Идеология и культура военного коммунизма

Своеобразный характер носила идеология военного коммунизма. Это был массированный натиск по внедрению в умы людей элементарных и примитивных азов коммунизма. Большевики придавали огромное значение политической работе в массах, привлекая к ней тысячи пропагандистов и агитаторов, все культурные силы, занятые в советских учреждениях. Руководил этой работой Наркомпрос и его многочисленные отделы. Активную деятельность развернул также Пролеткульт — массовая организация, ставившая своей целью скорейшее создание новой коммунистической культуры. В его рядах было немало талантливых писателей, художников, артистов. Пролеткульт делал ставку на открытое классовое содержание культуры, разрушение старого культурного наследия, поиск новых образов и идеалов. На этой основе формировался революционный авангард в литературе и искусстве. На площадях и улицах крупных городов разыгрывались грандиозные, красочные спектакли, мистерии, шествия, приуроченные к торжественным дням. Они предусматривали массовое действо, т. е. активное участие зрителей в проводимых мероприятиях.

Вот, например, как было организовано празднование 1-й годовщины Октябрьской революции в Москве. Постановлением Московского Совета была образована специальная комиссия. Постановление предусматривало реквизицию и конфискацию всех необходимых материалов для организации торжеств. Из Петроградской, Новгородской, Псковской и Вологодской губерний были мобилизованы строительные рабочие. Были заказаны сотни портретов и бюстов Ленина, Троцкого, Зиновьева, Луначарского и других революционнных вождей. Понадобилось не менее 20 тыс. аршин кумача. Постановление призывало сделать годовщину пролетарской революции выдающимся примером пролетарского порядка и дисциплины, которые должны царить в красной столице.

Ранним утром 7 ноября жители Москвы просыпались под звуки хорового пения, доносящихся с улиц и площадей. По случаю празднества были увеличены нормы выдачи продуктов до двух фунтов хлеба, полфунта конфет или сушеных фруктов, двух фунтов рыбы и полфунта масла. В голодающей республике это была невиданная роскошь. Рестораны и кафе были открыты и кормили бесплатно. Отдельно для детей был организован бесплатный обед.

В Александровском саду у Кремлевских стен открыли любопытный памятник. Основой для него послужил обелиск, воздвигнутый в 1913 г. к 300-летию дома Романовых. С него сверзили двуглавого орла и вместо царских имен вырезали имена Мора, Кампанеллы, Сен-Симона, Фурье, Маркса, Энгельса, Прудона, Бакунина, Лассаля, Плеханова и других мыслителей, внесших свой вклад в развитие коммунистических идей и дело борьбы за освобождение трудящихся. Дважды в этот день выступал Ленин: при открытии памятника Марксу и Энгельсу на площади Революции и мемориальной доски павшим борцам Октябрьской революции на Красной площади.

На Охотном ряду группа художников-футуристов украсила пустующие торговые лавки разноцветными геометрическими фигурами, над которыми веяли гирлянды красных полотнищ. На Театральной площади у Большого театра все деревья были выкрашены в лиловые тона, кустарники были завернуты в муслин того же оттенка. Даже трава с помощью пожарных брандспойтов была покрашена в яркие непривычные цвета. В коммунальном театре музыкальной драмы состоялась премьера Мистерии-Буфф в постановке В. Мейерхольда и В. Маяковского с декорациями К. Малевича, где "семь пар нечистых" (пролетарии) давали "чистым" (буржуазии) наглядные уроки классовой борьбы.

Подобные мероприятия в годы военного коммунизма проводились неоднократно. Особенной страстью к постановке феерических спектаклей ("Сожжение гидры контрреволюции", "К мировой коммуне" и пр.) отличался Петроград — "колыбель Октября". По большей части, однако, в театрах и клубах ставились незатейливые пьесы и сценки, где главными действующими лицами были страдающий от гнета пролетарий, а также "буржуй", "поп", "кулак", "генерал", повергаемые в прах революционным народом.

По всей республике в ускоренном порядке из гипса и всякого рода "подручных средств" воздвигались памятники жертвам и героям революционной борьбы — кампания, названная впоследствии ленинским планом монументальной пропаганды. Большую роль в наглядной агитации играли революционные плакаты, в том числе знаменитые "Окна РОСТА".

В идеологии военного коммунизма делалась ставка на безжалостность и беспощадность к врагам, проповедовались революционная стойкость и фанатизм, беззаветное мужество перед лицом смертельной угрозы, жертвенность во имя светлого завтра. На этом зиждилась героическая традиция, к которой впоследствии очень часто апеллировали большевики. Немало людей были воспитаны в подобном духе, пройдя через фронты гражданской войны или без устали работая в тылу на самых горячих участках "с Лениным в башке и с наганом в руке". Такими предстают образы людей этого времени, созданные советскими кинематографистами, писателями, художниками. Немало свойственных военному коммунизму ритуалов сохранились в советской жизни последующих лет.

Подобно тому как чрезвычайные, подчас нечеловеческие усилия, отчаяние и ярость, самоотверженность и фанатизм помогают выстоять при осаде крепости, так и система военного коммунизма позволила большевистскому режиму не только выжить, но и одержать победу.