рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Примечания

Примечания - раздел История, История одного молодого человека   После Выхода В Свет «Саламбо» У Флобера Зарождается Мысль О С...

 

После выхода в свет «Саламбо» у Флобера зарождается мысль о создании романа «Воспитание чувств».[201]

Намеки на существование нового творческого замысла встречаются в переписке Флобера уже в первой половине 1863 года (письма Жюлю Дюплану, Теофилю Готье, Эдмону и Жюлю Гонкурам).

С начала 1864 года писатель погрузился в изучение большого количества разного рода книжных источников. Хотя, как известно, время действия романа ограничено совершенно определенными данными (сентябрь 1840 года – декабрьский государственный переворот), писатель в своих подготовительных чтениях выходил далеко за пределы указанного периода. Особое внимание Флобера привлекли труды представителей разных течений в утопическом социализме: Сен‑Симона, Фурье, Прудона, Леру и других. Он поставил своей целью досконально знать всю сумму обстоятельств, сопровождавших социально‑политическую борьбу в сороковые годы и в начале пятидесятых годов, штудируя прессу этого периода, в особенности газеты 1847–1848 годов. «Я утопаю в старых газетах», – сообщал Флобер племяннице Каролине (февраль 1865 года).

Романист начал писать «Воспитание чувств» в сентябре 1864 года, но необходимость тщательнейшего изучения сложной картины идеологической и политической жизни Франции чрезвычайно замедляла темп работы над романом. «Роман совершенно не двигается с места, – жалуется Флобер в письме к Жорж Санд почти через три года после начала работы. – Я погружен в чтение газет 48 года».

В марте 1866 года Флобер обращается к критику Сент‑Бёву с просьбой дать ему справку о литературе по «неокатолическому движению 1840 года». Следующие слова из этого письма к Сент‑Бёву ярко характеризуют облик Флобера – неутомимого труженика литературы: «Само собой разумеется, что мне необходимо все знать и проникнуться духом времени, прежде чем взяться за работу». Вот почему он обращается к широкому кругу лиц – знакомых и незнакомых – за различного рода справками, усердно посещает одно время библиотеку палаты депутатов и вообще собирает сведения «направо и налево». Так, он просит писательницу Жорж Санд, принимавшую участие в Февральской революции 1848 года: «Набросайте на каком‑нибудь клочке бумаги все, что помните о 48 годе». В ноябре 1866 года Жорж Санд неделю гостила в Круассе, и Флобер с жадностью слушал рассказы писательницы «о людях 48 года».

Правилом, от которого Флобер никогда не отступал, было: если хочешь хорошо написать – хорошо знай то, о чем пишешь. Воспроизводя различные этапы в коммерческой деятельности Жака Арну, писатель последовательно в ходе создания романа отдается изучению торговли картинами, одновременно знакомится с историей гравюры (февраль 1865 года); через год, в феврале 1866 года, он сообщает, что погрузился в изучение фабрик фарфора…

Героическая честность писателя‑реалиста воодушевляет его на неутомимые разыскания, требовавшие огромной затраты сил. Вот картинка одного типичного для Флобера рабочего дня (он знакомится с производством посуды): «Вчера провел весь день с рабочими Сент‑Антуанского предместья и Тронной заставы. Утром у меня был кондуктор дилижанса. Нынче отправляюсь на вокзал Иври. Вернувшись домой, читаю книги о фаянсе. Я не был ни на балу в Тюильри, ни в ратуше, слишком занят посудой». В конце января 1869 года Флобер проводит утомительную неделю в поисках сведений, по семь – девять часов не сходя с фиакра. «Я таскался, – пишет он Жорж Санд, – по похоронным бюро, по Пер‑Лашезу, по долине Монморанси, по лавкам торговцев предметами культа и т. п.»

Небольшой эпизод в романе (болезнь ребенка Марии Арну) заставил романиста обратиться к медицинским книгам, посвященным крупу; целую неделю он посещает одну из больниц, наблюдая малышей, больных крупом (март 1868 года).

С необычайной щепетильностью входил Флобер в мельчайшие подробности жизни главного персонажа книги Фредерика Моро. Так, например, он забрасывает писателя Эрнеста Фейдо вопросами: какие биржевые ценности были в наибольшем спросе с мая до конца августа 1847 года? У Фредерика возникает желание принять участие в биржевой игре; он берет деньги и отправляется к биржевому маклеру, советуется с ним относительно лучшего их помещения. Так ли это обычно происходит? Он выигрывает. Но сколько и каким образом? Он все проигрывает. Как и отчего? Он просит Фейдо прислать ему эти сведения, которые должны занять в книге не более шести – семи строк.

Флобер проделывает путешествие в Фонтенбло по следам Фредерика и Розанетты (осень 1868 года). С этой поездкой Флобера связана следующая подробность, помогающая понять, какой неумолимой точности добивался писатель в процессе создания романа: обратно из Фонтенбло он предполагал вернуться в Париж по железной дороге (таким же образом могли бы вернуться в Париж и его герои), но обнаруживает, что в 1848 году железной дороги между указанными пунктами еще не существовало. Из‑за этого, как признается Флобер, ему пришлось уничтожить и вновь написать два эпизода. Он просит своего друга Жюля Дюплана прислать ему крайне необходимые сведения: каким способом передвигались в июне 1848 года из Парижа в Фонтенбло; не был ли готов какой‑нибудь отрезок пути, которым уже пользовались; какие были перевозочные средства; где останавливались в Париже? (Эпизод возвращения Фредерика в Париж во время июньского восстания в главе первой третьей части романа.)

Флобер тщательно изучал обстановку июньского восстания, стараясь не погрешить ни в одной из подробностей, описываемых им. В октябре 1868 года он жалуется Э. Фейдо, что не мог получить ответа на два вопроса, с которыми он обращался ко многим людям: каковы были в июне 1848 года сторожевые посты национальной гвардии в кварталах Муфтар, Сен‑Виктор и Латинском; кто занимал в Париже левый берег в ночь с 25 на 26 июня – линейные войска или национальная гвардия?..

«Воспитание чувств» потребовало от писателя огромного напряжения сил. Он сообщает в своих письмах, что за семь недель написал пятнадцать страниц (октябрь 1864 года). Или: «Вчера десять часов подряд просидел над тремя строчками – и не сделал их» (сентябрь 1866 года). В декабре 1866 года Флобер пишет Жорж Санд: «…целых два дня бьюсь над одним абзацем, и ничего у меня не выходит. Иногда мне хочется плакать!» Лейтмотивом в его переписке становятся признания, что он «выбивается из сил», что ему тяжело везти «такую тачку с камнями».

По мере продвижения в работе над романом трудности все более возрастали, они заставляли писателя приходить в отчаяние, доводили его до глубокого физического изнурения. «Я работаю как тридцать тысяч негров… Я чувствую себя совершенно разбитым. Мне трудно стоять на ногах, и я страдаю от одышки» (декабрь 1867 года). «Мой подлый роман истощает меня до мозга костей. Я разбит и становлюсь из‑за него мрачным» (октябрь 1868 года) и т. д.

Утром 23 мая 1869 года Флобер писал племяннице Каролине: «Я настолько переутомлен, что у меня едва хватает сил тебе писать. Теперь, когда роман окончен, я вижу, как устал». Но подобное сообщение не означало, однако, что работа над романом была полностью завершена: предстояло вновь вернуться к тексту произведения для скрупулезной его отделки. В одном из писем конца июня – начала июля 1869 года Флобер пишет, что надеется на скорое возвращение своего друга поэта Луи Буйле из Парижа: «…мы примемся исправлять „Воспитание чувств“, фразу за фразой». Эта работа должна была, по расчетам писателя, занять по меньшей мере две недели. Как и любая крупная вещь Флобера, «Воспитание чувств» потребовало большого количества разного рода вариантов и набросков, свидетельствующих о титанически упорной работе писателя.

Уже оставив позади первую часть романа, в 1866 году Флобер обронил признание: «Ах, придется мне испытать ужасы стиля». Это и подобные ему признания не должны вводить нас в заблуждение: «Воспитание чувств» вызывало трудности не только чисто стилистического характера.

Флобер неоднократно указывает в письмах, что недоволен замыслом, который, к сожалению, поздно уже менять, и т. п. Его одолевали сомнения: способен ли вызвать интерес читателя столь слабый и пассивный характер, каким наделен Фредерик Моро? Немалые затруднения возникали в ходе создания романа из‑за необходимости как можно более органично спаять воедино частную жизнь персонажей со стремительным и бурным разворотом политических событий. Сюда следует присоединить в крайнюю сложность исторической ситуации, легшей в основу произведения, обилие различных политических течений и социальных учений и теорий, которые должны были найти свое место и свой способ художественно образного воплощения. Кроме того, следует учитывать и то немаловажное обстоятельство, что «Воспитание чувств» рождалось из‑под пера Флобера как отклик на нараставшую в шестидесятые годы потребность Франции в пересмотре уроков исторического прошлого, что делало особо ответственной работу писателя над общественно‑исторической линией в сюжете романа.

Флобер очень тонко чувствовал эту неодолимую общественную потребность в обращении к урокам прошлого, указывая в письмах периода работы над романом, что реакция вырыла пропасть между Францией 1848 года и Францией нынешней, что своей книгой он хотел бы воскресить для современного ему читателя «поколение ископаемых»… Как известно, писателю не удалось воссоздать исторически правдивую картину времени во всей ее объективной полноте, донести до читателя подлинный смысл стремлений и надежд революционного народа. Автор «Воспитания чувств» стал жертвой собственного ошибочного убеждения, что ему удалось создать абсолютно объективную книгу, в которой он не «льстил», по его словам, ни реакционерам, ни демократам.

Наконец, значительную долю трудностей, выраставших перед Флобером, по мере того как он продвигался все дальше в своей работе над произведением, составило его (художника) внутреннее сопротивление материалу. Через всю переписку Флобера периода второй половины шестидесятых годов проходит один устойчивый мотив: ему, писателю, противно заниматься изображением быта и нравов буржуазии. Здесь можно почувствовать духовную трагедию большого художника, который ощущал в себе присутствие буржуа, буржуа, страшащегося народа, и вместе с тем вздел буржуазный миропорядок в его безнравственности, пошлости; уродливости. Флобер клянется (в который раз!), что он больше не возьмется за «буржуазный сюжет», что ему претит описание уродливой среды и мещанских нравов; он мечтает о «красивом сюжете», возвышенных ситуациях, героическом повествовании…

Таковы моменты идейно‑эстетического характера, которые в совокупности своей составили предмет величайших забот и терзаний Гюстава Флобера. Заметим, кстати, что не все из огромного круга книжных источников, изученных Флобером в ходе создания романа, было действительно практически необходимо. Нередко эти предварительные разыскания приобретали самостоятельный для Флобера интерес и значение. Он часто говаривал друзьям, что для него чтение книг – особый способ жить.

Роман «Воспитание чувств» разделил судьбу предыдущих произведений Флобера («Госпожа Бовари» и «Саламбо»). Критика встретила выход в свет нового романа резко враждебными отзывами. Это прежде всего относится к литературным критикам из консервативного лагеря (Кювилье‑Флери, Барбэ д'Оревильи, Сарсэ и др.).

«Дорогой, добрый мой маэстро! Ваш старый трубадур сильно охаян газетами… Меня обзывают кретином и канальей», – писал Флобер в письме к Жорж Санд 3 декабря 1869 года. Смысл нападок на писателя можно свести к следующим моментам: роман пропагандирует равнодушие к идеалам и принципам нравственности, в нем виден лишь холодный объективизм автора. Флобера резко упрекали за грубый реализм, за различные «грубые речи» и «гнусные места» в его романе. Почти буквально в тех же выражениях, какие употреблялись по адресу «Госпожи Бовари», и о «Воспитании чувств» говорилось, что в нем можно видеть лишь пессимизм и ненависть к людям и т. п.

Критики старались различными приемами свести на нет сатирическую направленность романа Флобера, его беспощадно правдивое разоблачение социально‑политической роли реакционно‑буржуазного лагеря. Сатиру Флобера на правящие классы объясняли болезненной мизантропией автора, извращенным желанием его собирать всякого рода моральные уродства и грязные явления, которые, как утверждали критики, лишены глубокого социального значения, присущи лишь общественным «низам» (Кювилье‑Флери, Эд. Шерер, Сен‑Рене Тальяндье и др.).

Правда, критики Флобера, даже из числа откровенно враждебно расценивших «Воспитание чувств», отмечали художественные достоинства произведения, наблюдательность автора, красоты стиля. Вместе с тем резкое возражение вызывала композиция книги, ей отказывали в единстве; утверждали, что «Воспитание чувств» будто бы не есть роман, но всего лишь серия искусственно соединенных между собою рассказов, картин, эпизодов, лишенных внутренней логической связи.

Флобер был глубоко уязвлен враждебным отношением критики к его роману. «Я только спрашиваю себя, к чему печататься?» – в отчаянии пишет Флобер в одном из писем. Конечно, писатель не мог не отметить несомненный факт: буржуа привела в бешенство неотразимая сила его разоблачения. «Я знаю, что руанские буржуа злятся на меня из‑за дядюшки Рокка и тюильрийской сплетни. Они считают, что следовало бы воспретить опубликование подобных книжек (буквально), что я заодно с красными, что я способен разжечь революционные страсти, и так далее. Короче говоря, до настоящего времени я получил очень мало лавровых венков, и ни один лепесток розы не ранит меня» (из письма к Жорж Санд). В другом письме к писательнице Флобер подчеркивает, что его «втоптали в грязь самым невероятным образом. Люди, прочитавшие мой роман, боятся говорить о нем со мной из страха себя скомпрометировать или из жалости ко мне…» Неприкрытое отчаяние звучит в словах писателя: «…и никто, решительно никто не берется меня защищать».

На защиту Флобера встала Жорж Санд. В ее критической статье подчеркивается глубина и правдивость писателя, который изобразил «конец романтических устремлений 1840 года, разбивающихся о буржуазную действительность, мошенничества, спекуляции, обманчивые удобства будничной жизни…» Писатель Теодор де Банвиль отметил высокую познавательную ценность романа в глазах людей, принадлежащих к поколению сороковых годов. В письме к Флоберу он восхищался яркостью, с которой писатель воскресил «эту переходную эпоху с ее немощностью, с ее бессильными стремлениями». Банвиль находил, что «все это правдиво до мозга костей и выражено в бессмертных образах».

Таким образом, одно из самых глубоких, хотя и противоречивых творений Флобера не получило признания в критике его времени, за редкими исключениями.

«Воспитание чувств» встретило разноречивое к себе отношение в русской критике. «Вестник Европы» взял под защиту роман Флобера, хотя автор статьи, между прочим, и ставил вопрос: каким же образом объяснить, например, движение 1848 года, когда в романе действуют только или пошляки, или посредственности, или какие‑то недоделанные характеры? И отвечал: «Нам кажется, что романист и не хотел обращаться в высшие сферы, довольствуясь типами „средними“».[202]

В «Отечественных записках» «Воспитание чувств» встретило резко отрицательную оценку. В рецензии сделана попытка сблизить «Воспитание чувств» с «Взбаламученным морем» Писемского. Основой для подобного сопоставления послужила мысль рецензента о том, что Флобер, как и Писемский, берет лишь отрицательное у всех партий и направлений.[203]

В статье «Русского вестника» был сделан акцент на Флобере‑психологе, мастере психологического анализа. Флобер, по мнению автора статьи, даже выше Бальзака, так как он обратился к будничным явлениям, обыденно пошлым, банальным, а Бальзак впадал в романтические «крайности». Между прочим, автор статьи, помещенной в «Русском вестнике», находил черты духовного родства Флобера с Тургеневым, но явно ошибочно видел эти черты сходства в легкой снисходительной иронии, олимпийском бесстрастии, тактичном балансировании между идеализацией и сатирой.[204]

Первое издание романа «Воспитание чувств» было выпущено в ноябре 1869 года М. Леви. Небезинтересно отметить, что в новое издание романа (1880) Флобер внес огромное количество различного рода поправок, свидетельствующих о постоянном благородном стремлении «мастера из Круассе» совершенствовать свои произведения, хотя бы они и казались законченными.

