ОБЪЕКТЫ И СООБЩЕНИЯ

 

В предыдущем разделе было показано, что под объектом применительно к ООП понимается отдельно реализуемая часть предметной области задачи. Разрабатываемая программа, таким образом, состоит из объектов, которые взаимодействуют через передачу сообщений.

Каждый объект, получая сообщения, должен определенным образом «реагировать» на них, выполняя заранее определенные для каждого типа сообщения действия. Например, если объект Форма Открытие из примера «Записная книжка» будет активизирован, то он должен запросить у пользователя имя файла, проверить наличие такого файла и затем либо открыть его, послав соответствующее сообщение объекту Файл, либо активизировать объект Сообщение «Записная книжка не найдена».

Реакция объекта на сообщение может зависеть от его состояния: так, объект Файл, получив сообщение «Добавить запись», прежде чем добавлять запись, должен проверить, открыт ли соответствующий файл, и при закрытом файле должен выдать пользователю отказ на выполнение операции добавления.

Состояние объекта характеризуется набором конкретных значений некоторого перечня всех возможных свойств данного объекта, например, (пример графического редактора, см. рис.7): скоростью передачи данных, типом графического режима (количество цветов и тип монитора и др.).

Как правило, набор свойств в процессе функционирования не изменяется, могут изменяться лишь конкретные значения этих свойств. Поведение объектов, как уже говорилось выше, характеризуется определенным набором реакций на получаемые сообщения и часто зависит от состояния объекта.

Объекты, обладающие сходными состояниями и поведением с точки зрения решаемой задачи, образуют группу (например, объекты записной книжки). Свойства объекта, которые отличают его от всех других объектов группы, составляют его индивидуальность. Так, каждая функция Записной книжки может иметь собственную структуру действий.

Если объект может обладать некоторым состоянием, то, соответственно, может возникнуть необходимость в получении информации об этом состоянии. Для получения такой информации объекту посылается сообщение – запрос. В ответ на запрос объект должен переслать отправителю требуемую информацию. В таких случаях говорят, что над объектом выполнена операция селекции.

Обращение к объекту для изменения его состояния по всем или отдельным составляющим инициирует выполнение операции модификации. Отправитель сообщения-команды, реакцией на которую должна быть модификация объекта, может ожидать завершения операции, а может продолжить выполнение своей программы. Второй вариант обработки называется асинхронным, и его реализация требует использования (или моделирования) параллельной обработки.

Если объект содержит несколько однотипных компонент, например, массив чисел, то операция, требующая последовательной обработки этих компонент, называется итерацией. Поэлементно могут выполняться как операции селекции, так и операции модификации.

Полный список возможных операций над объектами выглядит следующим образом (рис. 11):

- создание объекта;

- уничтожение объекта;

- модификация − изменение состояния объекта; селекция − доступ для определения состояния;

- итерация − доступ к содержимому объекта по частям в определенной последовательности (используется при наличии в объекте некоторых однотипных компонент).

Соответственно, каждое сообщение, принимаемое объектом, может инициировать выполнение одной или нескольких операций указанных типов. Например, «Активизировать» для интерфейсного элемента в зависимости от типа реализации (статической или динамической) может означать либо создание объекта − при динамической реализации, либо его модификацию − «видимый» вместо «невидимый» при статической реализации.

 

 

 
 
Рис. 11 −Типы операций над объектом


При выполнении объектной декомпозиции устанавливаются отношения между объектами, которые бывают двух типов. В случае, когда один объект передает сообщение другому, говорят, что эти объекты находятся в отношении использования (рис. 12), причем объект, инициирующий сообщение, называется активным, а объект, получающий сообщение, − пассивным.

Соответственно, отношение использования может принимать форму воздействия (активный объект воздействует на пассивный объект, передавая ему сообщение), исполнения (пассивный объект исполняет указание активного объекта) и посредничества (некоторый объект - посредник, получив сообщение от активного объекта, передает его пассивному объекту).

Рис. 12 −Типы отношений между объектами

 

Если объект является результатом декомпозиции более сложного объекта, то говорят, что между этими объектами существует отношение включения − первый объект включает второй (иерархия целое/часть).

Виды операций над объектами и типы отношения между ними определяют особенности реализации объектов.