рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Обработка исключительных ситуаций.

Обработка исключительных ситуаций. - раздел Программирование, Объектно-ориентированное программирование Во Время Работы Программы Часто Встречаются Исключительные Ситуации: Деление ...

Во время работы программы часто встречаются исключительные ситуации: деление на 0, отсутствие места на диске или попытка писать на защищенную для записи дискету, ошибочный символ при вводе (например, буква вместо цифры). В современных языках программирования для таких случаев предусмотрены специальные средства — обработчики исключительных ситуаций. В Delphi имеются 2 типа так называемых защищенных блоков кода:

1)try...finally...end;

2)try...except...end;

1) try...finally...end: если исключительных ситуаций не было, операторы в блоке try выполняются в обычном порядке, после чего выполняются операторы в блоке после finally. Если же возникла исключительная ситуация в блоке "try", выполнение блока прерывается, и сразу выполняется блок "finally" (его обычно используют для высвобождения ресурсов, и поэтому часто называют блоком "очистки кода"). Специальных операторов для этого типа обработки нет. Отличие кода внутри блока finally...end от кода, стоящего после этого end, возникает только при наличии внутри блока try операторов break или exit, т.к. в этом случае независимо от их срабатывания или несрабатывания сначала происходит выполнение блока очистки кода.

2) try...except...end: если исключений не было, выполняется только блок try. Если же возникла исключительная ситуация в блоке try, то обычная последовательность прекращается, и управление для обработки этой операции сразу передается в блок "except" со специальным синтаксисом:

try

...

except

on MyException1 do...{оператор1};

on MyException2 do...{оператор2}; ...

else {обычно отсутствует; не рекомендуется использовать}

MyOtherException {оператор обработки остальных исключений}

end{/except};

Исключительные ситуации являются классами-потомками объектного типа Exception=class(tObject) из модуля SysUtils и либо предопределены в системе (существуют исключительные ситуации: ZeroDivBy для операций с "плавающей запятой", DivByZero для целочисленных операций, InvalidGraphic и т.д.), либо описываются пользователем как потомки Exception (или его потомков).

Если ошибки не было, блок except не выполняется. Если ошибка была, выполняется блок except, после чего управление обратно в try не передается. При этом ищется первое соответствие исключения обработчику. Так, если возникла исключительная ситуация типа MyException1 (предопределенная или определенная в программе), то после выполнения оператора1 будет произведен выход из блока try...except...end без проверки на соответствие другим типам исключений.

По правилу совместимости типов исключительная ситуация типа-потомка всегда может быть обработана как исключение прародительского типа. Поэтому порядок следования обработчиков в блоке except имеет большое значение: обработчик исключения более общего типа следует писать всегда после обработчика для его типа-потомка ,иначе обработчик потомка никогда не будет вызван.

Пример обработки исключений:

procedure MyETest(var X,Y,Z:real);

begin

try

Z:=sqrt(X/Y);

except

on EZeroDivide do messageBox('Деление на ноль',’Y’,mb_Ok);

on EInvalidOp do messageBox('Корень из отрицательного числа!',

‘Y’,mb_Ok);

end{/except};

end;

Если бы мы поставили строку EInvalidOp перед EZeroDivide..., то при делении на нуль обработчик для EInvalidOp перехватывал бы управление, и обработчик для EZeroDivide никогда бы не срабатывал.

Во время обработки исключительной ситуации некого типа создается объект-исключение соответствующего типа. Обычно имени типа исключения бывает достаточно, и объект-исключение остается без имени. Но при необходимости исключение может быть поименовано в блоке on..do, если в блоке do нужен доступ к полям объекта:

...

on EZD:EZeroDivide do EZD.message:='Деление на ноль. Проверьте

данные';

Таким образом, можно не только заменять, но и переопределять стандартные обработчики исключений. Например, в файле проекта (расширение .dpr — сокращение от Delphi project) можно сделать следующую обработку исключений:

try {создание формы}

application.CreateForm(tForm1,Form1);

application.Run;

except

on E:Exception do

begin messageBox(E.message,’Y’,mb_Ok);

E.message:='Ошибка в программе';

Raise;

end{/do};

end{/except};

Замечание: исключения, в отличие от других типов, принято именовать с буквы "E", а не с "t".

Некоторые важнейшие типы исключений:

· EMathError — все математические ошибки;

· EInOutError — все ошибки ввода-вывода;

· EConvertError — ошибки преобразования типов;

· EOutOfMemory — нехватка памяти;

· EPrinter — ошибка работы с принтером;

· EAbort — вызывается программно вызовом процедуры Abort; не делает ничего и предназначена для обработки программистом для нужд текущей программы.

Блоки защиты ресурсов и обработчики исключительных ситуаций могут быть вложенными. Например, выделение ресурсов можно производить так:

try {1}

allocateResource1;

try {2}

allocateResource2;

UseResources;

finally{2}

FreeResource2;

end{/try2};

finally{1}

FreeResource1;

end{/try1};

Другой вариант решения этой проблемы:

const Ok1,Ok2:Boolean:=False;

...

try

AllocateResource1;

Ok1:=True;

AllocateResource2;

Ok2:=True;

except

on Exception do

begin

if Ok2 then

begin

FreeResource2;

if Ok1 then FreeResource1;

end{/if};

end{/do};

end{/except};

Можно вкладывать друг в друга обработчики исключений:

procedure ECheck(var A,B,Y,Z:Real);

var X:Real;

begin

try{1}

X:=(-B*X+sqrt(B*B-4*A*C))/(2*A);

try{2}

Z:=X/sqrt(A*Y*Y-7*B/A/(X-3sqrt(B)));

except{2}

on EMathError do

application.MessageBox('ошибка в вычислении Z',Y,mb_Ok);

end{/except2};

except{1}

on EMathError do

application.MessageBox('ошибка в вычислении корня

уравнения ',Y,mb_Ok);

end{/except1};

end{/ECheck};

Для создания собственной исключительной ситуации в случае, когда обычные исключения не возбуждаются, надо описать соответствующий класс, например:

EWrongPassword=

class(Exception)

end;

В теле класса можно ничего не описывать! В реализации программы в нужный момент надо инициализировать исключение с помощью конструктора, и тогда обработчик исключений сможет его обработать.

Например:

var S,S1:String;

try

S:=...

...

myReadPassword(S1);

if(S1<>S)then EWrongPassword.Create('Wrong password!');

...

except

on EWrongPassword do...;

end{/except};

...

Создание и обработка исключительных ситуаций позволяют структурным способом решить проблемы, в которых в обычном PASCAL приходилось использовать метки и оператор goto, а также ставить огромное число проверок на допустимость присваиваний и математических операций. Мало того, что эти проверки резко замедляли работу программы — не было гарантии, что они достаточны, и что во время работы программы не возникнет "вылет" из-за возникновения непредусмотренной исключительной ситуации. В Object Pascal, как мы видим, эта проблема решена кардинально.

Замечание: в "С-образных" языках С++, JavaScript и Java также имеется обработка исключительных ситуаций, построенная по варианту try...catch..., аналогичная try...except... для Object Pascal (слово "catch" означает "перехватить"). Существенное отличие — после обработки одного исключения производится переход к следующему, если не поставить оператор break, такая логика работы очень часто приводит к ошибке, которую можно назвать "забытый break ".

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Объектно-ориентированное программирование

На сайте allrefs.net читайте: "Объектно-ориентированное программирование"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Обработка исключительных ситуаций.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Object PASCAL
(72 часа) Вадим Валериевич Монахов, доцент кафедры вычислительной физики СпбГУ Введение   1.1. Основной принцип ст

Алфавит языка PASCAL. Идентификаторы.
Основной алфавит языка PASCAL состоит из латинских букв и цифр. Буквы: ABCD...XYZ — заглавные (прописные), abcd...xyz — строчные, а также знак _

Простые и составные специальные символы, используемые на ПК.
Перечисленный ниже набор несколько расширяет стандарт PASCAL, однако на ПК является стандартом de facto. Простые специальные символы: + Плюс – “сложени

Стандартные типы данных. Двоичное представление чисел и дополнительный код.
Целые типы Byte: 0..255 — байтовый (1 байт) ShortInt: -128..127 — короткое целое (1 байт) Word: 0..65535 — 16-ричное слово (2 байта) Inte

Арифметические операторы.
Бинарные полиморфные (тип результата определяется по правилам приведения типов, см. далее): + сложение (все целые и вещественные типы, строковые типы, множества).

Логические операторы и операции отношения.
Логические операторы: and логическое "И". Пример: a and b or логическое "ИЛИ": a or b xor логическое "исключающее ИЛИ": a xor b not

Потеря точности, потеря порядка и переполнение при арифметических операциях.
Пусть x1 – арифметическая переменная real, x2 – вещественная extended. Тогда выполнение присваиваний x2:=1+1e-14 даст 1.00000000000001, а x1:=1+1e-14 даст 10000000000000,т.к. числа real имеют всего

Структура простейшей программы.
В PASCAL любое число пробелов, символов <TAB> или переносов на новую строку везде приводится к одному пробелу (конечно, кроме строковых выражений). Имя файла с текстом программы должно быть т

Простейшие операторы языка Object PASCAL
2.9.1. Пустой и составной операторы. Операторы в языке PASCAL разделяется символом ";". Пустой оператор — это просто пустая строка (или эквивален

Процедуры и функции. Формальные и фактические параметры. Передача параметров по ссылке, по значению и через указатель.
Процедуры по своей структуре напоминают независимую программу, вложенную в основную программу. Главное их отличие в том, что они, как правило, имеют параметры, передаваемые из внешнего программного

Локальные и глобальные переменные. Побочный эффект функции. Вложенность процедур и функций. Правила видимости.
В приведенных выше примерах часть переменных описана в блоке описания переменных программы. Такие переменные называются глобальными. Они существуют в любой момент выполнения программы. Другая часть

Модули. Секции декларации, интерфейса и реализации. Области видимости.
На самом деле общая структура модуля при наличии в нем класса несколько сложнее. Обсудим ее более подробно. Написание собственного модуля (unit) начинается с указания имени модуля. В нашем

Классы, экземпляры класса, наследование, иерархия.
Объектный тип (например, tDot) называется классом. Переменная данного типа — объект или, что то же самое, экземпляр класса. То есть при задании Var dDot:tDot переменная dDot – это

Пример объектно-ориентированной программы: движение фигур по экрану.
unit Figures; interface uses…; type tLocation= object X,Y:Integer; procedure Init(X_,Y_:Integer); function GetX:Integer;

Виртуальные методы. Конструкторы. Раннее и позднее связывание. Полиморфизм.
В приведенной выше программе при описании объектов некоторые методы заданы как виртуальные (virutal). В этом случае перед вызовом какого-либо метода соответствующего экземпляра класса (переменной о

Динамические объекты. Выделение и высвобождение памяти. Деструкторы.
Указатель на объект устроен так же, как обычные указатели:    

Правила присваивания. Совместимость типов для объектов.
Для потомков при использовании их "на месте" прародителей любого уровня имеется два основных варианта совместимости типов (по вызовам и по присваиваниям) между: 1. экземплярами о

Пример на создание, присваивание и уничтожение динамических объектов.
Unit FigDemo1; Uses…,Figures,FigArc; var FigKey:char; Ang1_ini,Ang2_ini,R_ini,X_ini,Y_ini:Integer; newX,newY,newR:Integer; pFigure:tpDot; outside:Boolea

Пример динамического выделения и высвобождения памяти для однонаправленного списка объектов.
Создадим список, в котором хранятся различные фигуры — объекты иерархии с классом-прародителем tDot. Введем запись типа "узел", ссылающийся на одну фигуру и один другой (предыдущий) узел:

Очередь, стек, двунаправленный список.
Совершенно аналогичным образом можно создавать объект — двунаправленный список, в котором каждый узел имеет указатели как "влево" (на предыдущий узел), так и "вправо" (на послед

Классы, объекты, поля и методы.
В Object Pascal класс — тип записи, который может иметь в своем составе поля данных и методы (а также свойства, но о них будет отдельный разговор). Пример описания класса и переменн

Свойства.
В Delphi пожелание ООП "не обращаться из программы к полям, а действовать через методы" нашло отражение в новом для ООП принципе — свойствах объекта. Свойство определяется

Создание и уничтожение объектов. Конструкторы и деструкторы.
В Object Pascal объекты могут быть только динамическими! Любая переменная объектного типа — это указатель, но доступ к объекту идет без 'шляпки', а создание нового объекта осуществляется не операто

Наследование. Статические, виртуальные, динамические и абстрактные методы.
Все классы Delphi — потомки класса tObject. Если нет указания, какой класс является прародителем, значит, это tObject. Определение tMyObject=class ... end; полно

Области видимости объектов.
В Delphi существуют зарезервированные слова public ("общие"), protected ("защищенные") и private ("личные") для определения специальных правил видимости областей кода

Специальные средства для работы с MS Windows: сообщения.
Для обработки сообщений Windows в Delphi существует механизм динамических методов, называемых сообщениями. Они должны быть описаны в классе как процедуры, имеющие один параметр, передаваемый по име

События и их делегирование. Обработка событий.
События — это свойства процедурного типа. Их название принято начинать с префикса "on". Для описания события некого типа (как описать новый тип события будет рассказано далее) в объекте н

Методы класса и указатели на класс.
Некоторые методы бывает нужно вызывать без создания экземпляра класса (например, для получения информации о имени класса, размере экземпляра класса и т.п.). Такие методы называются методами класса

Дополнительные возможности Object Pascal.
4.17.4. Функции а) могут возвращать значения определенных пользователем типов, включая сложные; б) внутри каждой функции предопределена доступная по чтению и записи локальн

Визуальное проектирование в среде Delphi.
Перед началом работы обычно надо настроить пути к библиотеке Delphi, а в Delphi 3.0 также установить пакеты. Это связано с тем, что Windows 95 (и, тем более, NT 4.0) имеет индивидуальные настройки

Создание экранных форм. Инспектор объектов.
При входе в Delphi автоматически открывается проект "по умолчанию". Изначально это проект с пустой экранной формой, на которой пунктиром показана сетка, к которой идет привязка для выравн

Палитра компонентов.
Мы будем описывать только наиболее важные свойства и события для компонентов и перечислим только наиболее часто используемые компоненты из стандартных библиотек Delphi 3.0. Для Delphi 2.0 практичес

Общие представления об интерфейсах в Object PASCAL
Интерфейс объекта определяют методы и свойства, которые могут быть реализованы классом-наследником этого интерфейса. Они описываются аналогично абстрактным классам, так же, как абстрактные классы,

Особенности разработки DLL
Работа программ с DLL (Dynamic Link Library) поддерживается операционной системой, а не компилятором какого-либо языка программирования. Они представляют собой универсальный механизм использования

ActiveX
Подпроцессы (Threads) Для создания дополнительного подпроцесса в программах Delphy предназначен специальный модуль (в репозитории он представлен пиктограммой Thread Object

Использование библиотек OpenGL и GLU
5.21. Создание программистом собственного компонента Литература 1. В.В.Фаронов . Delphi 6. Учебный курс.- М.:"Нолидж", 2001.- 608 с.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги