Тема №6

Анархизм – (от греческого слова anarchia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает политическую борьбу, политические партии. Главными идеологами анархизма были М. Штирнер, П. Прудон, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин.

 

Военные поселения – особая организация войск в России в 1810-57 гг., совмещавших военную службу с занятием сельским хозяйством. Введены Александром I в целях формирования особой военной касты, оторванной от народа, способной вести борьбу с освободительным движением, а также в целях создания (без увеличения расходов на армию) резерва обученных войск. Первое опытное военное поселение было создано в 1810 г. графом А.А. Аракчеевым в Климовичском уезде Могилевской губернии.

 

Декабристы – участники дворянского революционного движения, завершившегося восстанием 14 декабря 1825 г. Правительственная реакция второй половины царствования Александра I, утверждение в части общества просветительских вольнолюбивых идей, стремление преобразовать общество на либеральных началах, неприятие самодержавной формы правления и крепостного права привели часть дворянской молодежи в тайные общества.

 

Западничество – сложившееся в 1830-1850-х годах направление русской общественной и философской мысли. Западники, представители одного из направлений русской общественной мысли 40-50-х годов XIX века выступали за ликвидацию крепостного права и признававшие необходимость развития России по западно-европейскому пути. Большинство западников по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи западничества выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — Пётр Чаадаев, Иван Тургенев, Николай Мельгунов, Василий Боткин, П. В. Анненков, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко и др.

 

Земство – орган всесословного местного управления, созданный по реформе 1864 г. В ведении земств находились вопросы местного хозяйства, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений. Земства могли обращаться к правительству с ходатайством, но они были лишены какой-либо законодательной инициативы. Запрещались межгубернские объединения земств. Земские учреждения вводились в 34 губерниях европейской России. Впоследствии они стали центрами либеральной оппозиции правительству.

 

Крестьянство – общественный класс непосредственных производителей, использующих на основе исторически меняющихся отношений собственности землю для производства сельскохозяйственной продукции.

 

Народничество – идейно-политическое течение революционного движения в России в 70-80 гг. XIX в., в котором преобладает представление о специфически российских путях развития, заключавшемся в возможности для России миновать капитализм, перейдя к социализму через крестьянскую общину, которую считали готовой ячейкой социализма. Он базировался на теории крестьянского (русского) социализма. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен, М.Г. Чернышевский, а идеологами М.А. Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский. Вера в решающее влияние интеллигенции на крестьянство привела к "хождению в народ" - массовому движению революционной молодежи в деревню с целью агитации к восстанию, пропаганда идей социализма среди крестьянства, а также к появлению тактики индивидуального террора, взятой на вооружение организацией "народная воля". Народнические организации: "Земля и воля" (1862-1864), "Земля и воля" (1876-1879). В 1879 году "Земля и воля" распалась на "Черный передел" и "Народную волю".

 

Славянофильство –литературно- и религиозно-философское течение русской общественной мысли, оформившееся в 40-х годах XIX века, представители которого утверждали о существовании особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия, а также отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии.

 

Теория официальной народности – государственная идеология в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения». Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние. Термин являлся своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов. В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений.