рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

КАК ПОВЫСИТЬ СВОЮ КРЕАТИВНОСТЬ

КАК ПОВЫСИТЬ СВОЮ КРЕАТИВНОСТЬ - раздел Программирование, Перед вами книга всемирно известного классика нейролингвистического про­граммирования Яна Макдермота и успешного НЛП-тренера Венди Яго. Что Такое Креативность? Люди Часто Смешивают Креативность С Оригинал...

ЧТО ТАКОЕ КРЕАТИВНОСТЬ?

Люди часто смешивают креативность с оригинальностью, по­сле чего впадают в уныние, поскольку, по-видимому, так трудно, даже невозможно быть по-настоящему оригинальным. На самом деле все мы способны быть креативными, поскольку, как мы уже сказали, креативность заключается в создании новых связей, при­чем в неврологическом смысле дело тоже обстоит именно так. Креативность — это расширение границ психики. Она может быть


Практический курс НЛП



сопряжена с риском, поскольку всегда включает открытие. Создавая новые связи, вы повышаете силу своего мозга, развиваете свою интеллектуальную и межличностную гибкость. Всякий раз, когда вы связываете как-либо две вещи, вы создаете нечто третье. И эта новая связь может, в свою очередь, выстроить связи с другими идеями, другими возможностями. Вообразите, какое воздействие это может оказать на систему, подобную мозгу!

Результаты порой изумляют. Нейл Армстронг сделал свой знаме­нитый первый шаг по Луне в 1965 году. Это событие изменило на­ши отношения со Вселенной. Оно засвидетельствовало огромный потенциал человеческой изобретательности и умелости. Оно ска­зало нам: мы способны разрешать проблемы, которые прежде бы­ли неразрешимыми, если только достаточно хотим этого и можем найти пути.

Мы предполагаем, что это событие внушило многим людям очень мощную - и освобождающую - веру в человеческие воз­можности. А ныне существуют долговременные проекты, в конеч­ном итоге направленные на посещение Марса.

Креативность на индивидуальном уровне обладает тем же са­мым потенциалом: соединяя вещи между собой, вы выходите за границы каждой из них; вы получаете шанс выработать новые убе­ждения по поводу себя и своих способностей. Мы вспоминаем бе­седу с одной девочкой-подростком, которая любила учиться. Она находила это занятие очень стимулирующим. Она заявила: «Иногда мне кажется, что мои мозги в буквальном смысле растягиваются».

Дети обладают природной креативностью. И ведь каждый из нас некогда был ребенком. То есть все мы имеем опыт креативно­сти, даже если сейчас не осознаем, как это получалось. Дети про­являют свою креативность в том, как они открывают окружающий мир и по-своему осмысляют его. Дочка Венди Шарлотта в том воз­расте, когда она училась ходить, любила играть с пластиковыми коробками и бутылками, хранившимися в шкафчике под раковиной. Венди достаточно было открыть дверцы шкафчика, чтобы Шарлот­та была занята и счастлива на целые часы. У многих детей есть во­ображаемые друзья, многие создают миры с помощью своих иг­рушек. Они не нуждаются в сложном реквизите, поскольку порож­дают свои смыслы сами.



Ян Макдермот, Венди Яго


Креативность заключается в порождении ассоциаций и связей Чтобы проявить креативность, вам нужно дать себе разрешение и время на создание новых связей. Суть здесь скорее в процессе, чем в результате. Вы можете проявлять креативность на работе или дома, при решении проблем, работе в саду или разрешении споров. Ваша креативность может иметь в своей основе слова, идеи или даже пищу. Вы можете быть креативны по отношению к своей внешней среде или своим мыслям.

Еще один важный аспект креативности состоит в том, что, даже если каждый ингредиент хорошо известен и знаком, он все равно приводит к возникновению нового. Инсайт всегда креативен, по­скольку он представляет собой новый вывод на основе известной информации. Возникает новый взгляд, и именно это важно.

Самое главное — креативность возвращает нас в состояние, не слишком отличное оттого, в каком пребывала дочка Венди, когда оказывалась перед открытым шкафчиком под раковиной. Креа­тивность делает нас поглощенными. Наслаждающимися процес сом действий. Уделяющими массу внимания деталям. Имеющими грандиозную интуицию. Воодушевленными. Игривыми. Размыш­ляющими о том, что произойдет, если...

БАРЬЕРЫ КРЕАТИВНОСТИ

Ниже описываются наиболее распространенные преграды креативности. Подумайте, относится ли что-либо из этого к вам.

Недостаток времени.На самом деле это не так важно, как мо­жет показаться: процесс создания связи занимает секунды. Это может произойти в любой момент, в любом месте, при условии, что вы находитесь в правильном состоянии и внимательны к собственному опыту. Так что креативность требует преимущест­венно определенного качества вашего времени и внутренней свободы, позволяющей проявить восприимчивость к себе.

Страх критики.Это может похоронить под собой любой мозго­вой штурм. Креативность приводит к необычным идеям, воз­можно, даже к таким, которые не укладываются в привычные рамки. Некоторые люди могут счесть продукты креативности


Практический курс НЛП



странными, слишком причудливыми, вызывающими. Страх по­казаться чудаком, глупым или даже не таким, как все, подавляет креативность.

Сниженная самооценка.Если вы делаете нечто креативное, вы тем самым выходите за границы знакомого для себя и, возмож­но, для других. Иногда в подобных случаях человек думает, что поскольку его идея, поступок или изобретение необычны, то они должны быть ненормальными и неправильными. Если вы не уверены в себе, то для вас может быть очень рискованно как-ли­бо отличаться от других - даже в мыслях. В результате, как это ни прискорбно, вы отказываетесь от посетившего вас озарения, чтобы вновь слиться с большинством.

Страх неудачи.Это может явиться мощным блокирующим ме­ханизмом. Но ведь если вы создаете новую связь, она по опре­делению не может быть изначально «истинной» или «ложной». Поэтому неудача может иметь лишь два смысла:

Новая ассоциация не сработала так, как вы хотели или надея­лись.

Она кому-то не понравилась. И, собственно, что? В течение ря­да лет различные люди отмечали, как много у Яна успешных проектов, и спрашивали, как это ему удается. Ян в таких случаях обычно сообщает, что эти проекты составляют примерно десять процентов того, что приходит ему в голову. Остальные девяно­сто либо не срабатывали, либо вообще не шли дальше идей.

Креативность - отнюдь не вотчина гения. Эйнштейн, конечно, был великолепен, но большинству из нас совершенно не обязательно делать его своим эталоном. Вам даже не нужно быть экспертом, чтобы проявить креативность. Наконец, плоды нашей креативности могут выражаться на уровне вполне повседневной жизни. Хоро­ший пример — Каффе Фассетт, международной известности ди­зайнер вязаных изделий. До двадцати восьми лет он не имел ни­какого отношения к вязанию и, разумеется, не брал в руки спицы. В этом возрасте он вдруг безумно увлекся фактурами и цветами Шерсти. Он купил шерсть примерно двадцати цветов, намерева­ясь изначально найти опытного вязальщика, который мог бы во-



Ян Макдермот, Венди Яго


плотить в жизнь рисунки, возникшие у Каффе в голове. «Постепен­но до меня дошло, что я должен научиться вязать и придумывать свои изделия по ходу дела... В течение дальнейших нескольких лет я успешно игнорировал массу правил, которые, по-видимому, па -рализовывали большинство вязальщиков, заставляя их ограничи ваться монохромными паттернами. Я же радостно комбинировал цвета и текстурированные нити, делал узлы посреди ряда, исполь­зовал в своих наиболее амбициозных пробах вплоть до двадцат/ цветов в ряду» («Восхитительное вязание», Century Publishinq, 1985). Он произвел революцию в вязании. Используя простейшие петли (ибо не был специалистом), он позволил цветам, текстурам и узорам «расцвечивать» рисунки, возникавшие перед его внут­ренним взором. Он читал лекции и проводил обучающие семина­ры: главной его целью было убедить людей, «что они способны сделать нечто прекрасное и обогащающее жизнь». Многие дума ли, что у него есть некое особое мастерство, которого нет у них, по тому что он начинал как художник. «Я хочу попробовать убедить вас, что восприятие цвета — отнюдь не автоматическая вещь; вы открываете и переоткрываете секреты цвета, играя с ним и, самое главное, постоянно смотря».

В любой момент, когда у вас возникает сомнение в собствен ном потенциале креативности, напоминайте себе о том, что каж­дую ночь вы создаете пять или шесть совершенно новых снов, для которых вы являетесь одновременно сценаристом, режиссером, актером и зрителем, которые могут вовлекать все ваши органы чувств, произвольно менять время и место и, наконец, оказывать на вас длительное последующее влияние. Это творчество не требу ет усилий, и большинство людей даже не признает его как тако­вое!

КАК ДОСТИЧЬ БОЛЬШЕЙ КРЕАТИВНОСТИ

► Найдите правильное состояние ума.Изучите состояние, ко торое вы ассоциируете с креативностью. Выясните, что иниции­рует и поддерживает его. Каково наилучшее для вас время дня7 Обстоятельства? Вам нужно быть в одиночестве? Или, может быть, самому (самой) по себе в толпе? Вы нуждаетесь в молча-


Практический курс НЛП



нии? Или в фоновой музыке? Постройте профиль своего креа­тивного состояния. Не полагайтесь на его случайные возникно­вения. Дайте ему регулярное время и место.

* Культивируйте сны и мечты.Обращайте внимание на прояв­ления своей креативности вместо того, чтобы отмахиваться от ее плодов, объявляя, что это «всего лишь сон» или «просто витание в облаках». Не обесценивайте уже, возможно, сделанные вами открытия, игнорируя их.

Задавайте себе вопросы: «Что, если?..», «Что еще?» и «Как еще?»Не останавливайтесь на первых пришедших вам в голову идее или ответе. Всегда идите дальше, находите больше идей и другие идеи.

Когда вы наталкиваетесь на проблему, воображайте, что ваше привычное решение недоступно.Это может относиться к любому уровню. Если бы у вас сломался компьютер, как без него вы смогли бы выполнить работу, намеченную вами на сего­дня? Смогли бы наговорить на магнитофон? Сделать конспект? Использовать телефон? Если вы обычно дискутируете лицом к лицу, то что произошло бы, если бы вы вместо этого записали свои мысли? Некоторые решения окажутся не лучше тех, к кото­рым вы привыкли; зато другие могут открыть перед вами вели­колепные новые возможности. В НЛП говорят: если вы всегда делаете то, что делали всегда, вы всегда будете получать то, что получали всегда. Креативность - это делать нечто другое.

Проверяйте, сколько различных результатов вы можете получить с одними и теми же ингредиентами.Существует поваренная книга Розаны Голд под названием «Рецепты 1 -2-3» (Grub St., 1977), где в каждом рецепте используются только три ингредиента. В некоторых рецептах используются одни и те же три ингредиента, однако процессы или количества ингредиентов в них разные, поэтому результаты получаются тоже разные. Ян использовал тот же принцип на своих семинарах по креативности: возьмите какой-нибудь офисный предмет повседневного упот­ребления (скрепку, бумагу для пометок, скотч и т. д.) и вообрази-



Ян Макдермот, Венди Яго


те различные способы, которыми вы могли использовать их в со­четании. Ключ к эффективности упражнения - именно в сочетании.

Знайте правила — и отклоняйтесь от них.Вариации на суще ствующие темы или правила составляют основу успеха во мно­гих случаях и многих областях, будь то джазовая импровизация или приподнятая кровать с пространством для стола и чулана внизу.

Думайте о разных путях к известному.Изменяйте порядок действий в знакомых процессах. Привычные инструменты заме­няйте чем-нибудь не столь ожидаемым. Используйте свою не ведущую руку. Как только мы ломаем рутину, мы переходим из состояния «на автопилоте» в состояние, когда мы активны или восприимчивы. Если вы играете, используя свою неведущую ру­ку, вы тем самым опираетесь на не слишком знакомые мозговые связи и стимулируете возникновение новых звеньев. Попробуй­те «неправильной» рукой почистить зубы или причесать волосы Странное ощущение, не правда ли?

Ищите существенные различия.Когда вы встречаетесь с чем-либо, что кажется вам иным, оригинальным или новым, спрашивайте себя, в чем именно состоит ключевое отличие. В случае вязаных изделий Каффе Фассетта оно зачастую состоит в использовании необычного цвета: например, это бирюзовая полоска в рисунке преимущественно розовых и красных тонов, которая «разогревает» остальные цвета, делая их более живы­ми. Отчасти креативность Каффе заключалась в том, что он был способен посмотреть на клубки шерсти подобных цветов, кото рые как будто бы не сочетаются друг с другом, и понять: доста­точно одного небольшого штриха неожиданного цвета, чтобы все изменилось.

ДИСНЕЕВСКАЯ СТРАТЕГИЯ КРЕАТИВНОСТИ

В главе 3-й мы упоминали Роберта Дилтса. Один из старейших пионеров НЛП, Дилтс много писал о стратегиях гениев и смодели­ровал ряд выдающихся людей, в том числе Уолта Диснея. Страте-


Практический курс НЛП



гця креативности Диснея, которую сформулировал Дилтс, позво­ляет выделить три роли, существенные для порождения креатив­ности, — мечтателя, реалиста и критика. Очень часто получается так, что эти роли смешиваются или же одна из них становится дик­татором по отношению к другим. У многих людей диктатором яв­ляется критик, однако важно помнить, что слово «критик» обозна­чает того, кто оценивает, а отнюдь не того, кто решает, что пра­вильно и что - нет.

Когда Ян при работе с организациями использует Диснеевскую стратегию креативности, он иногда отводит каждой роли отдель­ную комнату, чтобы люди знали, куда они идут и зачем: в комнате мечтателей они мечтают, в комнате критиков они - критики и больше никто. Вообще в НЛП физическое пространство часто ис­пользуется подобным образом - для определения происходящего. Это помогает нам приходить в подходящее состояние и знать, чего следует ожидать; физическое перемещение при этом - хороший способ изменения состояния. Роли мечтателя, реалиста и критика можно разделить также во времени. Вы можете отвести себе вре­мя для мечтаний и записывать свои мечты в блокнот, чтобы вер­нуться к ним позже, когда вы будете готовы подумать об их вопло­щении на практике (побыть в роли реалиста), а также какие крите­рии здесь нужны и какие проблемы могут возникнуть (роль критика). Каким бы способом вы ни разделяли роли, остается важным знать, в какой именно из них вы находитесь в данный мо­мент, а также давать каждой из них достаточно места для выпол­нения своей функции.

Креативность - естественная способность человеческих су­ществ. Ее заботливое взращивание, поощрение и использование -главный путь повышения силы мозга, будь то при нахождении но­вых решений старых проблем или новых направлений в жизни, Для более приятного времяпровождения на досуге или более лег­кого и умелого выполнения профессиональных функций. Итак, к чему вы хотели бы приложить вашу креативность? Это ваш выбор.



Ян Макдермот, Венди Яго


КАК УСКОРИТЬ СВОЕ ОБУЧЕНИЕ

Каждый из нас имеет опыт хорошего обучения. К тому момен­ту, когда вы читаете эту книгу, вы должны были успеть приобрести множество сложных физических, интеллектуальных и межлично­стных навыков, так же как громадный объем информации о самых разных вещах. По большей части все это вы, вероятно, принимаете сейчас как само собой разумеющееся. Вы также должны были < настоящему времени усвоить ряд навыков или убеждений, кото­рые ограничивают вас или создают вам определенные затрудне­ния. Возможно, среди них - также некие сомнения по поводу соб­ственной способности к обучению или к достаточному обучению. И поскольку большинство из нас имеют постоянную работу и/или растят детей, в основном ведя загруженную, если не безумно за­груженную, жизнь, то более быстрое обучение явилось бы очень полезным навыком.

Согласно нашему опыту коучеров, один из важнейших путей ускорения обучения - освобождение от влияния негативных убе­ждений и предположений. Каждое семя запрограммировано так, чтобы стать полноценным экземпляром своего вида, при наличии подходящих условий. И многие из нас, имевшие дело с растения­ми в своих офисах, домах, садах, знают: даже растения, находив­шиеся в не слишком хорошем состоянии, сохраняют изумительную способность выздоравливать и процветать, как только восстанов лены благоприятные для них условия.

Если вы хотите узнать, как ускорить свое обучение, вам полез­но немного заняться самомоделированием. В детстве вы усваива­ли феноменально много за очень короткое время - не только про сто информацию, но также социальные навыки, телесно-психиче­скую координацию и еще многое, многое другое. Как же вы это делали?

Мы покажем вам здесь, как НЛП может помочь вам опреде­лить условия, благоприятные для вашего обучения, и выяснить, чем оно в данный момент блокируется. В результате вы можете вновь стать свободны для столь же эффективного обучения, каким оно было у вас в раннем детстве.

Итак, как же вы справлялись в те годы? В первые пять лет жиз ни мы реализуем самую удивительную, самую быструю програм-


Практический курс НЛП



му обучения из когда-либо существовавших. С точки зрения по­лезности в жизни не все это обучение, разумеется, является «хоро­шим»: вы можете научиться робеть или излишне тревожиться, но, в любом случае, маленькие дети учатся очень основательно и всем своим существом. Они учатся, не называя это обучением. Со всей полнотой используя свои органы чувств в каждый момент своего бодрствования, они начинают «строить карту» своего мира. Воис­тину, это обучение погружением. Таким образом, практически ка­ждый человек начинает свою жизнь с очень быстрого обучения.

ФАКТОРЫ БЫСТРОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ ЗНАЧИМО ДЛЯ РЕБЕНКА

Для маленьких детей мир очень интересен, потому что совер­шенно нов. У них еще нет фильтрующих механизмов, которые бы сообщали им, что некоторые вещи являются «более важными» или«более стоящими», чем другие. Все ново, все несет что-то но­вое. По ряду причин обучение высоко значимо: оно интересно; оно связано с той или иной непосредственной целью; оно возна­граждается; оно помогает моделировать кого-то значимого; оно повышает автономию, контроль или возможности самовыраже­ния; наконец, ребенок любопытен и просто хочет знать.

Все эти причины служат важными стимулами учиться быстро и учиться хорошо. В терминах НЛП, это мотивы «стремления к при­ятному». Процесс обучения - нечто, что обучающийся активно хо­чет делать.

МОРАЛЬ. Убедитесь, что вы мотивированны - у вас есть веские основания учиться тому, чему вы хотите учиться, и вы знаете, в чем они состоят.

РЕБЕНОК В ОСНОВНОМ СОСРЕДОТОЧЕН ЗДЕСЬ-И-СЕЙЧАС

Очень маленькие дети обращают массу внимания на происхо­дящее вокруг них и на то, чем они заняты. Они не сравнивают то, чтоесть сегодня, с тем, что было вчера. Подобные концепции - и за-


320Ян Макдермот, Венди Яго

боты, которые они с собой приносят, — появляются позже. Малы­ши не прокручивают множественные сценарии, то есть не отвлека­ются. Они, конечно, могут отвлекаться и делают это, но тогда они полностью погружаются в свое отвлечение. Их внимание стопро­центно.

МОРАЛЬ. Ловите свои блуждающие мысли. Полезно, может быть, записать то, что требует последующих действий, чтобы вам не нужно было носить эти планы в голове в то время, ко­гда вы занимаетесь чем-то другим. Сделав это, верните себя в здесь-и-сейчас.

РЕБЕНОК ПОЛНОСТЬЮ ПОГРУЖЕН В СВОИ ОПЫТ

На этой стадии обучение происходит при высоко ассоцииро­ванном состоянии обучающегося, при мощных неврологической и физиологической вовлеченности. Это позволяет обучающемуся очень быстро делать огромные шаги.

МОРАЛЬ. Выберите время, обстоятельства и собственное со­стояние, при которых вы имеете максимальный шанс погру­зиться во что-либо. Культивируйте искусство полной ассо­циированности со своим опытом. Начните обучение с дейст­вий.

ВСЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ РЕБЕНКА ВОВЛЕЧЕНЫ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Дети не думают о том, как они учатся или как они должны учить ся. Все их органы чувств функционируют в режиме восприятия и переработки информации. Соответственно то, чему они учатся, кодируется многими способами, благодаря этому быстрее и эф­фективнее становясь частью их.


Практический курс НЛП 321

МОРАЛЬ. В большей степени вовлекайте свои органы чувств в процесс сознательного обучения. Всегда думайте о том, как вы можете сделать даже формальное обучение и визуальным, и слуховым, и кинестетическим. Например, вы можете вести записи, конструировать модели, в буквальном смысле «прохо­дить» сквозь предмет обучения, то есть обучаться на ходу (ки­нестетика); рисовать схемы и использовать цветные карандаши (визуальная система); проигрывать музыку композиторов барокко, таких, как Бах или Вивальди, которая, как показано, усиливает концентрацию и способствует обучению (слуховая система).

УСИЛИЯ РЕБЕНКА ЧАСТО ОТМЕЧАЮТСЯ ПОХВАЛОЙ ИЛИ НАГРАДОЙ

Очень маленькие дети обычно в изобилии получают похвал, когда пытаются делать что-то новое, в той же мере, в какой у них 'это реально получается. Даже когда в конце концов взрослые на­чинают воспринимать их умения как нечто само собой разумею­щееся, к этому времени обычно уже заложена хорошая почва в виде позитивного подкрепления первых усилий малышей, когда они учились сидеть, ползать, стоять, говорить и ходить. При таком благополучном ходе событий закладывается основание будущего самоподкрепления и самоободрения, обеспечивающих готов­ность идти на риск, пытаясь делать что-то новое.

МОРАЛЬ. Находите способы хвалить и вознаграждать себя. Используйте ободряющий внутренний диалог. Разделяйте свою цель на этапы и устраивайте себе что-нибудь приятное после завершения каждого этапа.

МЫШЛЕНИЕ В ТЕРМИНАХ УСПЕХА И НЕУДАЧИ

Обучающийся не научился еще мыслить в терминах успеха и Неудачи, поэтому он не слишком пугается, когда что-то не выхо­дит. Более того, неудовлетворенность достигнутым чаще побужда­ет его к новым попыткам.

 



Ян Макдермот, Венди Яго


Очень маленьких детей обычно не называют неумехами, растя­пами, тупицами и т. д., когда у них что-то не получается. Первые слова и первые шаги ребенка для большинства взрослых слишком важные и слишком потрясающие вещи, чтобы обесценивать их как недостаточно хорошие. Малыш, который учится ходить и падает, скорее всего, получит поддержку и поощрение в том, чтобы пы­таться снова и снова.

МОРАЛЬ. Относитесь по-доброму к собственным ошибкам и ограничениям. Люди, бесконечно критикующие себя, склон­ны впадать в уныние. Тот, кто прощает себе ошибки и прома­хи, лучше продвигается.

РЕБЕНОК ПОДСТРАИВАЕТСЯ К СЕБЕ

Когда он теряет интерес или устает, он просто переключается на что-то другое или засыпает. Он еще не научился отворачиваться от своего инстинктивного осознания собственных состояний, чрез­мерно давить на себя, предъявлять к себе неразумные требова­ния.

МОРАЛЬ. Подстраивайтесь к себе - не слишком себя подго­няйте. Даже если все идет замечательно, и особенно в этих случаях, делайте перерыв. И не повышайте свою планку только из-за того, что достигли чего-то быстрее или легче, чем ожидали.

ПЕРЕРАБОТКА УСВОЕННОГО

Ребенок спит долго и крепко, поэтому его бессознательный ум располагает временем для переработки усвоенного, а тело - для реабилитации после напряжения и наращивания своих сил.

Сон является очень важным фактором успешного обучения. Ov* позволяет телу отдохнуть и восстановиться после нагрузки. Умст­венное напряжение требует энергии и выносливости, поэтому лю­бое обучение должно утомлять. Переработка и сохранение про-


Практический курс НЛП



пуктов обучения происходят бессознательно, именно поэтому мы относительно быстро забываем конкретные процессы, вовлечен­ные в такие сложные навыки, как ходьба, речь или чтение. Во время сна бессознательная часть нашей психики очень активно занима­ется переработкой нового материала и образованием связей.

МОРАЛЬ. Уважайте потребность вашего тела в отдыхе. Уде­ляйте себе достаточно времени для сна, чтобы вы могли пе­реработать усвоенное в процессе обучения.

Теперь мы познакомились с факторами быстрого обучения. Также очень важно понимать, что суть дела эффективного обучения не в том, чтобы научиться новым, «суперумным» техникам. Как прави­ло, чтобы вновь начать хорошо и быстро обучаться, нужно лишь освободиться от стереотипов, которыми мы научились себя огра­ничивать и сковывать, а также вернуть иа их законное место адек­ватные стимулы и условия. Вместо того чтобы непрерывно жать на акселератор, уберите сначала ногу с тормоза.

Факторы, блокирующие обучение

Наш опыт коучеров свидетельствует о том, что имеются некие рас­пространенные факторы, препятствующие обучению. Ниже мы пе­речисляем некоторые из них, но, разумеется, не все, и, возможно, именно для вас окажутся значимы какие-то другие. Определив эти последние, вы станете готовы изменить ситуацию к лучшему.

■ Потеря полноты внимания.

■ Недостаточность вознаграждения.
■ Недостаточность стимулов.

■ Опыт неудач.

■ Негативные оценки со стороны других или самих себя. Снижение уверенности в себе.

Страх, например, ошибок или неправильных действий.



Ян Макдермот, Венди Яго


■ Сковывающие решения.

■ Критический внутренний диалог.

■ Перфекционизм.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Перед вами книга всемирно известного классика нейролингвистического про­граммирования Яна Макдермота и успешного НЛП-тренера Венди Яго.

На сайте allrefs.net читайте: Перед вами книга всемирно известного классика нейролингвистического про­граммирования Яна Макдермота и успешного НЛП-тренера Венди Яго....

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: КАК ПОВЫСИТЬ СВОЮ КРЕАТИВНОСТЬ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И тем, кто просто имел мужество сделать первый шаг.
Мы хотим сказать: «Продолжай!.. Двигайся дальше!» Мы предлагаем вам снаряжение, которое поддержит вас на вашем пути. Введение Это практическая кни

ЧТО МОЖЕТ НЛП-КОУЧИНГ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ВАС?
Это первая книга, сочетающая НЛП и коучинг. Ее задача - по­мочь вам в достижении ваших индивидуальных целей и в более эффективном управлении ключевыми сторонами вашей жизни. Вы можете усом

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЛП ДЛЯ ОСМЫСЛЕНИЯ МИРА
Тот факт, что мы сами создаем собственную реальность, - од­но из наиболее фундаментальных открытий, сделанных ранними разработчиками НЛП. Каждому человеку в какой-то момент слу­чалось с изумлением

Тому, что может быть описано, можно учить и научиться.
Пионеры НЛП называли этот процесс - выяснения того, как имен­но некто что-то делает, - моделированием.Чем больше мы зна­ем о человеке, демонстрирующем род мастерства, которы

Личностные отношения между тренером и тренируемым.
Хотя мы не находимся лицом к лицу друг с другом, вы тем не менее, читая эту книгу, вступаете в отношения коучинга и може­те воспользоваться благами этих отношений. Собственно гово­ря, значительную

Удерживать вас в русле вашей собственной программы.
Это помогает вам постоянно воспроизводить и обновлять пред­ставление о цели, отслеживая уходы в сторону и потерю фоку­сировки. Вы находитесь за рулем, что подразумевает власть и ответственность. НЛ

Усиливать ваше осознание происходящего здесь-и-сейчас.
Вы также станете в большей мере осознавать, каким образом происходящее здесь-и-сейчас способствует поддержанию или изменению имеющихся паттернов либо формированию новых. Большее осознание дает вам

АССОЦИАЦИЯ И ДИССОЦИАЦИЯ
ЧТО ТАКОЕ АССОЦИАЦИЯ И ДИССОЦИАЦИЯ? Существуют два фундаментальных процесса кодирования, ко­торые ваш мозг применяет практически к каждому вашему пережи­ванию. Ассоциированность в каждый д

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ
ЧТО ТАКОЕ ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ГИБКОСТЬ? Имеется в виду наличие ассортимента способов для реагиро­вания или для того, чтобы что-то сделать, - возможность выбора образа действий. Поведенческая гиб

КАТЕГОРИЗАЦИЯ
1. ЧТО ТАКОЕ КАТЕГОРИЗАЦИЯ? Категоризация — это процесс соединения единиц информации в крупные или мелкие по уровню обобщения группы. Практический курс НЛП

ПРИТЯГАТЕЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ
ЧТО ТАКОЕ ПРИТЯГАТЕЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ? Это репрезентация будущего состояния или опыта, которая столь реалистична, живо представлена и мощна, что в настоящем она непреодолимо притягивает вас. На

КОНТРАСТНЫЙ АНАЛИЗ
ЧТО ТАКОЕ КОНТРАСТНЫЙ АНАЛИЗ? Это сравнение и противопоставление двух процессов, имеющих некоторые общие элементы, но различные исходы. Например, это может быть мирный вечер в семье по сра

КРИТЕРИИ И КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ
ЧТО ТАКОЕ КРИТЕРИИ И КРИТЕРИАЛЬНЫЕ ЭКВИВАЛЕНТЫ? Критерий - это стандарт, который мы используем для оценки. Наши критерии показывают, что именно важно для нас. Обычно они формулируются с по

ДИСНЕЕВСКАЯ СТРАТЕГИЯ КРЕАТИВНОСТИ
ЧТО ТАКОЕ ДИСНЕЕВСКАЯ СТРАТЕГИЯ КРЕАТИВНОСТИ? Это стратегия, предназначенная для разработки ваших мечта­ний и обеспечения для них максимального шанса превращения в реальность. Она названа

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
1. ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ? Это процесс рассмотрения последствий определенного курса действий еще до того, как вы реально его осуществили. Эти по­следствия могут касаться вас или

ОРИЕНТАЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЯМ ГЛАЗ
1. ЧТО ТАКОЕ ОРИЕНТАЦИЯ ПО ДВИЖЕНИЯМ ГЛАЗ? То, как мы используем наше тело, может помогать или препят­ствовать нам в доступе к информации и переработке опыта. Сгорб­ленные плечи, напряженн

ФРЕЙМИНГ
ЧТО ТАКОЕ ФРЕЙМИНГ? Приходилось ли вам замечать, как может внезапно измениться впечатление от картины, если поменять ее рамку? Рамка, устанав­ливая границы образа, акцентирует определенные

ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ
1. ЧТО ТАКОЕ ЛОГИЧЕСКИЕ УРОВНИ? Логические уровни - это способ определения структур и пат­тернов мышления по поводу идей, событий, отношений или орга­низаций. Они помогают нам понять, каки

Я не хочу идти на этот фильм». Это, возможно, утверждение о поведении: я не хочу это делать.
► «Яне хочу идти на этот фильм». Это, вероятно, означает, что кто-то еще пусть хочет сколько угодно, но я - нет: уровень иден­тичности.

МЕТАМОДЕЛЬ
1. ЧТО ТАКОЕ МЕТАМОДЕЛЬ? Метамодель показывает, каким образом мы применяем сле­дующие три способа для того, чтобы осмыслить свой опыт и при­ходящую к нам информацию: 1. Вычеркиван

МЕТАПРОГРАММЫ
1. ЧТО ТАКОЕ МЕТАПРОГРАММА? Метапрограммы - это паттерны классифицирования инфор­мации, в основном неосознаваемые, которые имеют огромное влияние, потому что от них зависит, что именно вы

Избегание неприятного — стремление к приятному
Вас может стимулировать к действию потребность избежать непри­ятных впечатлений или последствий — в этом случае речь идет об Ян Макдермот, Венди Яго «избегании н

Необходимость — возможность
Если значимым для вас является сознание того, что нечто должно быть сделано или следует сделать, - представление о необходи­мости находится у вас во главе угла. Если же ваше внимание обра­щено к то

Фокус внимания: я — другие
Вы можете фокусироваться на себе, и это не означает, что вы эгои­стичны. Это означает лишь то, что вы оцениваете события и мысли прежде всего по отношению к себе. Однако это может приводить к тому,

Поиск сходства — поиск различий
Один друг Яна общеизвестен привычкой говорить: «Знаешь, это точь-в-точь...» Он настолько явно и безоговорочно ищет сходства между всеми и всем, что это стало постоянным предметом шуток. Люди, котор

Предпочитаемый масштаб категорий: малый — большой
Все мы знакомы с людьми, которые «не видят леса за деревьями» или, наоборот, столь заняты «глобальным видением» и лицезре­нием всей картины, что не замечают деталей. Каждый из нас в ка­кой-то мере

Внутри времени
Вы можете жить по-настоящему «внутри момента». Вы живете полной жизнью, вы очень живо ощущаете свое присутствие в ней. При этом, возможно, вам трудновато следить за временем - на­столько вы погруже

Над временем
Большинство людей, воспринимающих время так, как будет опи­сано ниже, располагают его на оси слева направо, находящейся непосредственно перед ними. Такова их линия времени. При этом прошлое обычно,

Система отсчета: внутренняя или внешняя
Если вы сами решаете, что для вас правильно, и не любите, чтобы другие говорили вам это, значит, ваша система отсчета является внутренней. С человеком, имеющим внутреннюю систему отсчета, легко най

МОДЕЛИРОВАНИЕ
1. ЧТО ТАКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ? Моделирование составляет основу НЛП и является результа­том поиска ответа на вопрос: «Как они это делают?» Моделирова­ние есть процесс выяснения того,

ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ: УСЛОВИЯ ХОРОШЕЙ ФОРМЫ
Коучинг НЛП направлен на то, чтобы помочь вам достичь сво­их целей, и он в этом эффективен. Он показывает вам, как прояс­нить и конкретизировать то, к чему вы стремитесь, чтобы форму­лировка цели у

СЛЕДОВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ
1. ЧТО ТАКОЕ СЛЕДОВАНИЕ И ВЕДЕНИЕ? Следование этимологически означает движение за другим след в след - соответственно, быстро, если он идет быстро, и мед ленно, если он идет медленно. В НЛ

ПРИНЯТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПОЗИЦИЙ
1. ЧТО ТАКОЕ ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОЗИЦИИ? Ваше восприятие любых переживаний, любого опыта зависит от позиции восприятия. Опыт показывает, что особенно полезны три определенные позиции. Они извест

РАППОРТ
1. ЧТО ТАКОЕ РАППОРТ? Раппорт возникает тогда, когда вы своим поведением и слова­ми показываете другому человеку, что признаете адекватность его опыта для него. Вы контактируете с н

РЕФРЕЙМИНГ
1. ЧТО ТАКОЕ РЕФРЕЙМИНГ? «Я открыта доводам разума, ты впечатлителен, а она доверчи ва...» Рефрейминг может изменять значение опыта или события, помещая его в другую «рамку», то есть по-др

РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
1. ЧТО ТАКОЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ? Вы получаете информацию о мире через свои пять чувств, но в действительности для внутренней репрезентации внешнего мира вы используете много больше,

СЕНСОРНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ
1. ЧТО ТАКОЕ СЕНСОРНАЯ ВОСПРИИМЧИВОСТЬ? Сенсорная восприимчивость связана с тем, что вы обращаете большее внимание на информацию, поступающую к вам от ваших органов чувств. Чем вы внимател

СОСТОЯНИЯ
1. ЧТО ТАКОЕ СОСТОЯНИЕ? Состояние - это ваш способ бытия в любой данный момент. Оно включает: ► то, что происходит в вашем мозгу, — вашу неврологическую ак­тивность;

СУБМОДАЛЬНОСТИ
1. ЧТО ТАКОЕ СУБМОДАЛЬНОСТИ? Пять органов чувств в НЛП иногда называют модальностями, поскольку каждый представляет собой модус, или способ, перера­ботки информации. Для простоты модальнос

УСПЕХ И НЕУДАЧА: ТРИ ВЕДУЩИХ ПРИНЦИПА
В процессе нашей работы коучеров мы сформулировали три принципа, принятие которых может фундаментально изменить ваш потенциал достижения. Зная их с самого начала, вы можете очень облегчить свой пут

НЕУДАЧА ИМЕЕТ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ СТРУКТУРУ
Как понял молодой будущий водитель, каждая неудача имеет структуру. Происходят определенные вещи, которые приводят к другим, столь же определенным вещам. Имеется конкретная после­довательность. Мол

ЗНАНИЕ СОБСТВЕННЫХ СТЕРЕОТИПОВ
Вы видели, что НЛП уделяет много внимания тому, как люди создают и используют стереотипы. Проводившиеся на раннем эта­пе развития НЛП исследования деятельности выдающихся, хотя и очень разных специ

НЕКОТОРЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ НЕУДАЧ
Одна из распространенных «неудач» — это когда нам.не удает­ся продвинуться в чем-то, что нам нужно или что мы хотим. Если посмотреть с другой точки зрения, то можно сказать, что «застре­вать» — это

ПРЕВРАЩЕНИЕ НЕУДАЧИ В УСПЕХ
Весьма полезно может быть подвергнуть сомнению само поня­тие «неудача». Когда Джеймсу, которому было далеко за восемь­десят, поставили диагноз сердечной недостаточности, он никак не мог понять, что

РЕФРЕЙМИНГ НЕУДАЧИ
Вы помните о таком инструменте НЛП, как рефрейминг, — он обсуждался в третьей главе. По сути, это вы как бы извлекаете из рамки картину или фотографию и вставляете ее в другую рамку, и можете увиде

НЕУДАЧА - ЭТО НА САМОМ ДЕЛЕ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
НЛП, базируясь на наблюдениях того, как реагируют успешные люди на то, что воспринимают как неудачи, предлагает нам очень важный вариант рефрейминга: неудача — на самом деле не что иное, как обратн

ХОРОШАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРОДВИГАЕТ ВПЕРЕД
Мы говорили о получении обратной связи в связи с тем, что вы можете активно заниматься ее поиском. Однако это совсем не обязательно должно требовать больших усилий: обратная связь постоянно приходи

ВИДЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
ВНЕШНЯЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Недавно мы работали с молодой женщиной, которой было по­ручено исследовать некую проблему, часто возникавшую в работе ее отдела, и написать отчет с предложением каки

РАЗЛИЧИЕ, СОЗДАЮЩЕЕ РАЗЛИЧИЕ
При сборе информации зачастую важно обращать внимание на детали. Когда вы сравниваете две ситуации или процесса, кото­рые кажутся очень сходными, но имеют несходные результаты, вам важно найти разл

КАК КОНСТРУКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ
Вы можете хорошо использовать обратную связь многими путями. ► Обращайте внимание на все формы обратной связи.Чем более обширную и богатую обратную связь вы

ЧТО ТАКОЕ УСПЕХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЛП?
С точки зрения НЛП успех приобретает более широкое значе­ние, чем общепринятое. Это не просто наблюдаемые внешним на­блюдателем достижения, хотя и они тоже. Как мы уже весьма под­робно и разносторо

ВАШ ПОТЕНЦИАЛ
Мы хотели бы привлечь ваше внимание к двум ключевым дви­жущим силам успеха: вере в свой потенциал и готовности учиться. Соответственно первый из факторов успеха — личный потенциал. На что вы способ

ВАШ СТИЛЬ
Вы получите гигантские преимущества, когда станете лучше сознавать себя и свои характерные способы функционирования. В НЛП показано, что существует много успешных способов функ­ционирования, как вн

ВАШ ЛИЧНЫЙ БАЛАНС
Еще один ценный алгоритм взятия под контроль собственной жизни начинается с вопроса: из чего она состоит? Люди все боль­ше говорят о достижении «баланса» в жизни, но что это значит? Идетли речь о с

ВАШ МИР
НЛП предлагает нам много навыков, помогающих в большей мере осознавать внешние события и наши реакции на них. Четвер­тый фактор успеха, к которому мы обратимся, — ваш мир и то, на сколько эффективн

СТРЕМИТЕСЬ К БОЛЬШЕМУ
Одна из наших тем в этом разделе - важность осознания вами того, чего вы на самом деле хотите, а также не ограничиваете ли вы себя. Для того чтобы проверить последнее, вы можете попро­бовать захоте

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАПРОГРАММ
Однако у каждого из нас бывают ситуации, когда мы понимаем, что наш стиль препятствует нам добиться желаемого. Всякий аиль имеет свои ограничения, поэтому один из ключей к успеху - понять, каким об

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕНСОРНОЙ ВОСПРИИМЧИВОСТИ
Одна из постоянных тем НЛП - важность обращения внима­ния на происходящее внутри и вовне нас. В НЛП это называется сенсорной восприимчивостью. Данное свойство является важным, поскольку вы способны

КОЛЕСО ЖИЗНИ
Оценив соотношение различных видов активности в вашей тепе­решней жизни, вы получаете возможность решить, то ли это, чего вы хотите в настоящее время, и во что это может вылиться со вре­менем.

ИЗМЕНЕНИЕ ВАШЕГО ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА
Это очень просто. Нужно только задать себе некоторые очень оп­ределенные вопросы и затем рискнуть воплотить ответы в жизнь. Практический курс НЛП 1. Спросите себ

ЭФФЕКТ ПОВТОРЕНИЯ ПАТТЕРНОВ
Один важный факт, который зачастую игнорируют, состоит в том, что эффекты наших действий накапливаются со временем. Полезно помнить это. Несколько лет назад умер один мужчина. Много лет он

РЕВИЗИЯ ВАШИХ ПАТТЕРНОВ
События, которые повторяются, приводят к более серьезным результатам, чем каждое отдельное событие. То же самое можно сказать о повторении непроисходящих событий. Некоторые люди откладывают праздни

ВЫ И ВАШ ВНЕШНИЙ МИР
Понимание того, как именно мы создаем свой мир и состав­ляющие его системы, может быть очень ресурсным для нас. Ока­зывается, что наше влияние в нем резко возрастает. Двое коллег, работавш

УЧИТЕСЬ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ
Осознание происходящего как во внутреннем, так и во внеш­нем мире позволит вам функционировать значительно более эф­фективно. Множество людей научилось не принимать во внима­ние внутренние сигналы,

ИНВЕСТИРОВАНИЕ В СЕБЯ
Гарри в буквальном смысле сделал инвестиции в себя. Пожа луй, это самое главное, что мы можем сделать, причем на любом уровне. Многие люди научились ставить на первое место других и их нужды, а себ

Самокоучинг
Чтобы быть более эффективным коучером для себя, попы­тайтесь ответить на следующие вопросы: ► Что вы лучше всего делаете для себя? Как вы это делаете? ► В чем у вас ме

УСТАНОВЛЕНИЕ РАППОРТА С СОБОЙ
Большинству людей не приходит в голову, что нужно специ­ально устанавливать контакт также с собой, а не только с другими людьми. Если контакт есть, то вы имеете больше влияния и мо­жете вносить пре

ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ РАЗЛИЧНЫХ СОБСТВЕННЫХ ЧАСТЕЙ
Не используете ли вы иногда фразы типа «Часть меня хочет этого, а другая моя часть хочет другого»? Подобные переживания очень распространены и говорят о некотором недостатке внутрен­него раппорта.

ПОВЫШЕНИЕ САМООЦЕНКИ
Самооценку можно повысить многими путями. Мы хотим ука­зать некоторые простые и действительно полезные из них, раскры­тые НЛП. ■ Поведение «как если бы». ■ Акцентирова

ПОЛЕЗНЫЕ ПРИЕМЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМОУВАЖЕНИЯ
1. Начните относиться к себе так, как если бы вы были значи­мы.Если вы постоянно проявляете нетерпение по отношению к себе, если вам недостает в обращении с собой переживания значи

В начале каждого дня находите время, чтобы «настроить­ ся» на себя.
Спросите себя: ► Как я себя сегодня чувствую? Применяйте свою сенсорную вос­приимчивость к тому, чтобы изо дня в день отслеживать свое состояние и замечать легкие изменения в физиоло

КАК БОЛЬШЕ НРАВИТЬСЯ СЕБЕ
Почему мы нравимся другим? Вспомните кого-нибудь, кто вам нравится: почему он нравится вам? Может быть, ваш ответ будет: «Просто нравится, и все», - но, сознаете вы это или нет, конкрет­ные причины

ПОСТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ СВОЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЖИЗНЕННОГО СТИЛЯ
Самопринятие дает нам возможность более внимательно изу­чать себя, позволяет приступить к детальному «картографирова­нию» собственной персоны, что является занятием одновременно увлекательным и сти

КАРТИРОВАНИЕ СВОИХ СОСТОЯНИЙ
Наверно, вы согласитесь с тем, что едва ли найдется человек, который хотел бы провести свою жизнь в переживании сковываю щих и неприятных состояний. Но есть люди, которые именно так ее проводят. Ка

ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ
НЛП — это искусство индивидуальных рецептов и в особенно­сти — не требующих усилий индивидуальных рецептов. Для НЛП всегда специальный интерес представляли люди, которые делают что-то легко. В наши

КАК РАСКРЫТЬ В СЕБЕ ОЩУЩЕНИЕ СМЫСЛА
Люди с высокой самооценкой всегда имеют ощущение смысла. Смысл соединяет нас с нашим чувством собственного «я» наибо­лее фундаментальным образом. Для некоторых людей он связан с переживанием чего-т

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОЛЬ ИДЕНТИЧНОСТИ
Лишь тогда, когда ваше чувство собственного «я» достаточно твердо и устойчиво, вы становитесь способны к обсуждениям, до­говорам и компромиссам, образующим коммуникации, состав­ляющие неотъемлемую

ВЕРНОСТЬ СЕБЕ
Но главное: будь верен сам себе; Тогда, как вслед за днем бывает ночь, Ты не изменишь и другим. Шекспир, «Гамлет», пер. М. Лозинского Полоний в «Гамлете», как извест

КАК СМОТРЕТЬ НА ВЕЩИ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ
«Он не понимает меня!» «Она действительно знает, через что я прохожу». Подобные высказывания свидетельствуют о том, как важно для нас в наших личных отношениях, чтобы другой был спо­собен представи

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПОЗИЦИИ И РАЗЛИЧНЫЕ МЕТАПРОГРАММЫ
Освоив различные перцептивные позиции, описанные выше, вы можете заняться добавлением в ваш арсенал метапрограмм Пусть, например, вы поняли, что ваш начальник склонен подходить к задачам процедурны

КАК ИНВЕСТИРОВАТЬ В БУДУЩЕЕ
Хорошие отношения характеризуются, в частности, тем, что их участники не только переживают их в настоящем, но и предприни­мают активные шаги для того, чтобы дать им ресурсы на будущее.

КАК УЗНАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА ДЕЛА ИДУТ НЕ ЛУЧШИМ ОБРАЗОМ
В этом разделе мы рассмотрим некоторые дилеммы, часто возникающие в отношениях, как в личных, так и в профессиональ­ных, и покажем, каким образом НЛП может помочь вам прояснись ситуацию и сделать п

ЧТО ПОЛЕЗНО СДЕЛАТЬ, КОГДА ВЫ ПРИНИМАЕТЕ РЕШЕНИЕ ОБ ОТНОШЕНИЯХ
* Спрашивайте себя, чего вы на самом деле хотите.Это важ­но - разве вы можете принять решение, пока не знаете этого? Уход с работы, из организации, из отношений — серьезный шаг, и

ДАЛЬНЕЙШИЕ ШАГИ
Хорошие отношения имеют важнейшее значение для нашей человеческой природы и представляют собой одну из тех фунда­ментальных вещей, благодаря которым стоит жить. Они обогащают во многих аспектах. По

КАК МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТО, ЧТО ВЫ ИМЕЕТЕ
Люди часто говорят о себе так, словно они рождены с опреде­ленным «количеством» силы мозга. Верить в это - весьма эффек­тивный способ ограничить свои возможности. Мы пришли к выво­ду, что куда боле

Вот некоторые способы практикования мечтаний и рабо­ты с ними
► Наблюдайте за своими мечтаниями. Есть ли некие обстоятельст­ва, которые закономерным образом стимулируют у вас это со стояние грез наяву? Для некоторых людей способом создать та­кое состоян

Эмоциональная
►Насколько богаты ваша эмоциональная жизнь, мир ваших об­ разов? Может быть, вы очень активны физически, но ничего не читаете, не ходите в театр и не смотрите фильмы.

Интеллектуальная
► Что еще вы можете сделать для питания вашего ума? Вновь и вновь задавайтесь вопросами. Вспомните, что маленькие дети -и им нет равных в научении - непрерывно задают вопросы. Если вы будете

ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ К ЛУЧШЕМУ
Теперь, когда вы приступили к установлению факторов, забло­кировавших ваше обучение, подумайте, не было ли конкретных событий, которые могли быть особо значимы в этом отношении. НЛП показало, что т

КАК УЛУЧШИТЬ СВОЮ ПАМЯТЬ
■ «У меня плохая память». ■ «Я не могу столько запомнить». ■ «Боюсь, что теперь, когда я старею, моя память ухудшается». Это лишь убеждения, но слишком

Для улучшения кинестетической памяти
►Выберите вид физической активности, который вы хотели бы освоить. Пусть, например, это определенный танец. Найдите учителя и подражайте ему. Разделите танец на более

ЦЕННОСТЬ КОНСЕРВАЦИИ
Каждый из этих трех магических ингредиентов связан с фунда­ментальной человеческой способностью - способностью к кон­сервации, сохранению (в оригинале используется слово conserve). Н

Охранять
Поощрение и стимулирование роста Принятие новых стимулов Продолжающийся процесс Ян Макдермот, Венди Яго Сохранение в смысле консервации - активный проце

КАК ПОЗАБОТИТЬСЯ О СЕБЕ
В каких случаях вы ощущаете заботу о себе? Обычно люди, от­вечая на такой вопрос, упоминают кого-то еще. Один человек ска­зал, что это бывает, когда кто-то готовит еду для него. Другой- ко­гда ему

КАК ДОСТИЧЬ ЗДОРОВЬЯ
Выше мы уже говорили о здоровье в некоторых подробностях. Посмотрим теперь, как мы можем его улучшить. Первый шаг к сохранению здоровья - знать, что именно вы со- Ян

КАК СТРОИТЬ СВОЕ БОГАТСТВО
Стать богатым - на самом деле совсем простое дело. Честное сло­во! В двух словах: 1. Нужно систематически откладывать деньги. Ян Макдермот, Венди Яго

КАК УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ И ДРУГИМИ
УПРАВЛЕНИЕ СОБОЙ Первый шаг к управлению собой - понять, кем вы управляете. Вам нужно осознать, что вы за человек, а также свой modus operandi и свои цели. Поэтому сейчас может быть

КАК ПОВЫСИТЬ СВОЕ ВЛИЯНИЕ
Повысить свое влияние - значит сделать то влияние, которое у вас и так есть, намеренным, целенаправленным и расширяющим ваши возможности, а не случайным, хаотическим, имеющим не­предсказуемый резул

КАК ПРОДВИГАТЬСЯ В РАБОТЕ
Что значит для вас «продвигаться» в работе? Это может включать: ■ повышение статуса; ■ увеличение заработка; ■ увеличение ответственности; `

КАК УСПЕВАТЬ ЕЩЕ И ЖИТЬ
Подобно многим людям, вы можете испытывать трудности в сохранении баланса между требованиями работы и дома. Воз­можно, вы долго просиживаете на работе или «берете ее домой», если не физически, то п

КАК ПЕРЕСТАТЬ СТАРАТЬСЯ
На поверхностном уровне «старания» иногда дают позитивный результат. Они включают усилия, намерение и приложение, и эти вещи могут иметь позитивную ценность. Так почему же прекраще­ние всего этого

ПРИСУТСТВИЕ
Присутствовать означает реальную связь со своим опытом и возможность его переработки без прерывания и без искажающих фильтров. При этом вы замечаете актуально происходящее вокруг вас прямо сейчас,

КАК СОЗДАВАТЬ БОЛЕЕ ШИРОКОЕ СОЗНАНИЕ
И в НЛП, и в коучинге осознание рассматривается как фунда­ментальный путь к обогащению и контролю вашей жизни. Именно осознание позволяет вам замечать паттерны мышления и поведе­ния у себя и у друг

КАК ЗАНИМАТЬ ПОЗИЦИЮ БЛАГОДАРНОСТИ
Вспомните моменты своей жизни, которые были по-настояще­му особыми — ваши «пиковые переживания». Испытывали ли вы, подобно многим другим, благодарность? Она является очень час­тым компонентом «пико

Часть 4 ПЯТЬ ФАКТОРОВ ВАШЕГО УСПЕХА
Глава 7. ВАШ ПОТЕНЦИАЛ............................................................................ 153 Глава 8. ВАШ СТИЛЬ...................................................................

Часть 5 СЕКРЕТЫ УСПЕХА
Глава 12. САМООЦЕНКА................................................................................ 192 Глава 13. ПОСТРОЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ.....................................................

ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС НЛП
Ответственный редактор Е. Басова Художественный редактор £. Савченко Технический редактор Н. Носова Компьютерная верстка С. Кладов

Тел./факс (032) 245-00-19.
Мелкооптовая торговля книгами «Эксмо» и товарами «Эксмо-канц»: 117192. Москва, Мичуринский пр-т, д. 12/1. Тел./факс: (495) 411-50-76. 127254, Москва, у

По вопросам размещения рекламы в книгах издательства «Эксмо» обращаться в рекламный отдел. Тел. 411-68-74.
Подписано в печать с готовых монтажей 04.07.2006. Формат 60x90 1/16. Гарнитура «FreeSetCTT». Печать офсетная. Бумага тип. Усл. печ. л. 29,0. Доп. тираж 4 000 э

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги