БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Школьной программой по рисованию предусмотрены также спе­циальные часы для проведения бесед об изобразительном искусстве. На этих уроках учитель знакомит школьников с жизнью и творчест-


вом выдающихся живопис­цев, скульпторов и архи­текторов. Дети узнают, как и какими средствами ху­дожники добивались идей­ной глубины, эмоциональ­ной выразительности своих произведений.

46. А. А. Пластов. "Ужин трактористов ".

Систематическое озна­комление учащихся с про­изведениями художников является одним из средств эстетического воспитания. В выдающихся произведе-_ниях художников как в фо­кусе собраны типичные яв­ления жизни; эти произве­дения заставляют по-ново­му смотреть на мир, подме­чать его красоту. Умения и навыки в области восприя­тия и оценки художествен­ных произведений повышают культурный уровень учащихся. Знания и навыки постепенно развиваются - начиная с элементарного умения рассматривать картину и разбираться в ее содержании до понимания художественных средств выражения, с помощью которых художник смог передать свой замысел.

Беседы об изобразительном искусстве являются важным средст­вом не только эстетического, но и идейно-политического воспита­ния учащихся. Во время бесед учитель показывает детям картины, в которых отражена природа нашей Родины, запечатлены события из истории страны, портреты людей, которые прославили Отчизну. Когда на уроке учитель показывает репродукцию картины, в которой ярко выражено патриотическое чувство художника, его любовь к родной природе, это вызывает и у детей чувство любви, восхищения своей Родиной. Чем в более яркой и эмоциональной форме будет рассказано о картине из жизни нашей страны, ее пейзаже и т. д., тем больше чувств вызовет она в ребенке, тем более рельефно отпечата­ется в его сознании (рис. 45, 46).

Для подготовки к беседам об искусстве можно рекомендовать: Беседы о живописи в школе. М., 1966; В. Алексеева. Изобразительное искусство и школа. М., 1968; Н. А. Д м и т р и е в а. Краткая история искусства. М., 1969;



 


П. К. Суздалев. Советское искусство в период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы. М., 1963; В. К е м е н о в. Против абст­ракционизма в спорах о реализме. Л., 1969; Искусство и военно-патриотиче­ское воспитание школьников. / Под ред. В. В. Неверова и Б. М. Сапунова. М., 1975; Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.

Итак, мы видим, что разнообразие занятий по изобразительному искусству имеет огромное значение не только для выработки знаний, умений и навыков в рисовании, но и для общего развития учащихся.

Занятия рисованием строятся с соблюдением логической последо­вательности в изложении учебного материала, с расчетом объема, времени и глубины содержания темы. Весь курс рисования опреде­ляется крутом знаний и навыков, которые необходимо усвоить каж­дому учащемуся. Объем и содержание определяются учебным пла­ном и программой.

Учебная программа содержит в систематизированном виде пере­чень всех тем заданий и постановок, которые составляют содержание рисования в средней школе. Весь учебный материал распределяется по годам обучения на основе учета возрастных особенностей школь­ников. Определяя объем знаний, умений и навыков по рисованию, программа дает учителю указания о последовательности изучения и планирования материала. Новые задания вводятся по мере овладе­ния необходимыми для их сознательного выполнения знаниями и навыками.

В учебной программе имеется объяснительная записка, в которой сжато и ясно излагаются цели и задачи преподавания, указываются основания для предлагаемого содержания занятий и дается общее методическое направление работы.

Чтобы правильно и с успехом разрешить все поставленные про­граммой цели и задачи, необходимо прежде всего хорошо усвоить методику работы с учениками, те принципы и законы построения учебного процесса, которые дают наилучшие результаты. Только при наличии правильного методического руководства учениками рисо­вание в школе приобретает нужное образовательное и воспитатель­ное значение.