рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Причины и значение принятия Русью христианства

Причины и значение принятия Русью христианства - раздел История, Отечественная история Тема Христианизации Представляет Сегодня Большой Интерес Ввиду Того, Что Сейч...

Тема христианизации представляет сегодня большой интерес ввиду того, что сейчас происходит эпоха «Второго Крещения Руси»..

Князь Владимир после восшествия на престол, произвел своего рода языческую рефор­му, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государ­ственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную рели­гию, с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа во­инственного бога.

По преданию, первым проповедником православия в наших краях был Анд­рей Первозванный — один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы «X» (Андреевский крест). Уже в «Повести вре­менных лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться рус­скому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.

В Киеве православие известно было уже давно, также как и его основные догмы, очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Пер­вые сведения о христианстве у русов относятся к 860—870 гг., но к середине Х ве­ка уже ощущается постепенное утверждение православия в государственной сис­теме. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Существовашая в Киеве церковь святого Ильи в летописи названа «собороной», то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Христианство представляло в то время значительную поли­тическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к пись­менности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христиа­низация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К середине Х в. в Болгарии создалась уже значитель­ная религиозная литература, что облегчало проникновение православия на Русь. Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а «приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато»; и похоро­нен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди бояр­ства, его послов к императорам Византии, была уже какая-то часть христианами.

Вдова Игоря, княгиня Ольга, в 955 году приняла православие, совершив пу­тешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать православие государ­ственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод — любой народ, принявший православие из рук греков, становился политически зависимым народом или го­сударством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые опре­делялись бы взаимовыгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественно­стью императора. Во всяком случае Константин Багрянородный — восприемник Ольги при крещении — «нарек ее дщерью», то есть подчиненной ему, а не равно­правной «сестрой».

До официально принятия православия Киевской Русью оставалось еще более пятидесяти лет.

Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию православия на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные ле­генды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. «Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему не­навистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него. Послы немецких католи­ков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. Вы­слушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, ответствовали про­поведники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим». И вы, наказы­ваемые богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. — Наконец безымянный греческий Философ, опро­вергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание библии... и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: «благо добродетельным и горе злым!» Крестись, от­ветствовал Философ — и будешь в раю с первыми».

После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь ре­шился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззре­ниях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.

Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказа­ния заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде крещение проводилось «мечом и огнем». Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идо­лов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Кон­стантинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митропо­лит с епископами и Анастасом-Корсуняниным, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит, назначенный Константинополем — Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество. В ре­зультате православие при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь историческо­го развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и вы­сокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, со­храняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню — Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только «словом нарицающиеся христиане», а на де­ле — «поганьске живуще», на игрищах людей «многое множество», а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жало­вался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - «поймают жены своя с плясанием и гудением и плесканием» и некоторые «без срама» имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообра­щенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бе­сам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язы­чество сливалось с православием.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несо­мненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственно­сти в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии рус­ской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распростра­нении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего наро­да. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел «собрать у лучших людей де­тей и отдавать их в обучение книжное».

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгоро­де школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в са­мом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), «книги любил, читая часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди, наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, ко­торую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возмож­ность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени раз­вития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Сло­во о Законе и Благодати» Митрополита Иллариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам са­мого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Вла­димира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую да­ет нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой же за­сеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же за­сеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение полу­чая книжное».

Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь по­каяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых от­цов, получает душе великую пользу».

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособ­ность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал вос­станавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства».

Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского обще­жития под действием Церкви — таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ.

Принятие православия способствовало широкому распространению на Руси грамотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церков­ного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Яро­слава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распростране­ния просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно, вырастивший целую плеяду русских церковных писателей.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государ­ственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими страна­ми и другими государствами Европы. Вступив в брак с греческой царевной Ан­ной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ни­ми мир и любовь».

В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневе­ковый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь хри­стианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы ев­ропейской культуры, те античные — римские и эллинские — начала, хранительни­цей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Визан­тии православием. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богослов­ской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и ис­кусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христиан­ского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного мира.

В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связан­ная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием «меры и красоты».

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно-историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному фео­дальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому — Россия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Отечественная история

Белгородский университет потребительской кооперации.. Ставропольский кооперативный институт.. Кафедра теории и истории кооперативного движения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Причины и значение принятия Русью христианства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Отечественная история
Рекомендовано Межвузовским ученым советом Центросоюза РФ в качестве учебного пособия для студентов кооперативных высших учебных заведений   Ставрополь, 2002

I. История как наука
Уже длительное время во многих странах мира идет разработка модели образования XXI века. На базе скрупулезных исследований ученые приходят к заключению, что высшая школа должна готовить высококвали

Образование древнерусского государства
В настоящее время с достаточной долей вероятности можно говорить, что накануне выхода славян в VI в. н. э. на сцену Великого переселения народов под своим именем (словене) они занимали территорию п

Политический строй и социально-экономическое развитие Древней Руси
В истории Киевской Руси выделяется три периода: период становления; укрепления и расцвета; разложения. Первый период, хронологические рамки которого определяются IX — концом X в., связан с деятельн

Политическая раздробленность Руси: причины, сущность, последствия
Со второй трети XII в. Русь входит в период феодальной раздробленности (Западная Европа соответственно — в X—XII вв.). Единое государство разделяется на ряд самостоятельных княжеств-земель: Киевску

Владимиро-Суздальское княжество
Северо-восточная часть территории Древнерусского государства отличалась рядом особенностей в своем социально-политическом строе. Будучи сравнительно удаленной от центра Древнерусского государства,

Галицко-Волынская земля
Сложный и противоречивый характер приняло историческое развитие в юго-западных областях Древнерусского государства — в Галиче и на Волыни. Галицкое и Волынское княжества выделились (первое в 90-х г

Монголо-татарское нашествие на Руси и его последствия
В начале XIII в. монгольские племена, кочевавшие на территории нынешней Монголии, объединились в одно государство во главе с Чингисханом. Они завоевали Северный Китай, территорию Сибири, Среднюю Аз

Формирование Московского государства в XIV—XV вв.
Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Древней Руси. В его формировании ведущую роль играл политический фактор — необходимость противостояния

Россия в XVI веке. Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного.
Россия в XVI в. переживала сложные и противоречивые процессы: завершалось объединение русских земель вокруг Москвы, стремительно расширялась территория Российского государства, своеобразно формиров

Смутное время
«Смутным временем» современники, а за ними и историки, назвали период кризиса российской государственности на рубеже XVI и XVII вв. Ныне Смута характеризуется как гражданская война, охватывающая вр

И политический строй России в XVII веке
Во время правления Алексея Михайловича Романова (1645—1676) происходило укрепление царской власти и дальнейшее развитие феодально-крепостнической системы. Господствующий класс в лице феодальных зем

Внешняя политика России в XVII в.
Время установления абсолютизма было отмечено ростом внешнеполитической активности, международного авторитета Российского государства. Основными направлениями внешней политики во второй пол

Россия на рубеже XVII—XVIII вв. Реформы Петра I
Петр I (1682-1725) вошел в историю как крупнейший реформатор. В историографии существуют два противоположных взгляда на причины и результаты петровских реформ. Одни историки полагали, что

Внутренняя и внешняя политика Екатерины II
Вторая половина XVIII в. вошла в русскую историю как «век Екатерины Великой» (годы ее правления — 1762—1795). В это время был осуществлен очередной виток преобразований во многих сферах жизни стран

Россия в годы правления Александра I
В начале XIX в., несмотря на продолжавшие существовать феодально-крепостнические отношения в сельском хозяйстве, экономика России приобретала многоукладный характер. В стране формировался новый кла

Россия во второй четверти XIX века
После смерти Александра I, императором стал его младший брат Николай I (1825—1855). Реакционные тенденции во внутренней политике в годы его правления значительно усилились. Вступая на престол, Нико

Реформы 1860—1870-х гг.
Во второй половине XIX в. наша страна переживала один из переломных моментов своей истории. В 1860—1870-е гг. были проведены широкомасштабные реформы, существенно изменившие облик страны.

Общественное движение в России во второй половине XIX в.
С середины XIX в. в стране начинается подъем общественного движения. Это объяснялось, в первую очередь, воздействием проводившихся в это время реформ на русское общество. Происходившие в стране изм

Социально-экономическое развитие страны во второй половине XIX века
Главная особенность социально-экономического развития во второй половине XIX века — утверждение капитализма как господствующей хозяйственной системы, произошедшее после отмены крепостного права. Вм

Внешняя политика России во второй половине XIX в.
Основными направлениями внешней политики нашей страны в рассматриваемый период являлись следующие: 1) западноевропейское; 2) балканско-ближневосточное («восточный вопрос»); 3) среднеазиатское; 4) д

Россия на рубеже XIX—XX веков
К концу XIX в. завершилось территориальное формирование Российской империи. По размерам своей территории (площадью 22,2 млн. кв. км.) она находилась на втором месте в мире, уступая только Британско

Революция 1905—1907 гг.
Высшим проявлением социально-политического кризиса стала первая русская революция 1905—1907 гг. Причинами революции являлись: 1) нерешенность аграрно-крестьянского и рабочего вопросов; 2)

В 1907—1914 гг.
Внутренняя политика правительства в этот период отличалась двойственностью. С одной стороны, велась ожесточенная борьба со всякими проявлениями революционного движения, а с другой — правительство п

В феврале – октябре 1917 г.
Задачи, стоявшие перед революцией 1905—1907 гг. (уничтожение самодержавия, помещичьего землевладения, сословного и социального неравенства), не были решены и их предстояло разрешить в ходе новой ре

Октябрьские события 1917 года и создание Советского государства
Осенью 1917 г. экономический и политический кризис в России достиг предела. Временное правительство все больше лишалось поддержки со стороны населения. В стране сокращался выпуск промышленной проду

Гражданская война в России: причины, сущность и последствия
Гражданская война 1918—1920 гг. как наиболее острая форма социального противостояния, вооруженная борьба за власть между противоборствующими социальными группами была продолжением и развитием прохо

Советская Россия на путях НЭПа (1921—1927 гг.)
Мировая и гражданская войны нанесли огромный ущерб России. Общие потери населения, начиная с 1914 г., превысили 20 млн. человек, миллионы инвалидов и беспризорных детей усугубили положение. Экономи

Образование СССР
  В период с 1917 по 1921 гг. на территории бывшей Российской империи образовался ряд независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская СС

Социально-экономическая политика Советского государства в 30-е годы
К середине 20-х годов ситуация в стране существенно улучшилась. На рельсах нэпа быстро возрождалось сельское хозяйство. К довоенному уровню выпуска продукции подошла промышленность. Однако СССР ост

И режима личной власти
После смерти В. И. Ленина в январе 1924 г., в руководстве ВКП (б) и СССР усилилась борьба за власть. И. В. Сталин, находясь на посту Генерального секретаря ЦК ВКП (б) и руководя кадровой политикой,

Внешняя политика советского государства в 1920—1930-е годы
Основной целью внешней политики СССР в 20-е годы было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей. 2 февраля 1920 года было подписано

Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войне
К ноябрю 1942 г. продвижение немецких частей удалось остановить. К этому времени впервые с начала войны советскому руководству удалось добиться общего превосходства сил над немецко-фашистскими войс

Завершающий период Великой Отечественной войны. Итоги войны
На Восточном фронте 1944 год прошел под знаком подавляющего превосходства советских Вооруженных Сил, последовательно осуществлявших крупнейшие стратегические наступательные операции на всем прот

Восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны
Главной задачей послевоенного периода было восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят план реконструкции, который наметил основные направления и показат

Попытки либерализации советского общества в 50—60 годы
5 марта 1953 г. от инсульта умер И. В. Сталин. Ушел из жизни диктатор, почти 30 лет стоявший во главе СССР. 6 марта совместное заседание ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совет

Противоречивость развития советского общества в 70—80-е годы
После отставки Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. руководство страны вновь вернулось к принципу несовмещения постов. Л. И. Брежнев возглавил ЦК КПСС, главой правительства стал А. Н. Косыгин, главой го

Нарастание застойных явлений в экономике и политике в 70-е годы
Вместе с Л. И. Брежневым в октябре 1964 г. к руководству страной пришло консервативное крыло КПСС, выступившее против коренных изменений во внутренней политике. Вновь укреплялась аппаратная система

Советского государства в 50—80-е годы
Внешняя политика СССР в начальный период хрущевской оттепели велась в условиях напряженной международной обстановки и жесткой конфронтации со странами Запада. С начала 50-х годов в США действовал з

Политика перестройки в СССР: причины, этапы, итоги и значение
К середине 80-х гг. СССР вступил в полосу экономического и политического кризиса: сокращалось промышленное производство, снижался уровень жизни населения, развивалась «теневая экономика», коррупция

Августовский путч 1991 года и распад СССР
Слабость горбачевского правительства, его неспособность подавить сепаратистские настроения национальных регионов привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться су

Формирование российской государственности в 1990-е годы
Отправной точкой формирования российской государственности является 12 июня 1990 г., когда I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию, определяющую РСФСР как «суверенное государство, создан

Структура органов государственной власти
Российской Федерации после 12 декабря 1993 г. (согласно Конституции РФ)    

Социально-экономические преобразования 1991—2000 годов
Сосредоточив после августовских событий 1991 г. в своих руках всю полноту власти, российское руководство взяло курс на углубление рыночных реформ. В выступлении на V съезде народных депутатов Росси

Роль России в современном мире
Россия является правоприемницей СССР, т. е. юридически занимает в системе международных отношений то же место, что и Советский Союз, но фактически геополитическая ситуация существенно изменилась. Р

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги