Общественные настроения

Обычно общественное сознание в литературе довоенного периода характеризуется в терминах единства и одномерности. Однако это далеко не так, особенно если проанализировать его нижние этажи — обыденное сознание и психологию — через призму социальных отношений. Идеология в этот период явно обнаруживает признаки омертвления и догматизации. Это время активного внедрения в сознание людей прописных истин и догм "Краткого курса". Самым значительным событием духовной жизни страны стало празднование 60-летнего юбилея вождя. В связи с этим его культ стал приобретать монументальные, "горно-вершинные" черты. Продолжалось наступление государственно-патриотической идеологии, тоже тесно связанной с именем Сталина, отказ от идей интернационализма и международного братства. Но по мере навязывания идеологических штампов и клише, с не меньшей силой возникает эффект их отторжения, по-разному заметный в различных общественных слоях. Первыми эрозии подверглись коммунистические ценности и идеалы, которые теперь все чаще рассматривались как абстрактные "библейские" заповеди, в рамках которых царила обычная повседневная рутина, где каждый руководствовался скорее своими личными и семейными интересами, чем какими-то идеалами и интересами всего общества.

Таким образом, социальная структура советского общества накануне войны была достаточно сложной и пестрой, далекой и от движения к социальной однородности и от монотонно-абстрактного единства, о котором толкуют представители тоталитарной школы. Более того, векторы социальных изменений указывали на дальнейшее усложнение и "отвердение" этой структуры. Складывались свои "высшие", "средние" и "низшие" классы. В чем-то новая социальная структура имела сходство с прежней, дореволюционной, лишний раз подчеркивая необходимость учета процессов, протекающих в самом обществе. Это общество в общем-то сумело выйти из периода бурных социальных по-трясений, как это не раз бывало в прошлом, вылепило из себя новые причудливые формы, сообразные с менталитетом и психологией большинства людей, подмяло под себя и переварило "единственно научную идеологию", приспособив для этого ряд социалистических идей, нашедших в нем почву, создало на этой основе новые общественные и государственные институты, несущие на себе как остатки прошлого, так и тенденции новейшего времени. На этой основе сложилась новая советская цивилизация, которую официальная идеология пыталась выдать за магистральный путь развития всего человечества.