П_е_р_е_г_р_у_з_к_а_

Около двадцати пяти лет назад Джордж Мимер подвел итоги обширнойобласти исследований о восприятии человека и животных в своей классическойработе "Магическое число 7+-2". Человек способен сознательно держать в полесвоего внимания около семи "кусков" информации в одно время. За пределамиэтого числа он испытывает перегрузку и начинает делать ошибки. Если я назовувам последовательность из семи чисел, вы, вероятно, сможете безошибочноудержать ее в памяти. Но если я предложу последовательность из девяти чисел,вам будет гораздо труднее их правильно запомнить, и вы начнете ошибаться.Каждое число - это "кусок" информации. Но если вы - или я - разобьем этидевять цифр на три группы, по три в каждой, то вам легче будет запомнить вседевять чисел. Группируя информацию в большие куски, можно удержать в областисознательного внимания те же 7+-2 кусков. Вы можете сознательно держать вполе внимания семь листьев, семь веток, семь сучьев, семь деревьев или семьлесов. Как много вы можете удержать, зависит от величины кусков, на которыевы делите информацию <Если "куски" не являются внутренне связнымивосприятиями, такое увеличение способности восприятия иллюзорно, посколькупри этом уменьшается подробность информации о каждом куске. Знать семь лесовне значит знать все их деревья. - Прим. перев. - Сказано не "знать", а"удерживать в поле внимания". Тоже мне Клод Шеннон нашелся. - С.Т.>. Как бы вы ни выбрали размеры кусков, если вы сознательно удерживаете7+-2 кусков информации, то все остальное не подвергается обработке. Всевыходящее за пределы 7+-2 кусков информации становится перегрузкой, иобрабатывается бессознательно. Приведу пример, случившийся на другом семинаре. Я спросил, владеет ликто-нибудь способом легко запоминать имена. Это умела делать женщина поимени Карла, и я попросил ее подойти. В аудитории сидела Энн Тичворт, и ясказал Карле: "Не знаете ли вы эту женщину?", показав на Энн. "Нет", -ответила Карла. Когда Карлу с _к_е_м_-_н_и_б_у_д_ь_ знакомили, у неерасширялись зрачки, и она внутренне отпечатывала имя этого человека у негона лбу. Каждый раз, когда она его видела снова, у нее немного расширялисьзрачки, и она видела у него на лбу его имя. Поскольку я знал, как она этоделает, я знал, в каком месте последовательности ее переживаний она несможет сознательно представить себе _к_а_к_о_й_-_л_и_б_о_ добавочный сигнал:это произойдет, когда ее внимание будет направлено внутрь, и когда все 7+-2куска ее внимания будут заняты изображениями имени человека на его лбу. Я сказал Карле: "Посмотрите на эту женщину. Ее зовут Энн..." Здесь яостановился, увидел, что у нее расширяются зрачки, а затем прибавил:"Тичворт". Она услышала "Энн" и зрительно записала это у Энн на лбу. Затем яспросил ее: "Как зовут эту женщину?" Ее зрачки снова расширились, и онасказала: "Энн". Я спросил: "Знаете ли вы ее фамилию?" "Нет", ответила она,"вы ее мне не сказали". Когда ваше ощущение времени и ваш сенсорный опытдостаточно изощрены, вы знаете, когда внимание человека направлено внутрь, икогда оно не направлено внутрь, и вы можете ввести все, что вам угодно.Когда человек направлен внутрь, он отреагирует на ваши внушения так, как выхотите, поскольку вы обходите его сознание. Он не в состоянии выбирать этивнушения или защищаться от них. Дальше я сказал: "Ее зовут Энн Тичворт", и Карла ответила: "Да, да!Теперь я это вспомнила". Это была изящная демонстрация того факта, что этоимя, недоступное ее сознанию, поскольку оно не прошло через свойственный ейпроцесс запоминания имен, все же присутствовало в ее сознании. Она узналафамилию Энн, услышав ее, так что эта фамилия была бессознательно обработанаи заложена в память. Всякий раз, когда сознательная обработка перегружается, вы можетепередать информацию прямо в подсознание, и человек будет реагировать на этуинформацию. Простейший способ перегрузить внимание человека - это заставитьего сосредоточить внимание на сложном внутреннем переживании. Я применяю технику перегрузки примерно в половине случаев, когдаофициально навожу транс. Сейчас я это покажу. Билл, подойдите, пожалуйста,сюда и станьте вот здесь. Хорошо, теперь закройте, пожалуйста, глаза. Теперь я попрошу вас тихоотсчитывать вслух числа, начиная с двухсот, выбирая каждое третье. И когдавы это делаете, я опускаю руки вам на плечи и поворачиваю вас кругом, одинраз за другим. В любой момент вы можете почувствовать, что вам удобнеепросто погрузиться в глубокий приятный транс; тогда вы это сделаете, вполнепонимая, что вы находитесь в надежных руках. Когда я это делаю, я создаю перегрузку, заняв все его системыпредставления. Он использует зрительную систему, помогая себе перебиратьчисла в обратном порядке. Слуховая система занята у него тем, что он говоритсебе эти числа. Наконец, я кинестетически дезориентирую его вращением.Теперь он перегружен разными вещами, требующими его внимания, а я могу себяот этого избавить. Я мог бы, точно так же, сказать: "Теперь медленно поворачивайтесь вокругсебя". Но когда я поворачиваю его руками за плечи, я получаю в изобилииосязательную обратную связь об изменении его состояний и о том, в какиесостояния он переходит. Кроме того, я доставляю ему еще один предметкинестетического внимания: ощущение моих рук у него на плечах. Чтобы убедиться, что перегрузка действует, надо проверить, все лисистемы заняты. Когда он занят зрительными представлениями и произнесениемчисел, и в то же время дезориентирован кинестетически, я могу сделать емувнушения, и эти внушения пройдут мимо его сознания прямо в подсознание. Если_ч_т_о_-_н_и_б_у_д_ь_ из сказанного мною отвлечет его от его задачи, я сразуже об этом узнаю, потому что он считает вслух. В этом традиционном методезаключен встроенный механизм обратной связи. Если он перестанет считать, язнаю, что он либо погрузился в глубокий транс, либо избавился отдезориентации и сознательно слушает внушения, которые я пытаюсь ввести в егоподсознание. Тогда я настаиваю, чтобы он продолжал считать, или, если он ужев глубоком трансе, перестаю дурачиться и перехожу к делу. Кстати, это весьма традиционное наведение транса. Много лет назад япрочел в книге об этом специальном методе, и без всякого опыта стал егопопросту применять, только следуя указаниям и, конечно, не понимая смыслатого, что делал. Лишь через несколько лет я понял, на чем этот методоснован, и тогда смог его обобщить, применяя разнообразные способыперегрузки. На этом семинаре мы обучаем вас точно таким же путем, посколькумы стремимся передать вам большую часть сообщений на уровне подсознания. Дезориентируя человека, вы можете использовать _л_ю_б_у_ю_ сложнуюзадачу, чтобы занять и отвлечь его сознание. Затем вы делаете вполне прямое,непосредственное и легко исполнимое внушение, например: "Если в_к_а_к_о_й_-_т_о_ момент вам покажется легче просто погрузиться в_г_л_у_б_о_к_и_й_ _т_р_а_н_с_, тогда _с_д_е_л_а_й_т_е_ _э_т_о_ судовольствием, отдавая себе отчет, что вы находитесь в полнойбезопасности..." Вот еще один вариант. Я беру Джекса за руку и хочу его перегрузить. Яговорю ему: "Все, что от вас требуется, это сидеть с полным удобством наэтом стуле. Сейчас я буду касаться по очереди всех ваших пальцев, называя иходин за другим. Ваше дело - всего лишь проверять, правильно ли я их называю,или нет". Затем я начинаю касаться пальцев и называть их. "Указательный палец,средний палец, безымянный палец, мизинец, большой палец. Средний палец,указательный палец, безымянный палец, большой палец". (Он касается мизинца). Каждый раз, когда я "ошибаюсь", он делает то же, что сделал сейчас: унего расширяются зрачки и задерживается дыхание. Ему требуется некотороевремя для вычисления. Чтобы решить, что я "ошибся", ему потребуется большевремени, чем в тех случаях, когда я не "ошибаюсь". Продолжая это, я буду делать все больше таких "ошибок". Скоро он будетперегружен сложностью своей задачи и, защищаясь, начнет переходить вглубокий транс. В этот момент я скажу: "Когда я коснусь сейчас вашегобезымянного пальца, - причем я коснусь другого пальца, - вы почувствуетесебя более расслабленно". Затем, продолжая перегружать его, я начну вводитьдобавочные внушения о нужных мне конкретных наблюдаемых реакциях,свидетельствующих о переходе в транс. Я посылаю человеку сигналы одновременно по всем трем каналам и требую,чтобы он проверял, соответствует ли слуховой сигнал зрительному иликинестетическому. Скоро он сдастся и скажет, по существу, следующее:"Хорошо, скажите мне, что я должен делать". Вместо того, чтобы перегружать все системы представления, вы можете датьчеловеку столь сложное задание для одной или двух систем, чтобы оно заняловсе 7+-2 куска его сознательного вимания. Например, попросите его считать,начиная с тысячи, в обратном порядке, через одну треть, представляя себекаждую дробь с одним цветом для числителя, другим для черты и третьим длязнаменателя, причем так, чтобы каждая следующая дробь имела три другихцвета. Затем вы можете прибавить внушения вроде следующего: "С каждым числомвы погружаетесь все глубже". Все это - способы манипулировать человеком,перегружая его входные каналы и, тем самым, ослабляя его способностьпонимать то, что вы делаете. Женщина: Является ли примером перегрузки двойное наведение, описанное ввашей книге "Шаблоны", в томе II? Да, двойное наведение - это частный случай того, что я сейчас делал. Вэтом случае для перегрузки субъекта используется два человека. Это действуеточень быстро. Вы получаете перегрузку, причем быстро, и получаете оченьсильную реакцию. Мы впервые применили двойное наведение случайно, во времясеминарских занятий, и заметили, насколько сильной была реакция. Тогда мыначали применять его в частной практике, чтобы выяснить, как его можноиспользовать. Примерно через шесть месяцев вышла книга Карлоса Кастанеды "Путешествиев Икстлан". В конце этой книги есть очень живое описание двойного наведения.Дон Хуан говорит в одно ухо, а дон Хенаро одновременно говорит в другое.Описания людей, с которыми мы раньше делали двойное наведение, превосходносовпали с описаниями Карлоса - ощущение расколотого до середины тела, и такдалее. Из описания в книге можно понять, что Карлос представляет собой то, чтомы называем "производным кино". Он принимает образы и слова, обращая главноевнимание на кинестетические ощущения, которые он из них производит. У такогочеловека двойной слуховой сигнал в самом деле вызывает ощущениекинестетического расщепления. Каждое сообщение обрабатываетсяпротивоположным полушарием, и производные ощущения испытываются в той жеполовине тела, куда поступает слуховой сигнал. Различие слуховых сигналов,поступающих в два уха, различным образом представляется в двух половинахтела. Различие между этими кинестетическими представлениями наиболеевыражено близ средней линии тела, что и приводит к переживанию расщепленияили разделения. Рычажное наведение, разрыв шаблонов и перегрузка имеют между собой тообщее, что все они позволяют вам вбить свой клин в переживание другогочеловека, чтобы начать процесс. Вы применяете эти методы, чтобы сломатьсостояние сознания, с которым человек к вам приходит, и заменить его болеепластичным <В подлиннике ..., более жидким. - Прим. перев.> состоянием. Кактолько вы устроили перегрузку, разрыв или ситуацию рычага, вы простоначинаете действовать более повелительно, связывая эту ситуацию с тем, чтовы хотите вызвать. "И когда все это происходит или продолжается, ваши глазаслипаются и начинают закрываться, и у вас возникает состояние глубокойрасслабленности". Вы продолжаете развивать транс, а затем начинаетеиспользовать состояние транса как условие для перемен, какие вы хотитепроизвести.