 

 


[1]Диплом бакалавра – низшая ученая степень, которая во Франции присваивается окончившим среднюю школу и получающим право поступить в высшее учебное заведение.

 

[2]…дело г‑жи Лафорж . – Госпожа Лафорж (1816–1852) в 1840 г. была обвинена в отравлении мужа и приговорена к пожизненной каторге. Написала «Мемуары» (1841–1842).

 

[3]…о последнем труде г‑на Гизо . – Гизо Франсуа (1787–1874) – французский историк, автор капитальных трудов «Опыт истории Франции», «История английской революции» и др. При Луи‑Филиппе более десяти лет был министром, лидер консерваторов. С октября 1840 г. фактически руководил советом министров.

 

[4]Платон (427–347 до н. э.) – древнегреческий философ‑идеалист; в его политических и философских взглядах нашли отражение интересы рабовладельческой аристократии.

 

[5]…Жуффруа, Кузен, Ларомигъер, Мальбранш, шотландцы… – Кузен Виктор (1792–1867) – философ‑эклектик, пытавшийся соединить в своем учении «истины», заимствованные из идеалистической и материалистической систем. Был официальным философом Июльской монархии; его восьмитомный Курс истории философии (1815–1829) изучался во всех лицеях и университетах. Ларомигьер Пьер (1756–1837) – философ‑сенсуалист, ученик просветителей; его «Уроки философии» (1815–1818) использовались в университетском преподавании. Мальбранш Никола (1638–1715) – философ‑идеалист, в системе его исключительная роль отводится богу. Жуффруа Теодор (1796–1842) – философ «психологической школы», близкий к Кузену. Был известен главным образом как переводчик и истолкователь шотландских философов идеалистической «школы здравого смысла» (Томаса Рида, Дугальда Стьюарта и др.).

 

[6]Фруассар, Коммин, Летуаль, Брантом . – Фруассар Жеан (1333–1400) – историк и поэт, автор «Хроник», одного из самых старинных памятников средневековой французской литературы. Коммин (Филипп де ла Клит, 1445–1509) – французский государственный деятель времен короля Людовика XI; автор «Мемуаров», в которых дается яркая картина эпохи. Летуаль Пьер (1546–1611) – автор «Мемуаров Пьера де Летуаля, или Дневника царствования Генриха III и Генриха IV». Брантом (Пьер де Бурделе, 1535–1614) – знатный дворянин, служивший при дворе французских королей; автор многотомных «Жизнеописаний великих полководцев», «Жизнеописаний знаменитых женщин» и др.

 

[7]Вертер – герой романа Гёте «Страдания молодого Вертера», 1775. Рене – герой одноименной повести Шатобриана. Лара – герой одноименной поэмы Байрона. Лелия – героиня одноименного романа французской писательницы Жорж Санд.

 

[8]…агентом по выборам… – В годы царствования Луи‑Филиппа избирательные коллегии насчитывали зачастую не более двухсот членов; это облегчало подкупы, совершавшиеся через специальных агентов.

 

[9]Мирабо Оноре Габриэль Рикетти, граф (1749–1791) – деятель французской буржуазной революции конца XVIII века; после низложения монархии (1792) был изобличен в предательстве интересов революции (Делорье имеет в виду бурную молодость Мирабо).

 

[10]Пэр Франции – звание представителей высшего дворянства, уничтоженное во Франции революцией 1789 г., было временно восстановлено в 1814–1848 гг. (Палата пэров).

 

[11]…к левому центру . – С 1836 г. консервативная партия во Франции разделилась на две фракции: правый центр под руководством Гизо, заявлявшего, что «трон – не пустое кресло», и левый центр, лидер которого, Тьер, руководствовался принципом: «король царствует, но не управляет».

 

[12]Основное разделение лиц (субъектов гражданского права) (лат.)

 

[13]Сен‑Жюст Луи Антуан (1767–1794) – выдающийся деятель французской революции 1789 г., один из руководителей якобинской революционно‑демократической диктатуры.

 

[14]«Ревю де Де Монд» («Revue des Deux mondes») – литературно‑политический журнал, основанный в 1829 г. В нем печатались Виктор Гюго, Виньи, Мюссе, Бальзак, Дюма, Жорж Санд и др.

 

[15]«Коллеж де Франс» – одно из старейших французских высших учебных заведений, основанное в Париже в 1530 г.; среди его лекторов были известные общественные деятели, литераторы и ученые.

 

[16]Петиции о реформе . – В 1831 г. основным лозунгом оппозиции была избирательная реформа и снижение ценза до ста франков. Пропаганда велась при посредстве реформистских банкетов, начало которым положил банкет в X округе Парижа (2 июня 1840 г.). Это движение охватило также крупные провинциальные города.

 

[17]Перепись Юмана . – Перепись, объявленная министром финансов кабинета Гиэо 14 июня 1838 г., имела целью поднять налоги. Отсутствие комиссаров при агентах фиска вызвало многочисленные протесты муниципалитетов; в течение 1841 г. на этой почве в ряде городов произошли волнения, сопровождавшиеся иногда кровавыми столкновениями.

 

[18]Робер Макэр – тип ловкого пройдохи из мелодрамы Бенжамена Антье, Сент‑Амана и Полианта «Ардетская гостиница» (1823). Этот образ приобрел популярность благодаря замечательной игре актера Фредерика Леметра.

 

[19]Вы англичанин? (англ.)

 

[20]Тайные общества . – В годы царствования Луи‑Филиппа существовало множество республиканских тайных обществ: «Общество друзей народа» (основано в сентябре 1830 г.), «Общество прав человека» (основано в конце 1832 г.) и др.

 

[21]…Цахариев и Рудорфов . – Цахарие Генрих (1806–1875) – немецкий ученый, юрист, автор ряда научных трудов. Рудорф Адольф (1803–1873) – немецкий юрист, профессор права в Берлине.

 

[22]Долой Притчарда! – У Флобера ошибка памяти. Дело Притчарда относится к 1844 г. Английский консул на о. Таити Притчард спровоцировал восстание местного населения против французских властей; было перебито много французских матросов. Тогда адмирал Дюпети арестовал Притчарда, что привело к обострению отношений между Францией и Англией. Желая замять конфликт, правительство Июльской монархии возместило убытки Притчарду. Это очень повредило авторитету Луи‑Филиппа и Гизо.

 

[23]…предлагали идти к Беранже . – Поэт Пьер‑Жан Беранже (1780–1857) смотрел на Июльскую монархию как на переходную ступень к республике и держался в стороне от официальных лиц.

 

[24]«К Лаффиту!»‑«К Шатобриану!» – Лаффит Жак (1767–1844) – крупный банкир, управлял Французским банком при Империи и Реставрации; участник Июльской революции 1830 г., покинул министерство 13 мая 1831 г. я после этого стал в оппозицию к монархии Луи‑Филиппа. Писатель виконт Реве де Шатобриан, убежденный легитимист, в годы Июльской монархии из тактических соображений заигрывал с республиканской партией. Со времени сентябрьских волнений… – Речь идет о волнениях, вызванных переписью Юмана (сентябрь 1841 г.).

 

[25]Со времени сентябрьских волнений… – Речь идет о волнениях, вызванных переписью Юмана (сентябрь 1841 г.).

 

[26]Ламартин Альфонс де (1791–1869) – французский поэт, историк и политический деятель. Был связан с легитимистами (сторонниками монархии Бурбонов), после 1830 г. пришел к идеям буржуазного либерализма. Во время революции 1848 г. вел борьбу с требованиями рабочих масс и пропагандировал лицемерную идею примирения классов в буржуазной республике.

