времени становится обычным явлением изгнание и призвание князей. Известно, что с 1095 по 1304 годы князья менялись 58 раз.

После событий 1136 года Новгород стал независим, и к власти пришла городская аристократия – боярство, богатое купечество, архиепископ. Политический строй приобрел характер аристократической республики.

Чтобы ограничить своеволие князей, новгородцы стали заключать с ними договор – «ряд» при приглашении на княжение.

Князь не обладал полной государственной властью, не наследовал новгородскую землю, а приглашался лишь для исполнения представительских и военных функций. Он приводил свою дружину, командовал новгородской ратью, представлял Новгород в международных делах, а также обладал высшей судебной властью и сбором дани в городскую казну.

Вече превратилось в верховный государственный орган, обладающий широкими полномочиями, такими как:

-рассмотрение важнейших вопросов внутренней и внешней политики;

-приглашение князя и заключение с ним договора;

-избрание важной для Новгорода торговой политики, избрание высших должностных лиц.

Существуют две точки зрения о составе веча. Одни авторы (например, С.Ф. Платонов) считают, что в вече участвовали все свободные мужчины Новгорода независимо от их социального статуса. Другие (автор гипотезы В.Л. Янин) считают новгородское вече собранием владельцев городских усадеб, которых было от 300 до 500. В пользу этой версии говорит тот факт, что на Ярославовом дворе (где, по преданию, проходило вече) не могло разместиться большое количество людей.

Наряду с вечем особое место в управлении занимал т.н.совет господ- своеобразное правительство, куда входили крупнейшие бояре Новгорода. В его руках находилась реальная власть.

Главой новгородского правительства был посадник. До конца XIII века он избирался сначала на неограниченный срок, а затем – на год. Посадник председательствовал на вече, возглавлял вместе с князем новгородское войско. Без него князь не мог судить новгородцев и раздавать волости. В отсутствие князя он управлял городом, участвовал в посольствах в другие государства и вел дипломатические переговоры от имени Новгорода. Посадников избирали на вече исключительно из бояр.

Второе по значению место после посадника занимал тысяцкий. В отношении функций, исполняемых им, историки расходятся во мнении. По-видимому, эта должность была связана с налогообложением. Кроме того, тысяцкие разбирали тяжбы по торговым делам, споры русских с иностранцами, участвовали в посольствах.

Важную роль играл в средневековом Новгороде архиепископ (до 1156 - епископ). Если во времена Киевской Руси архиереев в Новгород присылал митрополит, то уже в 1156 году новгородцы избрали своим духовным пастырем Аркадия. С этого времени очередного владыку избирали на вече. Владыка обладал громадным религиозно-нравственным авторитетом. Его двор находился в кремле. Владыки распоряжались богатейшей казной, которая складывалась из десятины от доходов новгородских князей, а позднее - от прибылей с земельных владений архиепископа.

Одной из важных функций новгородского архиепископа был контроль над эталонами мер и весов. Вместе с посадником и тысяцким он скреплял своей печатью международные соглашения.

Новгороду удалось избежать монгольского разорения и с успехом отразить агрессию шведских и немецких феодалов. Только Иван III в 1478 году смог подчинить своей власти новгородские земли, уничтожив при этом вечевой строй.

Галицко-Волынское княжество

Благодаря плодородию почв, эти земли стали центром высокоразвитого земледелия и скотоводства. Кроме того, здесь находились значительные залежи соли,… Галицкая и Волынская земли, входившие ранее в состав Древнерусского… До середины XII века Галицкая земля была разделена на мелкие княжества. В 1141 году перемышльский князь Владимир…

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ НА РУСЬ.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ ПОД ВЛАСТЬЮ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ:

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ ЭТОГО ПЕРИОДА

Следуя древней летописной традиции, многие русские и советские историки рассматривали нашествие полчищ Батыя и последующие 240 лет ордынского ига… В.О. Ключевский, основывая свои выводы на подлинных документах и летописях… И все же, несмотря на убедительную аргументацию летописцев и многих известных историков, полной ясности в понимании…

ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

КАК ЦЕНТРА ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ.

ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВА ПРИ ИВАНЕ III

  XIV - ХVI века - начало переломного времени для европейской цивилизации. В это… Уже в начале XIV века вместо старых городов Поднепровья появились новые центры. Наиболее важными из них были: Тверь -…

РОССИЯ ПРИ ИВАНЕ IV.

РЕФОРМЫ 50-Х ГОДОВ XVI ВЕКА. ОПРИЧНИНА

Напомним, конец XV - ХVI век - начало переломного времени для европейской цивилизации. Европа совершила исторический рывок, не только обогнав страны… Россия в ХVI столетии вступила на собственный, специфический путь развития.… На протяжении ХVI столетия продолжался рост территории Российского государства. Если Иван III унаследовал в 1462 году…

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI – XVII ВЕКОВ.

СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Смута – это тотальный кризис, охватывающий все стороны жизни: государственность, сословия, идеологию, экономику. Смута – это русское название… Россия пережила несколько тотальных кризисов, или смут: конец XVI – начало… 17 марта 1584 года умер Иван IV Грозный. Престол перешел его сыну Федору Ивановичу, слабоумному карлику с явными…

НАЧАЛО ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ.

НОВОЕ В ЭКОНОМИКЕ, ПОЛИТИКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ УСТРОЙСТВЕ

Для нашего государства XVII век явился переходным периодом от ужасов Смуты к относительно спокойной мирной жизни, от сословно-представительной… На арену политической жизни приходит династия Романовых; в XVII веке во главе… Михаил Федорович (1596 – 1645, царь с 1613);

РЕФОРМЫ ПЕТРА I

После смерти царя Федора царем был провозглашен Петр (ему было 10 лет: родился 30 мая 1672 года). Однако Милославские не думали уступать престол и… В период правления Софьи в стране готовились и проводились в жизнь какие-то… В 1695 году у Петра заканчиваются «марсовы потехи» - создание и укрепление Преображенского и Семеновского полков,…

ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ.

ВРЕМЕНЩИКИ У ВЛАСТИ

Дворцовые перевороты – не случайные эпизоды в российской истории. Это проявление глубоких процессов в общественном и политическом развитии страны,… Эпоха переворотов – прямое следствие реформ Петра I. Почему? 1. 5 февраля 1722 года Петр издал закон о престолонаследии, по которому самодержец сам назначал себе преемника.

ПРОСВЕЩЕННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ» В РОССИИ.

ЕКАТЕРИНА II. ПАВЕЛ I

Население России в средине XVIII века составляло 18 млн. человек. В городах проживало около 10 %. Основная масса населения жила в сельской… Во второй половине XVIII века окончательно определились районы, где… В некоторых отраслях промышленности во второй половине XVIII века использовался вольнонаемный труд. Это было…

РОССИЯ В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА. АЛЕКСАНДР I.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 ГОДА.

ДВИЖЕНИЕ ДЕКАБРИСТОВ

В первые годы своего правления Александр I довольно ясно видел, что экономически и политически Россия отстает от передовых европейских государств,… В первое время царствования Александр I намеревался провести ряд насущных… Негласный комитет в 1802 году предпринял также некоторые реформаторские действия в отношении Сената. Сенат стал высшим…

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I

Правление Николая I принято считать реакцией по отношению не только к оппозиции, но и ко всему обществу. Многие современники писали о нем как о… Особенно ненавидели Николая представители демократического и либерального… Несмотря на суровые расправы с участниками декабристского восстания, Николай I сумел быстро завоевать симпатии…

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

ПУТЬ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ

Необходимость преобразований была обусловлена cледующими причинами и предпосылками: 1. Промышленность. Вольнонаемными рабочими в большинстве своем являлись… 2. Сельское хозяйство. Стремительно сокращались объемы вывоза хлеба, большинство помещичьих имений находилось в…

Земская и городская реформы

27 марта 1859 года из представителей министерств внутренних дел государственного имущества и юстиции была создана комиссия для выработки положений… 1 января 1864 года Александр II утвердил «Положениео губернских и уездных… Компетенцияземств: вопросы управления общественным хозяйством на мecтax; заведование имуществом, капиталами, земскими…

Судебная реформа

Подготовка судебной реформы началась почти одновременно со вступлением на престол Александра II. Она велась под руководством министра юстиции Д.Н.… Согласно повелению царя, допускалось заимствование европейских форм… -независимость суда от законодательной и исполнительнойвласти, несменяемость судей и иных лиц судебного ведомства…

Военные реформы

1. Неудача России в Крымской войне обнаружила техническую отсталость русской армии и флота на фоне стремительного роста и модернизации военного… 2. Рекрутские наборы изжили себя, численность армии и в мирное и в военное… 3. Громоздкая военная администрация не соответствовала нуждам армии и флота; многочисленные случаи злоупотреблений,…

Реформы в области просвещения

В 1855 году было разрешено принимать на все факультеты университетов неограниченное число студентов, а в 1857 - открывать в столицах частные… Меры: 1. 1863 - административная реформа министерства народного просвещения: сокращение штатов, перевод цензурных функций в…

Значение и последствия реформ 60-70-х годов XIX века

Преобразования Александра II чередовались с охранительными мерами, призванными ужесточить государственный порядок, а также защитить интересы… События этого времени стали конкретным проявлением единства консерва­тивных… Модернизация социально-политического и экономического уклада проводилась в условиях сохранения традиционной…

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА. НАРОДНИЧЕСТВО

Причин подъема общественного движения в этот период несколько. Главные - сохранение прежней политической системы и, в первую очередь, самодержавия,… В пореформенный период оформились три направления в общественном движении:… В лагере реформаторов важную роль играли как либерально настроенные молодые чиновники (например, братья Николай и…

КОНТРРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА III.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И ЭКОНОМИКА

ПОРЕФОРМЕННОЙ РОССИИ

  2 марта 1881 года на российский престол вступил 36-летний АлександрIII. В… Новый император был убежденным сторонником неограниченного самодержавия и неизменности государственного порядка. Это…