Наследование. Статические, виртуальные, динамические и абстрактные методы.
Наследование. Статические, виртуальные, динамические и абстрактные методы. - раздел Программирование, Объектно-ориентированное программирование Все Классы Delphi — Потомки Класса Tobject. Если Нет Указания, Какой Класс Яв...
Все классы Delphi — потомки класса tObject. Если нет указания, какой класс является прародителем, значит, это tObject. Определение
tMyObject=class
...
end;
полностью равносильно
tMyObject=class(tObject)
...
end;
Вызываемые методы делятся на статические (static), виртуальные (virtual) и динамические (dynamic). Есть еще методы, которые не содержат никаких действий (нет реализации), никогда не вызываются и нужны только для наследования — абстрактные (abstract). Абстрактными могут быть только виртуальные или динамические методы, причем у них имеется только заголовок (в описании класса) и отсутствует реализация.
Переопределение методов в потомках называется перекрытием этих методов, а сами переопределенные методы прародителя — перекрытыми (override) потомком.
Перекрытие статических методов происходит так же, как в Turbo Pascal. Для виртуальных методов синтаксис изменен: в первом из прародителей, где определяется виртуальный метод, ставится ключевое слово virtual, а в потомках для перекрывающих методов — override.
Для виртуальных методов в классе постоянно хранятся адреса всех имеющихся в данном классе виртуальных методов независимо от того, унаследованы они или перекрыты. Виртуальные методы вызываются быстро, но таблица виртуальных методов (VMT) может занимать много места, если имеется длинная цепочка наследования с большим количеством методов в каждом классе. Динамические методы являются более экономичными по памяти и более медленным аналогам виртуальных. Каждому динамическому методу системой присваивается уникальный индекс. В таблице динамических методов (DMT) класса хранятся индексы и адреса только тех динамических методов, которые описаны в данном классе. Если при вызове нужный метод в таблице не найден, просматривается таблица прародителя, и т.д. вплоть до tObject. В остальном разницы между виртуальными и динамическими методами нет. Стоит отметить, что Delphi предоставляет существенно больший набор средств программирования, чем, например, Java, где ни статических, ни виртуальных методов нет, а только динамические.
Вызов не перекрытого абстрактного метода (т.е. помеченного директивой abstract) дает диагностику ошибки. Абстрактные методы используются на начальном уровне описания иерархии, а такая диагностика помогает при отладке программы находить потомки, в которых программист забыл перекрыть необходимые методы.
Пример использования виртуальных и абстрактных методов:
type
tField=
class function GetData:string;virtual;abstract; {нужна для работы
ShowData1}
tStringField=
class(tField)
fData:string;
function GetData:string;override;{перекрыли абстрактный метод}
end;
tIntegerField=
class(Field)
fData:Integer;
function GetData:string;override; {то же}
end;
...
{-реализация перекрывающих методов-}
function tStringField.GetData:string;
begin
GetData:=fData; {присваивание строкового поля}
end;
function tIntegerField.GetData:string;
begin
GetData:=IntToStr(fData); {преобразование из целого в строку}
end;
...
{-процедура, которая работает для разных типов полей-}
procedure ShowData(aField:tField);
begin
Form1.Label1.Caption:=aField.GetData;{вызов метода, который для
класса tField абстрактный}
end;
Надо отметить, что на этапе написания процедуры ShowData мы используем алгоритм для экземпляра класса, в котором описан наш абстрактный метод. Такой класс логично называть абстрактным и считать, что экземпляров данного класса быть не может. На деле, вместо экземпляров абстрактного класса будут подставляться экземпляры классов-потомков, в которых все абстрактные методы перекрыты. А формальное использование объекта из прародительского класса дает возможность писать единый алгоритм для всех классов-потомков разветвляющейся иерархии с разными типами аналогичных по смыслу полей в каждой ветви иерархии.
Особенность нового синтаксиса для объектов — то, что динамически созданный объект как параметр можно передавать как по значению (см. ShowData), так и по имени (см. далее ShowData1):
procedure ShowData1(var aField:tField);
begin
...
end.
При этом в случае передачи по значению котируется только указатель на объект, но не его тело. В Object Pascal, в отличие от C++, нет понятия "конструктора копии", и при необходимости скопировать тело объекта надо просто задать метод объекта, который занимается его копированием.
Object PASCAL
(72 часа)
Вадим Валериевич Монахов, доцент кафедры вычислительной физики СпбГУ
Введение
1.1. Основной принцип ст
Алфавит языка PASCAL. Идентификаторы.
Основной алфавит языка PASCAL состоит из латинских букв и цифр.
Буквы:
ABCD...XYZ — заглавные (прописные),
abcd...xyz — строчные,
а также знак _
Арифметические операторы.
Бинарные полиморфные (тип результата определяется по правилам приведения типов,
см. далее):
+ сложение (все целые и вещественные типы, строковые типы, множества).
Логические операторы и операции отношения.
Логические операторы:
and логическое "И". Пример: a and b
or логическое "ИЛИ": a or b
xor логическое "исключающее ИЛИ": a xor b
not
Структура простейшей программы.
В PASCAL любое число пробелов, символов <TAB> или переносов на новую строку везде приводится к одному пробелу (конечно, кроме строковых выражений). Имя файла с текстом программы должно быть т
Простейшие операторы языка Object PASCAL
2.9.1. Пустой и составной операторы.
Операторы в языке PASCAL разделяется символом ";".
Пустой оператор — это просто пустая строка (или эквивален
Классы, экземпляры класса, наследование, иерархия.
Объектный тип (например, tDot) называется классом. Переменная данного типа — объект или, что то же самое, экземпляр класса. То есть при задании
Var dDot:tDot
переменная dDot – это
Правила присваивания. Совместимость типов для объектов.
Для потомков при использовании их "на месте" прародителей любого уровня имеется два основных варианта совместимости типов (по вызовам и по присваиваниям) между:
1. экземплярами о
Очередь, стек, двунаправленный список.
Совершенно аналогичным образом можно создавать объект — двунаправленный список, в котором каждый узел имеет указатели как "влево" (на предыдущий узел), так и "вправо" (на послед
Классы, объекты, поля и методы.
В Object Pascal класс — тип записи, который может иметь в своем составе поля данных и методы (а также свойства, но о них будет отдельный разговор).
Пример описания класса и переменн
Свойства.
В Delphi пожелание ООП "не обращаться из программы к полям, а действовать через методы" нашло отражение в новом для ООП принципе — свойствах объекта.
Свойство определяется
Создание и уничтожение объектов. Конструкторы и деструкторы.
В Object Pascal объекты могут быть только динамическими! Любая переменная объектного типа — это указатель, но доступ к объекту идет без 'шляпки', а создание нового объекта осуществляется не операто
Области видимости объектов.
В Delphi существуют зарезервированные слова public ("общие"), protected ("защищенные") и private ("личные") для определения специальных правил видимости областей кода
Обработка исключительных ситуаций.
Во время работы программы часто встречаются исключительные ситуации: деление на 0, отсутствие места на диске или попытка писать на защищенную для записи дискету, ошибочный символ при вводе (наприме
Специальные средства для работы с MS Windows: сообщения.
Для обработки сообщений Windows в Delphi существует механизм динамических методов, называемых сообщениями. Они должны быть описаны в классе как процедуры, имеющие один параметр, передаваемый по име
События и их делегирование. Обработка событий.
События — это свойства процедурного типа. Их название принято начинать с префикса "on". Для описания события некого типа (как описать новый тип события будет рассказано далее) в объекте н
Методы класса и указатели на класс.
Некоторые методы бывает нужно вызывать без создания экземпляра класса (например, для получения информации о имени класса, размере экземпляра класса и т.п.). Такие методы называются методами класса
Дополнительные возможности Object Pascal.
4.17.4. Функции
а) могут возвращать значения определенных пользователем типов, включая сложные;
б) внутри каждой функции предопределена доступная по чтению и записи локальн
Визуальное проектирование в среде Delphi.
Перед началом работы обычно надо настроить пути к библиотеке Delphi, а в Delphi 3.0 также установить пакеты. Это связано с тем, что Windows 95 (и, тем более, NT 4.0) имеет индивидуальные настройки
Создание экранных форм. Инспектор объектов.
При входе в Delphi автоматически открывается проект "по умолчанию". Изначально это проект с пустой экранной формой, на которой пунктиром показана сетка, к которой идет привязка для выравн
Палитра компонентов.
Мы будем описывать только наиболее важные свойства и события для компонентов и перечислим только наиболее часто используемые компоненты из стандартных библиотек Delphi 3.0. Для Delphi 2.0 практичес
Общие представления об интерфейсах в Object PASCAL
Интерфейс объекта определяют методы и свойства, которые могут быть реализованы классом-наследником этого интерфейса. Они описываются аналогично абстрактным классам, так же, как абстрактные классы,
Особенности разработки DLL
Работа программ с DLL (Dynamic Link Library) поддерживается операционной системой, а не компилятором какого-либо языка программирования. Они представляют собой универсальный механизм использования
ActiveX
Подпроцессы (Threads)
Для создания дополнительного подпроцесса в программах Delphy предназначен специальный модуль (в репозитории он представлен пиктограммой Thread Object
Использование библиотек OpenGL и GLU
5.21. Создание программистом собственного компонента
Литература
1. В.В.Фаронов . Delphi 6. Учебный курс.- М.:"Нолидж", 2001.- 608 с.
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов