Причины и значение принятия Русью христианства

Тема христианизации представляет сегодня большой интерес ввиду того, что сейчас происходит эпоха «Второго Крещения Руси»..

Князь Владимир после восшествия на престол, произвел своего рода языческую рефор­му, стремясь, очевидно, поднять древние народные верования до уровня государ­ственной религии. Но попытка превращения язычества в государственную рели­гию, с культом Перуна во главе, судя по всему, не удовлетворила Владимира, хотя киевляне охотно поддерживали самые крайние проявления кровавого культа во­инственного бога.

По преданию, первым проповедником православия в наших краях был Анд­рей Первозванный — один из двенадцати апостолов, брат апостола Петра, первым призванный Иисусом Христом. Он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам и был распят по распоряжению римского магистрата на кресте, имевшем форму буквы «X» (Андреевский крест). Уже в «Повести вре­менных лет» рассказано, что Андрей Первозванный из Корсуни дошел в своей миссионерской деятельности до мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду и благословил эти места (а заодно имел возможность подивиться рус­скому обычаю хлестать себя в бане вениками). В последствии Киевская Русь (и Россия в дальнейшем) превратила Андрея Первозванного в покровителя русской государственности.

В Киеве православие известно было уже давно, также как и его основные догмы, очень хорошо приспособленные к нуждам феодального государства. Пер­вые сведения о христианстве у русов относятся к 860—870 гг., но к середине Х ве­ка уже ощущается постепенное утверждение православия в государственной сис­теме. Если при заключении договора с греками в 911 г. русские послы клянутся только языческим Перуном, то договор 944 года скрепляется двоякой клятвой как Перуну, так и христианскому богу. Существовашая в Киеве церковь святого Ильи в летописи названа «собороной», то есть главной, что предполагает наличие и других христианских храмов. Христианство представляло в то время значительную поли­тическую и культурную силу в Европе и на Ближнем Востоке. Принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией, приобщала к пись­менности и обширной литературе. Для Руси наибольшее значение имела христиа­низация Болгарии (864 г.) и изобретение славянской письменности Кириллом и Мефодием (середина IX в.). К середине Х в. в Болгарии создалась уже значитель­ная религиозная литература, что облегчало проникновение православия на Русь. Князь Игорь был язычником: он и клятву давал не в Ильинской церкви, а «приде на хълм, къде стояше Перун и покладоша оружие свое и щиты и злато»; и похоро­нен он был Ольгой по языческому обряду под огромным курганом. Но среди бояр­ства, его послов к императорам Византии, была уже какая-то часть христианами.

Вдова Игоря, княгиня Ольга, в 955 году приняла православие, совершив пу­тешествие в Царьград. Возможно, она предполагала сделать православие государ­ственной религией, но здесь сразу резко обозначилось противоречие, порожденное византийской церковно-политической концепцией: цесарь империи был в глазах православных греков наместником бога и главой как государства, так и церкви. Из этого делался очень выгодный для Византии вывод — любой народ, принявший православие из рук греков, становился политически зависимым народом или го­сударством. Киевская Русь, спокойно смотревшая на христианские верования, предпочитала такие равноправные взаимоотношения с Византией, которые опре­делялись бы взаимовыгодой, равновесием сил и не налагали бы на Русь никаких дополнительных обязательств, связанных с неубедительной для нее божественно­стью императора. Во всяком случае Константин Багрянородный — восприемник Ольги при крещении — «нарек ее дщерью», то есть подчиненной ему, а не равно­правной «сестрой».

До официально принятия православия Киевской Русью оставалось еще более пятидесяти лет.

Цепь событий, непосредственно предшествовавших принятию православия на Руси и сопровождавших его, остается для нас невыясненной. Летописные ле­генды, записанные значительно позднее, рассказывают нам о том, что князем Владимиром был произведен сравнительный анализ предлагавшихся вариантов. «Первые послы были от волжских Болгар. Описание Магометова рая и цветущих Гурий пленило воображение сластолюбивого князя; но обрезание казалось ему не­навистным обрядом и запрещение пить вино уставом безрассудным. Вино, сказал он, есть веселие для русских, не можем быть без него. Послы немецких католи­ков говорили ему о величии невидимого Вседержителя и ничтожности идолов. Князь ответил им: идите обратно, отцы наши не принимали веры от Папы. Вы­слушав иудеев, он спросил, где их отечество? «В Иерусалиме, ответствовали про­поведники: но бог во гневе своем расточил нас по землям чужим». И вы, наказы­ваемые богом, дерзаете учить других? сказал Владимир: мы не хотим, подобно вам, лишиться своего отечества. — Наконец безымянный греческий Философ, опро­вергнув в немногих словах другие веры, рассказал Владимиру все содержание библии... и в заключение показал ему картину Страшного Суда, с изображением праведных, идущих в рай, и грешных, осужденных на вечную муку. Пораженный Владимир вздохнул и сказал: «благо добродетельным и горе злым!» Крестись, от­ветствовал Философ — и будешь в раю с первыми».

После сбора дополнительных сведений и совета с боярами Великий Князь ре­шился принять православие. Но при тогдашних богословско-юридических воззре­ниях византийцев (как указывалось выше) принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.

Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам (Василию и Константину). Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять православие. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи. В 988 г. Владимир крестился сам, крестил своих детей, бояр и под страхом наказа­ния заставил креститься киевлян и всех русских вообще. В Новгороде крещение проводилось «мечом и огнем». Капища древних богов были разрушены. На их месте, как правило, строили церкви. Идо­лов рубили и жгли, а киевского Перуна скинули в Днепр и проводили, отталкивая от берега, до самых порогов. На месте киевского капища была построена церковь святого Василия, именем которого был крещен Владимир. Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополит Михаил, назначенный Кон­стантинополем управлять новой русской церковью. Есть известия, что митропо­лит с епископами и Анастасом-Корсуняниным, который помог Владимиру при осаде и взятии Корсуни, сопровождаемые дядей Владимира Добрыней, ходили на север крестить народ. Из Новгорода они направились к Ростову, где и кончилась деятельность первого митрополита Михаила (он умер в 991 г.). Новый митрополит, назначенный Константинополем — Леон, с помощью поставленного им в Новгород епископа Иоакима Корсунянина, окончательно сокрушил там язычество. В ре­зультате православие при Владимире было распространено преимущественно по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в Киев.

Для русского народа, сравнительно поздно вступившего на путь историческо­го развития, принятие православия означало приобщение к многовековой и вы­сокой культуре Византии. Византия являлась наследницей античной Греции, со­храняя значительную часть ее культурного богатства. Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, угасли огни Перуна, требовавшего себе жертв, но долго еще насыпали языческие курганы, тайно молились Перуну и огню — Сварожичу, справляли буйные праздники родной старины. Автор начальной летописи вынужден сознаться, что люди только «словом нарицающиеся христиане», а на де­ле — «поганьске живуще», на игрищах людей «многое множество», а в церкви во время службы их обретается мало. В конце XI в. киевский митрополит Иоан жало­вался, что церковный обряд венчания соблюдается только боярами и князьями, а простые люди заключают браки по прежнему обычаю - «поймают жены своя с плясанием и гудением и плесканием» и некоторые «без срама» имеют две жены. Не будучи в силах достичь действительного и быстрого превращения новообра­щенных в христиан, греческие священники пошли на уступки прежней вере: они признали реальность существования всех славянских богов, приравняв их к бе­сам, признали святость традиционных мест и сроков старого культа, выстраивая храмы на местах прежних кумиров и капищ и назначая христианские праздники приблизительно на те же дни, к которым приурочивались ранее языческие. Язы­чество сливалось с православием.

Русская церковь играла сложную и многогранную роль в истории Руси. Несо­мненна ее польза как организации, помогавшей молодой русской государственно­сти в эпоху бурного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии рус­ской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распростра­нении просвещения и создании крупных литературно-художественных ценностей.

Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего наро­да. По свидетельству летописи (под 988 год) он велел «собрать у лучших людей де­тей и отдавать их в обучение книжное».

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгоро­де школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в са­мом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый, как утверждает летопись (под 1037 год), «книги любил, читая часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди, наслаждаются учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, ко­торую создал сам», то есть основал первую на Руси библиотеку.

Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возмож­ность более глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени раз­вития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром свидетельствует «Сло­во о Законе и Благодати» Митрополита Иллариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанное, по словам са­мого автора, «для насытившихся с избытком книжной мудростью».

Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Вла­димира и Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую да­ет нам летописец (под 1037 год): «Как если бы один землю вспашет, другой же за­сеет, а иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, — так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же за­сеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение полу­чая книжное».

Со страниц летописи звучит похвала книжному просвещению. «Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь по­каяния, ибо от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь — реки, напояющие вселенную, это — источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они — узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения и жития святых от­цов, получает душе великую пользу».

Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Под воздействием Православной церкви в жизни русского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия, «умыкание» (похищение) девиц; возросли гражданская правоспособ­ность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал вос­станавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир.

Историки отмечают, что «Христианская церковь подняла значение княжеской власти в Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства».

Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского обще­жития под действием Церкви — таинственный и поучительный процесс в жизни христианских обществ.

Принятие православия способствовало широкому распространению на Руси грамотности, просвещения, появлению богатой, переведенной с греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы, развитию церков­ного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира Святого и Яро­слава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством распростране­ния просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский монастырь, как известно, вырастивший целую плеяду русских церковных писателей.

С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государ­ственные и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими страна­ми и другими государствами Европы. Вступив в брак с греческой царевной Ан­ной, князь Владимир породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны — Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир «жил в мире с окрестными князьями — с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ни­ми мир и любовь».

В той сложной иерархии государств, которую представлял собой средневе­ковый мир, Русь после крещения заняла новое, высокое место. Совершенно по-новому, более широким потоком вливаются и глубже проникают в жизнь хри­стианской Руси блага византийской христианской культуры. Вечные основы ев­ропейской культуры, те античные — римские и эллинские — начала, хранительни­цей которых была Византия, открываются Руси вместе с воспринятым из Визан­тии православием. С ним Русь воспринимает из Византии первоосновы богослов­ской и философской мысли, первые элементы образованности, литературы и ис­кусства, основные правовые нормы и политические идеалы. Здесь начало того процесса, который, возвысив Русь, подготовил ее к принятию великого христиан­ского наследия, а позднее, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного мира.

В иконописи и архитектуре возникла на Руси самобытная школа, связан­ная с национальным характером, с народно-религиозным пониманием «меры и красоты».

Принятие православной веры на Руси имело огромное культурно-историческое значение. Русь получила толчок для перехода к более прогрессивному фео­дальному способу производства. Правовая система строилась по римскому и древнегреческому праву. Крепла русская государственность и самосознание древнерусской народности, как единой нации. Развивались ремесла и земледелие. Получило развитие каменное строительство. Культура Древней Руси наполнялась достижениями цивилизации Византии, Древней Греции и Ближнего Востока. Православие явилось тем цементом, благодаря которому крупицы древнерусской культуры, укрепленные и приумноженные, стали фундаментом великой Русской культуры, Русской нации и великого Русского государства, название которому — Россия.