Тоталитаризм

Многим, особенно молодым исследователям представляется, что обращение к этой теории, заимствованной из западной общественной мысли, позволяет понять и объяснить все перипетии достаточно сложных проблем развития советского общества. В теории есть свои интересные стороны. Она привлекает тем, что органически связана с понятием модернизации в историческом процессе и рассматривается в контексте новейшей истории, о чем, впрочем, постоянно нужно напоминать авторам, склонным к месту и не к месту щеголять термином "тоталитаризм". Следует напомнить также, что тоталитаризм — это, прежде всего, теория политическая, теория власти, хотя под нее зачастую подгоняются экономические модели развития общества.

Если добираться до сути теории тоталитаризма, то нельзя не прийти к выводу, что в ее основе лежит наблюдение и обобщение негативных, вернее, неприемлемых для западного индивидуалистического сознания, тенденций, свойственных в определенный период новейшего времени для взаимодействия общества и власти в таких странах, как Германия, Италия, СССР и др. Из этого выводятся так называемые признаки или атрибуты тоталитаризма, коих иные авторы насчитывают до десятка, а то и более того. В результате возникает довольно жесткая конструкция, где на одну доску ставятся такие исторические феномены как "коммунизм", "фашизм", "нацизм", "военно-диктаторский режим" и пр. Сколько бы общих признаков этих политических институтов ни перечислялось, тоталитарную модель в сущности объединяет только признание некой особой формы власти, которая зиждется на насилии и индоктринации, и сосуществование с которой для "свободного мира", для демократий западного типа неприемлемо. Различия властных форм в отдельных странах, которые, по признанию идеологов тоталитаризма, могут быть весьма разнообразны и являются частью истории отдельных стран, непосредственно на сущность власти не влияют и представляют главным образом академический, т. е. научный интерес.

Уже сам по себе такой подход не может не вызывать возражения у добросовестного ученого, на долю которого выпадает лишь следовать заранее предначертанной схеме и детализировать особенности тоталитаризма в своей или других странах. Однако более всего тревожит идеологическая заданность и моральные императивы, явно просматриваемые в тоталитарной модели, от которых объективный исследователь в своем научном анализе должен воздерживаться.

Отчетливо осознавая, к чему может привести подобная заданность на практике — к средоточию и сгущению усилий на показе главным образом негативных черт в той или иной системе, — одна из столпов и творцов тоталитарной модели на Западе Х. Арендт призывала пользоваться термином "тоталитаризм" редко и благоразумно, чего не скажешь о нынешней нашей ситуации, когда со всех сторон только и слышно об "ужасах и гримасах тоталитаризма".