 

[27]Корреджо (наст. имя – Антонио Аллегри, род. ок. 1490, ум. в 1534) – выдающийся итальянский живописец; для него характерны легкие, жизнерадостные, чувственные образы, сочность красок, свободное истолкование религиозных и мифологических сюжетов. Мурильо Бартоломе Эстеван (1617–1682) – известный испанский художник; писал картины на религиозные сюжеты, широко вводя в них жанровые мотивы и беря в качестве моделей народные типы. Создал знаменитую серию картин, изображающих уличную детвору («Мальчик с собакой», «Продавщица фруктов» и др.).

 

[28]Микеланджело Буонарротти (1475–1564) – великий итальянский живописец, скульптор, архитектор и поэт, один из крупнейших представителей художественной культуры эпохи Возрождения. Среди творений Микеланджело особенно знамениты колоссальная статуя Давида, роспись потолка Сикстинской капеллы, гробницы Медичи с аллегорическими фигурами «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», статуя Моисея и др.

 

[29]Керубини Луиджи (1760–1842) – выдающийся композитор, по происхождению итальянец, сыграл значительную роль в развитии французской музыки; написал 14 опер на французские тексты, стал одним из виднейших представителей музыкального искусства эпохи французской буржуазной революции конца XVIII века.

 

[30]В жанре Буше – Буше Франсуа (1703–1770) – известный французский живописец и гравер; его излюбленные сюжеты – любовные мотивы, заимствованные из античной мифологии.

 

[31]Калло Жак (ок. 1592–1635) – французский гравер и рисовальщик; для его произведений характерен интерес к массовым сценам, к жизни общественных низов; в то же время у Калло наблюдаются черты фантастики и гротеска. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669) – великий голландский живописец и график, один из крупнейших художников‑реалистов. Для полотен Рембрандта характерны необычайная жизненность и эмоциональность, глубокая человечность образов, тематическая широта. Им созданы многочисленные портреты, композиции «Возвращение блудного сына», «Ночной дозор», «Снятие со креста», «Ассур, Аман и Эсфирь» и др. Гойя Франсиско Хосе де (1746–1828) – выдающийся испанский живописец и гравер; выражал в своем творчестве передовые идеи эпохи, чутко откликался на политические события современности. Среди его произведений «Майское народное празднество в Мадриде», «Борьба на Пуэрта‑дель‑Соль», «Расстрел французскими солдатами испанских повстанцев», графическая серия «Бедствия войны».

 

[32]Винкельман Иоганн Иоахим (1717–1768) – немецкий историк античного искусства, автор трудов по эстетике, оказавших влияние на формирование французского классицизма XVIII века. Наиболее известна его «История искусства древности» (1764).

 

[33]«Насьоналъ» («Nationale») – политическая газета, основанная в январе 1830 г. Тьером, Минье и Каррелем; играла значительную роль во время революции 1830 г. На протяжении Июльской монархии – орган буржуазно‑республиканской оппозиции.

 

[34]Россини Джоаккино Антонио (1792–1868) – великий итальянский композитор, автор известных опер: «Севильский цирюльник», «Сорока‑воровка», «Вильгельм Телль», «Семирамида» и многих других.

 

[35]Герцог Немурский Луи‑Шарль‑Филипп (1814–1896) – второй сын короля Луи‑Филиппа, был назначен регентом на случай смерти короля; крайний реакционер. После революции 1848 г. эмигрировал в Англию.

 

[36]Г‑н де Жуанвиль – Франсуа‑Фердинанд‑Филипп Орлеанский (1818–1886) – третий сын Луи‑Филиппа, был морским офицером.

 

[37]…этюды коней Альфреда де Дрё… – Дрё Альфред, де (1808–1860) – французский художник, писал на сюжеты из светской жизни; наряду с Жерико был искусным рисовальщиком лошадей.

 

[38]Прадье Жан (1792–1852) – французский скульптор; создавал произведения по преимуществу на античные темы.

 

[39]…устройство укреплений вокруг Парижа… – В 1833 г. правительство испрашивало у палаты кредиты для укрепления Парижа. Палата депутатов иод давлением оппозиции отказала в кредитах, мотивируя это тем, что форты Парижа – «бастилии», направленные преимущественно против парижского населения.

 

[40]Сентябрьские законы . – Имеются в виду реакционные законы об ассоциациях, вотированные после покушения Фиески на Луи‑Филиппа (28 июля 1835 г.). Согласно этим законам, усиливались юридические преследования противников монархии и вводилась более суровая цензура.

 

[41]Лорд Гизо . – Оппозиция упрекала Гнзо в англофильстве; в день возвращения праха Наполеона в Париж (1840) раздавались крики: «Долой Гизо, долой предателей, долой англичан!».

 

[42]Как приличествует (лат.)

 

[43]…как в дни Регентства! – Имеется в виду период с 1715 по 1723 г., когда после смерти Людовика XIV во Франции правил при малолетнем Людовике XV регент, герцог Филипп Орлеанский; время разгула финансистов и спекулянтов и крайней распущенности нравов.

 

[44]…вопрос о рейнской границе . – После революции 1830 г. возникли опасения, что европейские страны могут организовать коалицию против Франции. Под влиянием воспоминаний с 1792 г. французские республиканцы заговорили о войне с целью обратного завоевания левого берега Рейна, отданного Германии по мирному трактату 1815 г. Эти настроения вновь возникли в 1840 г.

 

[45]Мараст Арман (1801–1852) – был преподавателем в лицее Людовика Великого и в Нормальной школе; последователь материалистов XVIII в. В начале царствования Луи‑Филиппа руководил республиканской газетой «Трибуна» и подвергался преследованиям; затем стал редактором газеты «Насьональ», продолжая вести борьбу с правительством Луи‑Филиппа; типичный буржуазный республиканец.

 

[46]Понселе Франсуа‑Фредерик (1790–1843) – ученый‑юрист, Профессор римского права.

 

[47]Дюмерсан Теофиль (1780–1849) – французский драматург, плодовитый водевилист.

 

[48]…обвинял камарилью в том, что она теряет в Алжире миллионы. – Победоносная экспедиция 1844 г. против Марокко, на территорию которого отступил вождь алжирского национально‑освободительного движения Абд эль‑Кадир, обошлась Франции в двадцать миллионов франков. Оппозиция упрекала правительство в непроизводительных расходах, но Гизо ответил, что «Франция достаточно богата, чтобы платить за свою славу».

 

[49]…он прочел ей «Аталу», «Сен‑Марса», «Осенние листья». – «Атала» (1801) – романтическая повесть Рене де Шатобриана, одно из самых нашумевших произведений раннего французского романтизма. «Сен‑Марс» (1826) – исторический роман Альфреда де Виньи. «Осенние листья» (1831) – сборник лирической поэзии Виктора Гюго.

 

[50]Не оставив завещания (лат.)

 

[51]«Век» – газета, основанная в 1836 г.; орган династической левой оппозиции.

 

[52]«Шаривари» – сатирический журнал, основанный в 1832 г.; был в оппозиции к Июльской монархии.

 

[53]…Камил Демулен, стоя вон там, на столе… – 12 июня 1789 г. Камил Демулен, вскочив на стол в саду Тюильри, произнес речь перед толпой и нацепил себе на шляпу древесный листок как прообраз республиканской кокарды; наэлектризованная толпа хлынула на улицы Парижа, и это послужило прологом к штурму Бастилии.

 

[54]Бартелеми Огюст‑Марсель (1796–1867) – поэт, в последние годы Реставрации примыкал к либеральной оппозиции; в марте 1831 – июне 1832 г. издавал журнал стихотворной сатиры «Немезида» и активно выступал против Июльской монархии.

 

[55]…в костюме почтаря из Лонжюмо… – «Почтарь из Лонжюмо» (1836) – комическая опера французского композитора Адана.

 

[56]«Гаспардо‑рыбак» (1837) – пьеса одного из популярнейших драматургов бульварных театров, Жозефа Бушарди (1810–1870).

 

[57]«Благословен» (название молитвы) (лат.)

 

[58]Селюта – персонаж романтической поэмы в прозе Рене де Шатобриана «Натчезы» (1815) – прекрасная индианка.

 

[59]«Общественный договор» (1762) – одно из основополагающих сочинений Жан‑Жака Руссо, где излагается теория государства, построенного на принципе народовластия.

 

[60]«Независимое обозрение» – журнал, близкий к «христианскому социализму»; выходил с ноября 1841 по февраль 1842 г. при участии Пьера Леру, Жорж Санд и др.

 

[61]Он изучил Мабли, Морелли, Фурье, Сен‑Симона, Конта, Кабе, Луи Блана… – Мабли Габриель (1709–1785) – французский историк и политический мыслитель, горячий сторонник строя, основанного на общности имуществ. Морелли – французский философ (ум. во второй половине XVIII в.); в поэме «Гибель блуждающих островов» нарисовал систему управления, основанную на коммунизме и превосходящую по смелости «Утопию» Томаса Мора. Конт Огюст (1798–1857) – французский философ, основатель позитивизма; был секретарем социалиста‑утописта Клода‑Анри Сен‑Симона (1760–1825). Кабе Этьен (1788–1856) – французский утопический социалист; в фантастическом романе «Путешествие в Икарию» (1840) нарисовал картину коммунистического общества. Социалист‑утопист Луи Блан (1811–1882) стал широко известен в 1840 г. благодаря своей книге «Организация труда», где он пропагандировал трудовую промышленную и земельную ассоциацию.

 

[62]Лакедемония (Спарта) – аристократическое рабовладельческое государство в древней Греции, расположенное на юге Пелопоннеса.

 

[63]…заговорил об убийствах в Бюзансэ и о продовольственном кризисе. – Картофельная болезнь зимою 1846–1847 гг. вызвала во Франции голод. Особенно пострадал департамент Индры; в Бюзансэ голодающие сожгли фермы и разгромили булочные; в январе 1847 г. были убиты два богатых помещика, известные в народе как хлебные спекулянты. Правительство прибегло к жестоким репрессиям по отношению к участникам беспорядков: пять человек были казнены, более двадцати приговорены к каторжным работам.

 

[64]Мальтус Томас Роберт (1766–1834) – английский священник, реакционный экономист, апологет капитализма, проповедник человеконенавистнической теории народонаселения (мальтузианства), объяснявшей бедность трудящихся при капитализме не капиталистической эксплуатацией, а действием неустранимых законов природы; единственное средство уменьшения нищеты видел в сокращении численности населения.

 

[65]Испанские браки . – Луи‑Филипп стремился проводить в Испании традиционную французскую политику, связав царствующие дома обеих стран брачными узами. В октябре 1846 г. в Мадриде была отпразднована помолвка королевы Изабеллы II Испанской с ее двоюродным братом Франциском, и в то же время состоялось бракосочетание ее сестры принцессы Луизы‑Фердинанды с герцогом Монпансье, пятым сыном Луи‑Филиппа. Эти браки послужили поводом к дипломатическому разрыву между Францией и Англией. Рошфоровская растрата . – Имеется в виду скандальный случай растраты в мастерских и на складах г. Рошфора, работавших на интендантство. Тридцать шесть служащих были преданы суду и пять из них осуждены (январь 1847 г.). Глава интендантских складов Рошфора покончил жизнь самоубийством. Это дело дало повод оппозиции выступить против правительства. Новый капитул Сен‑Дени . – Проект реорганизации духовного капитула Сен‑Дени был принят палатой пэров в начале 1847 г. Однако даже и в 1848 г. он не был еще представлен на рассмотрение палаты депутатов.

 

[66]…надставили Гро! – Гро Антуан‑Жан, барон (1771–1835) – французский батальный живописец, ученик Давида. Его полотна находятся в «Галерее Аполлона» в Лувре.

 

[67]Он тревожился за судьбу Барбеса… – Арман Барбес (1809–1870) – революционер‑республиканец, в 30‑х годах несколько раз подвергался тюремному заключению. В мае 1839 г. играл руководящую роль в восстании, организованном «Обществом времен года», был приговорен к смерти, затем помилован и находился в тюрьме вплоть до Февральской революции 1848 г.

 

[68]А я упрекаю Луи‑Филиппа в том, что он предал поляков! – В 1830 г. прогрессивная общественность Франции горячо сочувствовала польским повстанцам и требовала оказать им помощь. При известии о взятии войсками Николая I Варшавы в Париже произошел подлинный мятеж, спровоцированный словами министра иностранных дел Себастиани: «В Варшаве царит порядок».

 

[69]…утонули вместе с Понятовским . – Юзеф Понятовский (1763–1813) – племянник польского короля Станислава Августа; участвовал в восстании Костюшко; во главе польского корпуса разделил с Наполеоном первую русскую кампанию 1812 г. При отступлении из России, в сражении под Лейпцигом, бросился в реку, чтобы не попасть в плен.

 

[70]…отмена Нантского эдикта… – В 1685 г., под давлением клерикальных кругов, король Людовик XIV отменил Нантский эдикт, изданный королем Генрихом IV (1598), по которому разрешалось протестантское богослужение. Это привело к новому разгулу религиозных преследований и к массовой эмиграции буржуа‑гугенотов, которые увозили из Франции свои богатства, нанося ущерб экономике страны.

 

[71]Пап оклеветали, они, в сущности, стоят за народ… – В этих словах, вероятно, отразилась доктрина участника карбонарского движения Бюшеза, который пытался сочетать католицизм и революцию.

 

[72]Лола Монтес (1824–1861) – авантюристка, фаворитка баварского короля Людовика I. Незадолго до революции 1848 г. мятеж подданных принудил короля удалить ее от двора.

 

[73]Физиологии – возникший в 30‑40‑х годах XIX в. новый, демократический литературный жанр – реалистические зарисовки нравов различных слоев городских жителей (адвокаты, нотариусы, портье, торговцы, гризетки и т. п.). Этому жанру отдал дань и Бальзак.

 

[74]Тициан Вечеллио (род. в 70‑х годах XV в., ум. в 1576 г.) – великий итальянский живописец эпохи Возрождения, глава венецианской школы живописи; им созданы полотна: «Мадонна с младенцем и четырьмя святыми», «Динарий кесаря», портреты, произведения на мифологические темы и др.

 

[75]Веронезе Паоло (1528–1588) – знаменитый итальянский художник венецианской школы, один из крупнейших мастеров монументально‑декоративной живописи. Его кисти принадлежат «Мадонна с семейством Куччина», «Несение креста», «Нахождение Моисея» и др.

 

[76]…портреты генерала Фуа и Луи‑Филиппа… – Генерал Фуа Максимильен‑Себастьен (1775–1825) – один из наиболее популярных наполеоновских полководцев, либеральный парламентский оратор времен Реставрации. На его похоронах состоялась стотысячная манифестация.

 

[77]…рука господина Женуда тянется к «Веку»? – Женуд Антуан‑Эжен (1790–1849) – публицист и историк; ярый легитимист. В годы Июльской монархии в многочисленных журналах и газетах пропагандировал всеобщее избирательное право, надеясь при помощи народных голосов восстановить «законную» власть Бурбонов.

 

[78]…несчастного Лезюрка . – Имеется в виду нашумевший судебный процесс конца XVIII в.; Жозеф Лезюрк (1763–1796) был обвинен в убийстве и ограблении почтовой кареты и обезглавлен. Через два года обнаружился истинный преступник, который по роковой случайности был внешне очень похож на Лезюрка.

 

[79]«Золотой дом» – ресторан на бульваре Итальянцев, построенный в 1839 г. архитектором Лемером в стиле Возрождения, место свиданий элегантных завсегдатаев парижских бульваров; назван так из‑за позолоченных украшений на балконах.

 

[80]Венсан де Поль (1576–1660) – французский священник, основатель ордена «Сестер милосердия»; канонизирован католической церковью. Брут Марк Юний (85–42 до н. э.) – политический деятель в древнем Риме, отстаивал принципы республики, был инициатором заговора против Цезаря и принимал участие в его убийстве.

 

[81]Ликург – легендарный законодатель древней Спарты, с именем которого спартанцы связывали установление древних законов я обычаев.

 

[82]Вронский Гоенэ (1778–1853) – польский математик и философ.

 

[83]Отец Анфантен – Анфантен Бартелеми‑Проспер (1796–1864) – ученик социалиста‑утописта Сен‑Симоиа; в созданной после Июльской революции 1830 г. сенсимонистами общине получил титул «верховного отца». Деятельность Анфантена способствовала вырождению сен‑симонизма в чисто религиозную секту, которая враждебно относилась к освободительным республиканским движениям.

 

[84]Пьер Леру (1797–1871) – мелкобуржуазный социалист‑утопист, создал теорию «христианского социализма», получившую широкую известность в 30‑40‑х годах XIX в.

 

[85]Мюссе Альфред де (1810–1857) – французский писатель‑романтик; автор цикла стихов «Ночи», романа «Исповедь сына века» и других произведений.

 

[86]…стал превозносить знаменитые литературные типы – Федру, Ромео, де Гриё. – Федра – героиня одноименной трагедии Ж. Расина (1677); Ромео – герой трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» (написана в 1594–1595 гг., издана в 1597 г.); де Гриё – герой романа аббата Прево «Манон Леско» (1731).

 

[87]Идем, милый! (итал.)

 

[88]Бу‑Маза (род. в 1820 г.) – один из арабских вождей, оказывавших упорное сопротивление французской армии в Алжире. Однако благодаря соперничеству с эмиром Абд эль‑Кадиром в 1845 г. Бу‑Маза сдался французам, был торжественно препровожден в Париж и там окружен роскошью и почетом.

 

[89]…исключены Эдгар Кине и Мицкевич . – Кине Эдгар (1803–1875) – французский историк и писатель; в 1842 г. занимал кафедру языков и литературы во Французском коллеже. Вместе с Мишле опубликовал разоблачительную книгу «Иезуиты», за которую был лишен профессорской кафедры. Адам Мицкевич, занимавший во Французском коллеже кафедру славянских языков и литератур, играл в начале 40‑х годов большую общественную роль как польский патриот. Правительство Луи‑Филиппа лишило его кафедры.

 

[90]Местр Жозеф де (1754–1821) – французский реакционный политический деятель и писатель, защитник светской власти папы, автор книг «О папе» и «Вечера в Санкт‑Петербурге».

 

[91]Сенвиль Морель (нач. XIX в.– 1854 г.) – выдающийся актер парижского театра Пале‑Рояль.

 

[92]Только не по‑орлеански! – По мысли Сизи, суть остроты в том, что, будучи легитимистом (сторонником династии Бурбонов), он выражает таким образом свою враждебность Орлеанской династии, к которой принадлежал Луи‑Филипп.

 

[93]«Тюрбан а ля Шамбор» . – Намек на герцога Бордоского, графа Шамбора Анри‑Шарля (1820–1883), последнего отпрыска свергнутой династии Бурбонов, которого легитимисты прочили на французский престол под именем Генриха V.

 

[94]…о делах Друайяра и Бенье… – Друайяр – парижский банкир, был осужден в феврале 1847 г. по обвинению в подкупе избирателей. Бенье – директор Управления продовольственного снабжения; в 1847 г. был обвинен в растрате, но дело замяли.

 

[95]Годфруа Кавенъяк (1801–1845) – один из вождей республиканской партии; участвовал в революции 1830 г., был одним из основателей тайных обществ «Друзья народа» и «Права человека», редактором газеты «Реформа». После республиканского восстания 1834 г. был приговорен к тюремному заключению, бежал и прожил за границей вплоть до амнистии.

 

[96]…как принц Родольф в «Парижских тайнах»… – Социально‑приключенческий «роман‑фельетон» Эжена Сю «Парижские тайны» печатался в 1842–1843 гг. в газете «Дебаты» и пользовался громадным успехом. Герой романа, благородный богач Родольф, инкогнито живет среди обитателей городского дна, защищает невинность и карает злодеев.

 

[97]В подлиннике игра слов: «un coq de bruyere» – глухарь и «des caracteres de La Bruyere» – характеры Лабрюйера.

 

[98]«Из глубины воззвах…» (лат.) – псалом, читаемый во время погребальных богослужений.

 

[99]…книги: Тьера, Дюлора, Баранта, «Жирондистов» Ламартина . – Имеются в виду исторические труды Адольфа Тьера «История Консульства и Империи» (публикация началась в 1845 г.); Жака‑Антуана Дюлора «Исторические очерки о главных событиях Французской революции» (1823); «История жирондистов» Альфреда де Ламартина, вышедшая в свет в 1847 г. и имевшая шумный успех; труды Амабля‑Гильома Баранта, посвященные Французской революции: «История национального Конвента» (1852–1853) и «История Директории» (1855) – вышли уже после описываемого Флобером периода.

 

[100]Шалье Мари‑Жозеф – глава лионских революционеров 1793 г.; якобинцы прозвали его «другом бедных». В связи с контрреволюционным восстанием жирондистов и роялистов был обвинен в измене Конвенту и гильотинирован.

 

[101]«Общество семейств» – тайное общество, организованное республиканцами‑социалистами (при участии Бланки, Барбеса и др.), получило с 1837 г. название «Общество времен года». Защищало интересы трудящихся, которые «все производят», а потому «имеют на все права». Члены общества считали, что установление республики должно сопровождаться «передачей имущества тех, которые владеют, но не работают, тем, кто работает, но ничем не владеет».

 

[102]В мае 1839 года он оказался в числе сражавшихся… – Имеется в виду восстание 12 мая 1839 г. в Париже, организованное «Обществом времен года». Была захвачена городская ратуша, провозглашено Временное правительство, и Бланки избран главнокомандующим; но горсть заговорщиков, не опиравшихся на широкие массы, была вскоре рассеяна национальной гвардией и полицией.

 

[103]Алибо Луи (1810–1836) ‑25 июня 1836 г. стрелял из ружья в Луи‑Филиппа, желая отомстить за кровавую расправу над повстанцами 1832 г. Был казнен по приговору палаты пэров.

 

[104]…на улице Транснонен… – 13 апреля 1834 г. при известии о рабочем восстании в Лионе республиканцы организовали восстание в Париже, быстро подавленное генералом Бюжо; на улице Транснонен были зверски истреблены все жители одного из домов, включая женщин и детей.

 

[105]Карпентра – городок во Франции, близ Авиньона, возникший на месте старого галло‑римского города, богатого памятниками искусств. Слово «карпентра» стало синонимом художественной безвкусицы и в качестве такового использовано было в сатирическом журнале «Шарнвари».

 

[106]Театр канатных плясунов («Фюнамбюль») – маленький парижский театр, где ставились пантомимы, арлекинады и водевили. Зрителей привлекали феерические постановки этого театра, игра знаменитого мима Дебюро, а в 30‑е годы – актера Фредерика Леметра.

 

[107]Театр Отдохновение – в 40‑х годах XIX в. находился на бульваре Тампль; в нем ставились главным образом феерии и обозрения.

 

[108]…о речи г‑на Грандена, об ответе… г‑на Бенуа. – Гранден Виктор (1797–1849) – политический деятель, промышленник, с 1839 г. член палаты депутатов; требовал эксплуатации железных дорог государством. Бенуа д'Ази Дени (1796–1880)– легитимистский депутат, финансист, принимал участие в управлении железными дорогами.

 

[109]«Подражание Христу» (XIII в.) – памятник средневековой церковной литературы; авторство его приписывается монаху Фоме Кемпийскому. «Готский альманах» – еженедельник, выходивший на немецком и французском языках начиная с 1763 г.; содержал сведения о генеалогии королевских фамилий и знатных дворянских домов Европы.

 

[110]Граф д'Артуа (1757–1836) – брат казненного короля Людовика XVI, глава контрреволюционной эмиграции во время революции 1789–1794 годов. Французский король Карл X в период Реставрации (с 1824 г.), проводил крайне реакционную политику, был свергнут в ходе Июльской революцией в 1830 году.

 

[111]Дезольм – французский публицист; в 1848 г. выпустил в защиту республики книгу «Дух народа». Блекстон Уильям (1723–1780) – английский ученый, юрист.

 

[112]«Басни» Лашамбоди . – Лашамбоди (1806–1872) – поэт, одно время последователь Сен‑Симона; напечатал в 1839 г. «Народные басни», которые имели большой успех и были увенчаны Академией.

 

[113]«Наполеон» Норвена . – Четырехтомная «История Наполеона» (1827–1828), написанная горячим поклонником умершего императора Жаком Марке, бароном де Норвеном (1769–1854), имела огромный успех в период всеобщей ненависти к Бурбонам, накануне революции 1830 г.

 

[114]…рассуждения о всеобщем избирательном праве… – Всеобщее избирательное право было лозунгом республиканцев, которых называли радикалами, а также реформистами.

 

[115]Пьемонт, Неаполь, Тоскана. – В начале 1848 г. Пьемонт, как и вся Италия, находился в возбужденном состоянии; в октябре 1847 г. король Карл‑Альберт под давлением народных масс дал отставку реакционному министерству и провозгласил ряд либеральных реформ. Неаполитанский король Фердинанд II был вынужден в январе 1848 г. объявить конституцию, скопированную с французской хартии 1830 г. В Тоскане в начале 1848 г. также начались волнения, уличные манифестации, враждебные выступления против гнета Австрии.

 

[116]…Голландию мы принесли в жертву, чтобы Англия признала Луи‑Филиппа… – Утверждение это не соответствует действительности, потому что Англия с самого начала признала Луи‑Филиппа, хотя тори были удовлетворены внешней политикой Франции времен Реставрации; Англия опасалась лишь союза Франции с континентальными державами, особенно с Россией.

 

[117]В Швейцарии г‑н Гизо… поддерживает трактаты тысяча восемьсот пятнадцатого года. – С 1830 г. в Швейцарии шла борьба по вопросу о централизации. В 1845 г. семь католических кантонов образовали лигу; объединились и кантоны протестантские. Австрия и Франция поддерживали католические кантоны, опираясь на трактаты 1815 г., предоставившие каждому кантону самостоятельность. В 1848 г. борьба еще не была завершена.

 

[118]Пруссия и ее таможенный союз… – Прусский таможенный союз был заключен в 1833 г. В 1847 г. прусский король «даровал» германским государствам конституцию.

 

[119]Восточный вопрос остается открытым . – Восточный вопрос сосредоточивался на соглашении о проливах (июль 1841 г.), согласно которому Турция имела право запретить военным кораблям всех наций вход в Дарданеллы и Босфор.

 

[120]…великий князь Константин шлет подарки герцогу Омальскому… – Здесь намек на попытки сближения между Францией и Россией. Герцог Омальский Анри‑Эжен (1822–1897), четвертый сын короля Луи‑Филиппа, проявил военные способности во время завоевания Алжира и в 1847 г. был назначен алжирским генерал‑губернатором. Великий князь Константин (1827–1892), второй сын царя Николая I, был с 1831 г. генерал‑адмиралом русского флота.

 

[121]Сульт (Никола‑Жан де Дие, 1769–1851) – бывший наполеоновский маршал, при Июльской монархии был военным министром, подавил рабочее восстание в 1831 г. в Лионе.

 

[122]…жалобы на биржевиков‑эксплуататоров. . – Биржевой ажиотаж во Франции особенно развился в связи со строительством первых железнодорожных линий.

 

[123]Процесс Теста – Кюбьера . – Тест, председатель кассационной палаты, в июле 1847 г. был присужден к лишению гражданских прав, стотысячному штрафу и трем годам тюрьмы за то, что, будучи министром общественных работ, в 1842 г. получил взятку в сто тысяч франков (за предоставление концессии по добыванию каменной соли). Генерал Кюбьер также был приговорен к лишению гражданских прав и стотысячному штрафу как соучастник.

 

[124]Герцогиня де Прален – дочь маршала Себастьяни, была убита в августе 1847 г. В убийстве был обвинен ее муж, герцог Шуазель, который отрицал свою причастность к преступлению и накануне суда покончил с собой в тюрьме.

 

[125]…«лучшая из республик». – Во время революции 1830 г. популярный в народе генерал Лафайет (по другому варианту, буржуазный политический деятель Одилон Барро) подвел к окну парижской ратуши Луи‑Филиппа Орлеанского, вложил в его руку трехцветное знамя, обнял его и крикнул толпе, требовавшей республики: «Вот лучшая из республик1».

 

[126]«Мирная демократия» – газета, издававшаяся с августа 1843 по ноябрь 1851 г. под редакцией Виктора Консидераиа; орган фурьеристов.

 

[127]…гимн Пию Девятому! – Папа Пий IX был провозглашен папой в июне 1846 г. и благодаря ряду реформ, проведенных им в Риме, в первое время пользовался популярностью.

 

[128]…«фигляра из Ратуши, друга предателя Дюмурье» – Намек на карикатуру, имевшую большой успех при Луи‑Филиппе и изображавшую короля в виде фокусника, жонглирующего трема мускатными орехами: один назывался Июлем, другой – Революцией, третий – Свободой. В 1793 г. Луи‑Филипп (в то время герцог Шартрский) служил в армии под начальством генерала Дюмурье, бывшего жирондиста, подготовлявшего восстановление монархии, и бежал вместе с ним, опасаясь ареста комиссарами Конвента.

 

[129]«Нельская башня» – пьеса французского писателя A. Дюма‑отца (1832).

 

[130]Д'Альтон‑Шэ (Эдмон де Линьер, граф, 1810–1874) – буржуазный республиканец и демократ; в 1836 г. вошел в палату пэров, с 1847 г. перешел в ряды оппозиции. Во время революции 1848 г. участвовал в баррикадных боях.

 

[131]Леотад Луи (1812–1850) – монах, в начале 1848 г. был осужден на вечную каторгу по обвинению в изнасиловании и убийстве девочки‑работницы.

 

[132]Восстание в Палермо .– 12 января 1848 г. жители Палермо изгнали войска неаполитанского короля и провозгласили автономию Сицилии. В течение девяти дней город подвергался бомбардировке. Банкет 12‑го округа . – В январе 1848 г. оппозиция хотела провести реформистский банкет в 12‑м округе Парижа (квартал Пантеона). Префект полиции отказал в разрешении; вопрос был поднят в палате депутатов, причем правительство получило большинство лишь в сорок три голоса.

 

[133]Груша созрела . – Король Луи‑Филипп Орлеанский снискал в народе прозвище «Груша» (его обрюзгшая физиономия изображалась в виде груши на многочисленных политических карикатурах).

 

[134]Одилон Барро (1791–1873) – в 1830‑1840‑е годы возглавлял либеральную «династическую оппозицию». Впоследствии, в ноябре 1848 г., возглавил реакционное министерства.

 

[135]«Жирондисты» – патриотическая песенка из драмы Александра Дюма и Огюста Маке «Кавалер Красного замка», которая шла на сцене «Исторического театра» в 1847 г. Во время революции 1848 г. строфы этой песни, видоизмененные народными поэтами, распевались на баррикадах с припевом: «Умереть за родину, за святое дело – лучшая участь».

 

[136]Игра слов: se reformer означает также «исправляться, изменяться к лучшему».

 

[137]Моле Луи‑Матъе, граф (1781–1855) – политический деятель, служил Наполеону, потом Бурбонам; при Луи‑Филиппе некоторое время был председателем совета министров. После 1848 г.– крайне правый.

 

[138]…назначил Бюжо главнокомандующим… – Бюжо де ля Пиконнери (1784–1849) – маршал, Франции; в 1848 г. командовал войсками в Париже, защищая монархию Луи‑Филиппа, но после ее падения перешел на сторону республики.

 

[139]Герцогиня Орлеанская , Элен‑Элиза‑Элизабет (1814–1852) – жена умершего в 1842 г. старшего сына Луи‑Филиппа; в 1848 г. пыталась провозгласить малолетнего своего сына, графа Парижского, королем, а себя регентшей.

 

[140]Дюнуайе – капитан национальной гвардии, под командой которого находилась первая колонна инсургентов, проникшая во двор Тюильрийского дворца 24 февраля 1848 г. Сделал надпись на троне: «Парижский народ – всей Европе. Свобода, равенство, братство».

 

[141]…назначен комиссаром в провинцию . – Временное правительство замещало префектов и других должностных лиц Июльской монархии «старыми республиканцами»; но ввиду их недостатка были использованы и «новые республиканцы», лица разных убеждений, присоединившиеся к республике после ее объявления.

 

[142]…добрался до Ледрю‑Роллена… – Ледрю‑Роллен Александр‑Огюст (1809–1874) – видный буржуазно‑республиканский политический деятель; в 1848 г. вошел во Временное правительство как министр внутренних дел; затем был избран в Законодательное собрание.

 

[143]…Шангарнье, г‑н де Фаллу… – Шангарнье Никола (1793–1877) – генерал, Кавеньяк назначил его главнокомандующим парижской национальной гвардией; Луи‑Бонапарт перед государственным переворотом отстранил его от должности, опасаясь его влияния. Фаллу Фредерик, граф (1811–1886) – реакционный политический деятель, ретроград и клерикал; был докладчиком в Собрании по вопросу о Национальных мастерских и требовал их немедленного закрытия.

 

[144]…люди Коссидьера, их сабли и шарфы пугали ее. – Коссидьер Марк (1808–1861) – лионский рисовальщик, принимал участие в восстании 1834 г.; во время революции 1848 г. показал себя как смелый баррикадный боец. После победы республики был назначен префектом полиции, которую набрал из числа февральских инсургентов и членов тайных обществ. Полицейские его были одеты в голубые блузы с красными шарфами, носили большие сабли.

 

[145]Слыша имя Ламартина… – Поэт Альфонс де Ламартин в период революции 1848 г. занимался активной политической деятельностью как буржуазный республиканец. Был избран в Учредительное собрание, затем в мае 1848 г. в его Исполнительную комиссию. Защищал интересы буржуазии и в Июньские дни отошел от дел.

 

[146]Дюпон де л'Эр (1767–1855) – политический деятель, по профессии адвокат; один из вождей либеральной партии в период Реставрации; в 1848 г. – председатель Временного правительства.

 

[147]Альбер (настоящее имя Александр Мартен, 1815–1895) – рабочий, принимал участие в Лионском восстании 1831 г., издавал газету «Мастерская». В 1848 г. вошел во Временное правительство в качестве представителя от рабочих. Впоследствии – член Парижской коммуны.

 

[148]Бланки Луи‑Огюст (1805–1881) – революционер, утопист‑социалист, организатор и вождь заговорщических тайных обществ. Был освобожден из тюрьмы Февральской революцией, основал в Париже клуб «Центральное республиканское общество». Играл большую роль в событиях 15 мая 1848 г. и был приговорен к десяти годам тюрьмы. Пользовался большой популярностью среди рабочих.

 

[149]Разгром замков Нейи и Сюрен… – Замок в Нейи, любимая резиденция Луи‑Филиппа, был разгромлен толпой 25 февраля 1848 г.; замок банкира Ротшильда, Сюрен, постигла та же участь.

 

[150]Циркуляр Ледрю‑Роллена . – Перед выборами в Учредительное собрание Ледрю‑Роллен, как министр внутренних дел, разослал циркуляр комиссарам Временного правительства, предлагая обеспечить успех испытанным «старым республиканцам».

 

[151]…принудительный курс кредитных билетов… – Французский банк в 1848 г. оказался на грани банкротства, поэтому был декретирован принудительный курс кредитных билетов, обеспечение которых ограничивалось суммой в двести пятьдесят миллионов.

 

[152]…налог в сорок пять сантимов .– 16 марта 1848 г. Временное правительство увеличило на сорок пять процентов четыре основных прямых налога. Эта мера оттолкнула от буржуазной республики широкие массы.

 

[153]Флокон Фердинанд (1800–1866) – журналист, левый республиканец, главный редактор газеты «Реформа» (1843); в 1848 г. был членом Временного правительства и министром сельского хозяйства и торговли, затем депутатом Учредительного собрания; отмежевался от Кавеньяка. После государственного переворота 1851 г.– в изгнании.

 

[154]Он был ив числа тех, кто 25 февраля требовал немедленной организации труда… – 25 февраля 1848 г. перед парижской Ратушей состоялась шумная манифестация; была подана петиция об организации труда, о гарантиях права на труд, о твердом минимуме заработка для рабочего и его семьи в случае болезни, об обеспечении инвалидов труда. Требования петиции означали постановку серьезных социальных вопросов, и Временное правительство в целом оказалось к этому не подготовленным; после дебатов было выпущена воззвание, в котором обещалось «гарантировать жизнь рабочего при помощи труда и гарантировать труд всем гражданам», признавалась законность рабочих объединений и ассигновывался миллион франков на проведение соответствующих мероприятий.

 

[155]…они сжигают перед Пантеоном номер «Национального собрания»… – «Национальное собрание» – газета, основанная 29 февраля 1848 г.; ее редакция состояла из бывших административных чинов Июльской монархии, которые повели атаку против Временного правительства.

 

[156]..приняв вид Фукье‑Тенвиля… – Фукье‑Тенвиль Антуан Кантен (1746–1795) во время революции, в 1793 г., был общественным обвинителем якобинского революционного трибунала.

 

[157]Граждане, я очень ценю честь, которую вы мне оказываете, велика ваша доброта и еще больше – внимание (исп.)

 

[158]С той поры, как была объявлена конституция в Кадисе – этот основной договор об испанских свободах, – вплоть до последней революции наша родина насчитывает многочисленных и героических мучеников (исп.)

 

[159]В ближайший вторник в церкви Магдалины будет совершена заупокойная служба (исп.).

 

[160]Все испанцы отправятся туда, присоединившись к депутациям от клубов и национальной гвардии. Поминальная речь в честь испанской свободы и всего мира будет произнесена членом парижского клира в зале Бон‑Нувель. Слава французскому народу, который я назову первым народом в мире, хоть я и гражданин другой нации! (исп.)

 

[161]29 марта он защищал контору «Прессы». – Газета «Пресса» была основана Эмилем де Жирарденом в 1836 г. и приобрела необычайную популярность благодаря тому, что помещала на своих страницах социально‑приключенческие романы (Эжена Сю, Фредерика Сулье и т. п.). В феврале 1848 г. «Пресса» высказалась за республику. Перед выборами в Учредительное собрание Эмаль де Жирарден поставил в газете вопрос: что сделает Временное правительство, если депутаты не провозгласят республику? Это вызвало возмущение среди революционных клубов и привело к нападению их на помещение газеты.

 

[162]Когда народ ворвался в палату… – 15 мая 1848 г. Учредительное собрание было наводнено рабочими демонстрантами во главе с Бланки, Барбесом и Распайлем, которые объявили о роспуске Собрания и о создании нового Временного правительства. Восстание было подавлено национальной и мобильной гвардией, а его руководители брошены в Венсенскую тюрьму.

 

[163]…со

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История одного молодого человека

Воспитание чувств.. Гюстав Флобер..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Примечания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги