РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ

Коммуникация начинается с наших мыслей, и мы используем слова, тонголоса и язык телодвижений для того, чтобы передать их другому человеку. Ачто такое наши мысли? Существует множество различных научных ответов, и всеже каждому из нас хорошо знакомо, что представляет наше собственноемышление. Один полезный способ думать о мышлении заключается в том, чтобыдумать, что мы используем наши органы чувств внутренним способом. Когда мы думаем о том, что мы видим, слышим и ощущаем, мы воссоздаемэти картины, звуки и ощущения внутри себя. Мы вновь переживаем информацию втой сенсорной форме, в которой мы первоначально ее воспринимали. Иногда мыосознаем, что мы это делаем, иногда нет. Можете ли вы, например, вспомнить,куда вы ездили в свой последний отпуск? Итак, как вы это вспомнили? Может быть, картинка того места всплыла ввашей голове? Возможно, вы произнесли название или услышали звуки,сопутствовавшие отдыху. Или, может быть, вы воспроизвели свои ощущения.Мышление является настолько очевидным и банальным действием, что мы никогдане задумываемся о нем. Мы предпочитаем думать о том, о чем мы думаем, а не отом, как мы думаем. Мы также предполагаем, что другие люди думают точно также, как и мы. Один способ, которым мы думаем, заключается в сознательном илибессознательном воспроизведении картин, звуков, ощущений, вкусов и запахов,которые мы переживали. Посредством языка мы можем даже создать разнообразиесенсорных переживаний без того, чтобы переживать их в действительности.Прочитайте следующий абзац настолько медленно, насколько вы с удобствомможете это сделать. Задумайтесь на минуту о прогулке в сосновом лесу. Деревья возвышаютсянад вами, обступая со всех сторон. Вы видите краски леса вокруг себя, исолнце, пробиваясь сквозь листья деревьев и кустарников, отбрасывает тени исоздает мозаику на траве. Вы проходите сквозь луч солнца, прорвавшийсясквозь прохладную крону из листьев над вашей головой. И, продвигаясь дальше,вы начинаете осознавать безмолвие, нарушаемое лишь пением птиц дапохрустыванием под ногами, когда вы наступаете на сухие ветки, шорохом вашихног, ступающих по мягкому ковру леса. Время от времени раздается резкийтреск, когда вы случайно ломаете сухую ветку, попавшую вам под ноги. Выпротягиваете руку и прикасаетесь к стволу дерева, ощущая шероховатость корыпод своей ладонью. Постепенно вы обращаете внимание на легкий ветерок,ласкающий ваше лицо, и замечаете ароматный запах сосновой смолы,пробивающийся сквозь другие, более грубые запахи леса. Продолжая прогулку,вы вспоминаете, что ужин будет скоро готов, и это будет одно из ваших самыхлюбимых блюд. И вы уже почти чувствуете вкус пищи во рту в предвкушении. Чтобы осмыслить этот последний абзац, вы прошли через все этипереживания в своей голове, используя свои органы чувств внутреннимспособом, чтобы репрезентировать данные переживания, которые были вызваны ввашем воображении с помощью слов. Возможно, вы создали эту сцену достаточноотчетливо, чтобы представить себе запах леса в уже воображаемой ситуации.Если вы когда-нибудь гуляли в сосновом лесу, то, вероятно, запомнилиособенные переживания, связанные с этой прогулкой. Если же с вами никогдаэтою не случалось, то, наверное, вы сконструировали этот опыт из другихпохожих переживаний или использовали материалы телевизионных передач,фильмов, книг или других источников. Ваше переживание было сочетаниемвоспоминаний и воображения. Большая часть нашего мышления обычнопредставляет собой смесь таких воспоминаний и сконструированных сенсорныхвпечатлений. Мы используем одни и те же неврологические пути для внутреннейрепрезентации опыта и для непосредственного его переживания. Одни и те женейроны генерируют электрохимические заряды, которые могут быть намерены.Мысль имеет непосредственные физические проявления, мозг и тело представляютсобой одну систему. Представьте себе на мгновение, что вы едите свой любимыйфрукт. Фрукт может быть воображаемым, а вот слюноотделение - нет. Мы используем свои органы чувств внешним способом, чтобы восприниматьмир, и внутренним способом, чтобы "репрезентировать" (перепредставлять)переживания самим себе. В НЛП те пути, по которым мы получаем, храним икодируем информацию в своем мозге, - картинки, звуки, ощущения, запахи ивкусы - известны как репрезентативные системы. Визуальная система, часто обозначаемая буквой В. может использоватьсявнешним способом (е, от английского external), когда мы разглядываем внешниймир (Be), или внутренним способом (i, от английского internal), когда мывизуализируем (Bi). Точно так же аудиальная система (А) может подразделятьсяна прослушивание внешних звуков (Ae) или внутренних звуков (Аi). Ощущенияотносят к кинестетической системе (К). Внешняя кинестетика (Ke) включаеттактильные ощущения: прикосновения, температуру, влажность. Внутренняякинестетика (Кi) включает вспоминаемые чувства, эмоции и внутренние ощущениябаланса и осознание состояния тела, известные как проприоцептивные ощущения,которые сообщают нам о том, как мы движемся. Не имея их, мы не смогли быконтролировать положение своего тела в пространстве с закрытыми глазами. Визуальная, аудиальная и кинестетическая системы являются первичнымирепрезентативными системами, используемыми в западной культуре. Ощущениявкуса, вкусовая система (Вк), и запаха, обонятельная система (О), неявляются столь же важными и часто включаются в кинестетическую систему. Оничасто служат в качестве мощных и очень быстрых связей с картинками, звукамии ощущениями, ассоциированными с ними Репрезентативные системы Мы используем все три первичные репрезентативные системы постоянно,хотя осознаем их не в равной степени. и мы имеем склонность отдаватьпредпочтение одним по сравнению с другими. Например, многие люди имеютвнутренний голос, который возникает в аудиальной системе и создаетвнутренний диалог. Они перечисляют аргументы, вторично прослушивают речи,подготавливают реплики и, как правило, обсуждают различные вещи сами ссобой. Тем не менее, это лишь один из способов мышления. Репрезентативные системы не являются взаимоисключающими. Можновизуализировать сцену, иметь ассоциированные с ней ощущения и одновременнослышать звуки, хотя может оказаться трудным обращать внимание на все трисистемы в одно и то же время. Некоторая часть мыслительного процесса все жеостанется неосознаваемой. Чем больше человек поглощен своим внутренним ми ром картин, звуков иощущений, тем меньше он будет знать о том, что происходит вокруг него, кактот знаменитый шахматист на международном турнире, который так углубился впозицию, которую он видел своим внутренним взором, что, съел два полныхобеда за один вечер. Он совершенно забыл, что ел первый раз. "Потерявшийся вмыслях" - это очень удачное описание. Люди, переживающие сильные внутренниеэмоции, также оказываются менее чувствительными к внешней боли. Наше поведение возникает из смеси внутренних и внешних сенсорныхпереживаний. В любой момент времени наше внимание сосредоточивается наразличных частях нашего опыта. В то время как вы читаете эту книгу, выфиксируете свое внимание на странице текста и, вероятно, не осознаетеощущения в своей левой ноге.. до тех пор, пока я не упомянул об этом... В то время, когда я печатаю этот текст, я большей частью осознаю свойвнутренний диалог, подстраивающийся под мою (весьма низкую) скорость печатина компьютере. Я отвлекусь, если обращу внимание на внешние звуки. Будучи неслишком искушенным в деле печатания на машинке, я смотрю на клавиши и ощущаюих под своими пальцами, так что мои визуальный и кинестетический каналыиспользуются внешним образом. Это изменится, если я остановлюсь, чтобывизуализировать сцену, которую я хотел описать. Существует несколькосигналов опасности, которые сразу захватили бы мое внимание: внезапная боль,мое имя, произнесенное вслух, запах дыма или запах пищи (если я голоден).