Преднаука

 

Экономическая теория длительное время развивалась как наука о богатстве.

Гениальные попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества и определить источники его богатства были предприняты еще великими греками.

Человеком, который первым употребил термин «экономия», был греческий мыслитель Ксенофонт (445–355 гг. до н. э.). Он составил руководство по управлению домашним хозяйством рабовладельца под названием «Экономикос» (от греч. «ойкос» – дом, «номос» – закон), что можно перевести как «домострой», т. е. искусство (законы) управления домашним хозяйством. Ксенофонт писал, что экономия – это наука, при помощи которой можно обогащать свое хозяйство. Источник богатства он видел в домоводстве и сельском хозяйстве, а ремесло, торговлю и ростовщичество отвергал как недостойные виды деятельности. «Экономикос» многие столетия служил целям изучения натурального хозяйства рабовладельца.

На Руси «Домострои», аналогичные ксенофонтовскому «Экономиксу», появились в XI в. В XVI в. советник Ивана IV Сильвестр объединил их в наказ, вошедший в историю как «Домострой Сильвестра». В России не было рабства, поэтому русский «Домострой» – это руководство по организации феодального хозяйства, содержащее, однако, рыночные советы:

• когда и что покупать по низким ценам;

• какие товары приобретать с избытком, чтобы в случае повышения цен их перепродать;

• рекомендовалось покупать не в кредит, а за наличные деньги, чтобы не платить процент и т. п.

«Домострой Сильвестра» просуществовал вплоть до XVIII в. С утверждением в России капитализма он потерял свою актуальность и покинул историческую сцену.

Однако, вернемся в Грецию. Воздадим хвалу Ксенофонту и обратимся к другому греческому таланту – Аристотелю. Аристотель (384–322 гг. до н. э.) был самым выдающимся ученым среди античных мыслителей. Он имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду. Поэтому учение Аристотеля называют школой перипатетиков (прогуливающихся). Заслуга Аристотеля‑экономиста состоит в том, что он первым установил некоторые категории и закономерности политической экономии. К ним можно отнести следующие положения.

• Воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, он наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По Аристотелю экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов . Наряду с «экономией» он разглядел явление, названное им «хрематистикой» (греч. «хрема» – имущество, владение), т. е. искусство наживать денежное богатство . «Экономия» и «хрематистика» вместе составляют учение о богатстве. Но, если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала.

• Аристотель стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров. Забегая вперед, скажем, что борьба мнений по этому вопросу (соотношение роли трудовых затрат и полезности в ценообразовании) продолжается и по сей день.

• Аристотель сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущности и функциях денег.

Для Аристотеля, как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но, в отличие от Ксенофонта, Аристотель не только допускал товарно‑денежные отношения, но и пытался их исследовать.

Оценивая заслуги античных мыслителей, можно сделать следующие выводы:

1. Объектом их интереса было полунатуральное рабовладельческое хозяйство. Исследование зарождающихся в обществе товарно‑денежных отношений не было специальным; оно носило случайный характер.

2. Принципы организации и управления рабовладельческим хозяйством впервые в мире оформлены ими в учение под названием «экономия».

3. Их воззрения еще нельзя назвать наукой. Они образуют лишь ее теоретические исходные пункты, в которых, однако, прозорливо названы два важных положения: необходимость исследовать законы ведения хозяйства и пути увеличения его богатства .

Анализ категорий «закон» и «богатство» с тех пор и надолго становится объектом изучения экономической науки.

 

19.3. Меркантилизм – предыстория политической экономии

 

Экономическая теория как наука, т. е. система знаний о категориях и законах, начала оформляться в период становления капитализма (конец XVI – начало XVII вв.). Буржуазия первоначально действует не в производстве, а в сфере обращения , где она занимается торговлей и операциями с деньгами, которые стали олицетворением богатства. Поэтому первым экономическим учением стал меркантилизм (от итал. merk ant e – торговец). Сущность меркантилизма:

Богатство – это прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля, главным образом – внешняя. Значит золото следует ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения.

Роль торгового капитала оказалась столь велика, что в литературе даже имеются попытки деления экономической истории на эпоху торгового капитала и эпоху промышленного капитала.

Еще в конце XIV в. английский король Ричард II обратился к лондонским купцам с вопросами о том, что нужно сделать для спасения Англии от финансовой гибели. Купцы ему ответили: «Мы должны стараться покупать у иностранцев меньше, чем продавать». Этот принцип сделался основным как для политиков, так и для теоретиков меркантилизма.

Меркантилистическая политика государства прошла два исторических этапа. Ранний период (XV в. – начало XVI в.) был связан с первоначальным накоплением капитала, когда выяснилось, что исходным пунктом всякого предпринимательства являются деньги, на которые нанимаются рабочие и покупаются необходимые для бизнеса товары. Поэтому экономическая политика правителей на этом этапе состояла в привлечении в страну денег – драгоценных металлов и их носителей заморских купцов – «гостей», для которых строились специальные складские помещения, так называемые «гостиные дворы», до сих пор украшающие многие города мира. На втором этапе (XVII–XVIII вв.) правители и их советники поняли, что самый надежный способ привлечь деньги в страну – развивать производство экспортных товаров. Поэтому государственная власть стала насаждать промышленное производство, покровительствовать мануфактурам.

Этим двум стадиям в политике меркантилизма соответствуют и две стадии в развитии теории меркантилизма.

На раннем этапе он выступал в форме монетаризма , для которого характерна идеализация серебра и золота как единственной формы богатства. Монетаристы выдвинули теорию «денежного баланса», в соответствии с которой они рекомендовали запретить вывоз денег из страны.

На втором этапе меркантилисты обратились к исследованию сферы не денежного, а товарного обмена. Была разработана теория «торгового баланса».

В отличие от ранних поздние меркантилисты не запрещали вывоз денег из страны, рекомендовали увеличить экспорт промышленных товаров, обложить иностранные товары высокими пошлинами, покровительствовать национальной экономике, т. е. осуществлять политику протекционизма (от лат. protectio – покровительство, защита).

Представителями меркантилизма являются Т. Мен, А. Монкретьен, У. Стаффорд, Кольбер; в России – А.Л. Ордин‑Нащокин (1605–1680), Петр I (1672–1725), И.Т. Посошков (1632–1726) и другие.

Особого внимания среди меркантилистов заслуживает человек, который ввел в научную литературу термин «политическая экономия». Это был французский подданный, живший во времена Людовика XIII, по имени Антуан Монкретьен де Ваттевиль (1575–1622). Познакомившись в Англии с учением меркантилистов и став свидетелем бурного развития английского хозяйства, торговли и ремесел, Монкретьен сделался активным сторонником развития во Франции национальной промышленности и создания государственного хозяйства, в чем пытался убедить и короля. С этой целью в 1615 г. он написал главную книгу своей жизни «Трактат политической экономии для короля и королевы», посвятив ее молодому Людовику XIII и королеве‑матери.

Как же истолковать название книги? Слово «экономия» (законы домоведения), заимствовано им у древних греков. «Политейя» в переводе с греческого – общественное устройство. Значит, «Трактат политической экономии» можно перевести как «Трактат о законах общественного хозяйства». Вряд ли Монкретьен предполагал, что дает название новой науке. Однако термином «политическая экономия» он явно хотел подчеркнуть важность для Франции создания национального хозяйства .

Заслуга А. Монкретьена не только в том, что он дал своей книге такое удачное имя. Главное – в другом: это было одно из первых в Европе сочинений, специально посвященное экономическим проблемам . В нем выделялся особый предмет исследования, отличный от предмета других общественных наук:

Политическая экономия объявлялась наукой о законах развития общественного хозяйства.

С выходом в свет книги Монкретьена экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия.

В России капитализм начал развиваться позже, чем в странах Западной Европы. Поэтому русский меркантилизм возник лишь во второй половине XVII в. и не существовал в «чистом» виде.

Так же, как западно‑европейские меркантилисты, первые русские политэкономы заботились об увеличении товарооборота внутри страны, стремились устранить конкуренцию иностранных купцов, вводя высокие таможенные пошлины. Но, в отличие от западных, русские меркантилисты не ограничивали свои наблюдения сферой обращения, не отождествляли богатство только с деньгами. Внешнюю торговлю они рассматривали как средство развития промышленности и сельского хозяйства. Первым защитником этих идей выступил государственный деятель А.Л. Ордин‑Нащокин (1605–1680). Экономическая программа Ордина‑Нащекина предшествовала реформам Петра I, которые строились на теории меркантилизма, но имели значительные отличия от него, обусловленные особенностями России. Своеобразной «программой» этих реформ явилась «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова (1652–1726), которая принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. Не сводя богатство к деньгам, Посошков различал богатство вещественное и невещественное. Под вещественным богатством он разумел богатство государства (казны) и богатство народа. Под невещественным – «истинную правду»: законность, правовые условия, хорошее управление страной, т. е. те ценности, которые сегодня мы называем «институтами». Поэтому Посошкова можно назвать предтечей российского институционализма. Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости – отсталость сельского хозяйства, недостаточное развитие промышленности, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия: 1) уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать; 2) решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию. В лице Посошкова русская экономическая мысль конца XVII – начала XVIII вв. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

Оценивая меркантилизм в целом, можно сделать следующие выводы :

1. Источник богатства меркантилисты видели в деньгах. Их теоретические попытки объяснить погоню за деньгами сыграли важную роль в возникновении классической политической экономии.

2. Сам же меркантилизм еще не стал действительной наукой. Его можно назвать предысторией буржуазной политической экономии.

3. Действительная наука началась с тех исследований, которые перешли от анализа обращения (торговли) к анализу производства.

Меркантилизм исторически изжил себя в новой эпохе, когда в экономике стал господствовать не торговый, а промышленный капитал.