К_о_н_т_р_о_л_и_р_о_в_а_н_и_е_ _б_о_л_и_

Боль - замечательная вещь, полезнейшая вещь в нужный момент времени, нопотом она теряет свое значение и становится бесполезной. Это правилоприложимо и к множеству других явлений. Небольшое выделение адреналина вслучае опасности может быть очень полезно, но слишком обильное выделениеадреналина, не соответствующее возникшей проблеме, может привести кнедееспособности. Если произошло что-то простое, требующее усиленногонапряжения - например, если нужно поднять перевернувшуюся машину - большоеколичество адреналина вовсе не помешает. Но если задача требует точнойкоординации движений - например, если нужно подвести часы или вставить ключв замочную скважину, обильное выделение адреналина производит_р_а_з_р_у_ш_и_т_е_л_ь_н_о_е_ действие. Для того, чтобы справиться с болью, я предусматриваю такой контекст, вкотором естественной реакцией будет _о_т_с_у_т_с_т_в_и_е_ болезненныхощущений. _Т_а_к_о_в_ _в_с_е_о_б_ъ_е_м_л_ю_щ_и_й_ _п_р_и_н_ц_и_п__г_и_п_н_о_з_а_: _с_л_е_д_у_е_т_ _с_о_з_д_а_т_ь_ _к_о_н_т_е_к_с_т_, _в__к_о_т_о_р_о_м_ _ж_е_л_а_т_е_л_ь_н_а_я_ _д_л_я_ _г_и_п_н_о_т_и_з_е_р_а__р_е_а_к_ц_и_я_ _б_у_д_е_т_ _е_с_т_е_с_т_в_е_н_н_о_й_ _р_е_а_к_ц_и_е_й__д_л_я_ _п_а_ц_и_е_н_т_а_. На этот счет есть классический рассказ Эриксона о контролировании боли.К нему направили женщину, умиравшую от рака. Эриксон находился в больнице,поэтому женщину положили на каталку и привезли прямо к нему в кабинет.Пациентка поглядела на Эриксона и сказала: "Это самая нелепая вещь в моейжизни - я не понимаю, что со мной делают? Доктор направил меня к вам исказал, что вы сможете что-нибудь сделать с моей болью. Таблетки мне непомогают. Операция мне не помогла. Как же вам удастся справиться с моейболью с помощью слов?" Эриксон поглядел на нее, катаясь взад и вперед на своем кресле сколесами, и подстроился к ее ожиданиям следующим образом: "Вас привезлисюда, потому что ваш доктор сказал, чтобы вас сюда привезли, и вы непонимаете, как могут _с_л_о_в_а_ помочь вам контролировать свою боль._Т_а_б_л_е_т_к_и_ совершенно не облегчили ваших страданий. Операциясовершенно не помогла вам. И вы думаете, что это самая нелепая случайность ввашей жизни - то, что вас сюда привезли. Хорошо, позвольте мне задать вамодин вопрос. Если вот эта дверь сейчас внезапно распахнется... и вывзглянете туда, и увидите чудовищного тигра... свирепо облизывающегося... иуставившегося _т_о_л_ь_к_о_ _н_а_ _в_а_с_... - как вы думаете, вы будетеощущать сильную боль?" Таким образом, Эриксон предусмотрел контекст, в котором никакой человекне станет думать о своей боли. Боль просто перестанет существовать, если васвот-вот сожрет тигр. Переживание, при котором исчезает всякая боль, можетбыть использовано в качестве якоря и продлено как особое измененноесостояние. Эриксон сказал: "Позже доктора никак не могли понять, что все этозначит - эта женщина говорила им, что у нее под кроватью лежит тигр, и онаслышит, как он там урчит". Существует огромное множество различных способов обеспечитьконтролирование боли. Если речь идет о физиологической боли, вы должныпридумать нечто такое, что отвлечет внимание пациента и заставит его незамечать боли. Пойдите к дантисту и попросите его просверлить ваш больнойзуб. Когда он заденет нерв, сигнал о физиологической боли пройдет по вашимнервам в мозг, и ваш мозг скажет: "Ай-ай!" Такое бывает. Но существуют люди,которые идут к дантисту, не прибегают к новокаину, и все равно ничего нечувствуют. Они ничего не знают о гипнозе. Но любой дантист подтвердит вамэтот факт. Зубной врач просверливает насквозь их нервы, а они никак нереагируют. Когда я последний раз был у дантиста, он сказал: "Я этого никогдане пойму. _М_н_е_ самому больно смотреть, а _о_н_и_ ничегошеньки нечувствуют!" Какие люди способны на это? - Только те, у которых кинестетическиепереживания полностью вытеснены из сознания. Эти люди не испытывают_н_и_к_а_к_и_х_ физиологических ощущений, поэтому они не чувствуют и боли.На них может подействовать только одно средство - нужно положить их руку нагорячую плиту. Когда рука поджарится до самого локтя, может быть, онизаметят происходящее. Такие люди проявляют тенденцию обдирать себе колени инаталкиваться на всякие предметы, потому что их сознание не воспринимаеткинестетических переживаний, и они не научились быть осторожными. В качествеособой стратегии контролирования боли вы можете _с_д_е_л_а_т_ь_ человекатаким, ввести его в подобное состояние. Вы постоянно должны задавать себе такие вопросы: "Чего именно я хочу?" и"Как сделать, чтобы это произошло естественным путем, само собой?"Существуют определенные контексты, в которых человек сохраняет ориентацию инаблюдательность, и чувствует все, кроме боли. У вас когда-нибудь болеларука? Случалось ли вам так порезать палец, чтобы он действительно здороворазболелся? И в то время, пока ваш палец буквально пульсировал от боли,случалось ли вам, по какой-либо причине, забыть о своем пальце? В какомконтексте это происходило? Мужчина: Когда я был в опасности. Именно. Опасность - это классический пример. Но для большинства людейдля этого не нужно даже опасности. Единственное, что им нужно - этоотвлечься чем-нибудь. Количество внимания, на которое способно человеческоесознание, весьма ограничено. Есть правило, по которому все люди способныобращать внимание максимум на 7+-2 канала информации. Если вы хотите, чтобычеловек отвлекся, займите все девять информационных каналов. Займите егочем-нибудь еще - чем угодно. Однажды я работал с мужчиной, страдавшим от жестокой боли. С нимпроизошло какое-то несчастье, в результате которого возникла внутренняятравма. Я не вникал в медицинские подробности, но в этом случае былакакая-то физическая причина, по которой этот человек вынужден был переноситьболь. Он пришел ко мне и попросил применить гипноз. Я ответил, что не знаю,смогу ли я помочь ему справиться с болью. Я применил гипнотическуюпроцедуру, которая прекрасно действовала, но только на людей развитых, сбольшим жизненным опытом, образованных и при этом достаточно откровенных ипрямодушных. Я не знал заранее, каков этот пациент. Я сказал ему: "Видите ли, самые развитые и образованные люди -отличаются тем, что способны воспринимать одни и те же вещи с различныхточек зрения". Между прочим, если верить Жану Пиаже <Жан Пиаже - швейцарскийпсихолог, родился в 1896 г. - Прим. перев.>, это действительно так. Итак, яизложил этому человеку теорию Пиаже и проверил уровень образованности, егоумственные способности. Согласно с теорией Пиаже, быть образованным, разумным человеком значитуметь объяснить, как будут выглядеть одни и те же вещи с различных точекзрения, в разных контекстах. Если я хочу проверить умственные способностиребенка, я могу взять, например, кусочек дерева и наперсток. Я попрошуребенка подойти, покажу ему наперсток, и потом положу кусочек дерева так,чтобы ребенок не видел за ним наперстка. Потом я спрошу: "Есть что-нибудь задеревянным кубиком?" Если ребенок скажет "нет", значит, это не очень-то"развитый" ребенок. "Развитый" ребенок может представить себе спрятанныйнаперсток, кроме того, он может увидеть и наперсток, и деревянный кубик так,как если бы он смотрел на них с другой стороны. Проверяющий спрашиваетбуквально следующее: "Как бы это выглядело, если бы вы посмотрели на это сдругой стороны?" Чем лучше вы можете представлять себе вещи с различныхточек зрения, тем вы более "развитый" и образованный человек. Одним изследствий такого способа представлять себе вещи является то, что выдиссоциируете, разобщаете себя и свои ощущения. На этом основаны некоторыесовременные методы обучения детей и развития их способностей. Детей учатразвиваться и уметь диссоциировать себя и свои ощущения, потому что именноэтот процесс приводит к тому, что называется "способностями". Я попросил своего пациента пойти домой и попрактиковаться, потому что наследующей неделе я хочу подробно испытать его и выяснить, является ли онразвитым и образованным человеком. Ему нужно было сделать следующее: увидетьсебя лежащим на кровати - сначала представить себе, что он смотрит из одногоугла комнаты, потом из другого, а потом из _л_ю_б_о_й_ _т_о_ч_к_и_ междуэтими углами. Я сказал ему, что на следующей неделе я выберу какую-нибудьслучайную точку зрения и попрошу его описать в подробностях все, что онвидит. Я сказал ему, что измерю разницу между действительным углом зрения итем углом зрения, под которым он будет представлять себе происходящее, ивычислю степень его образованности. Он ушел домой, и когда пришел на следующей неделе, он справился со своейзадачей. Он работал над ней терпеливо и методически. При этом им двигалисамые серьезные побуждения: он хотел, чтобы я его вылечил, и надеялся, что ясмогу помочь ему. И когда он пришел, то сказал мне: "Вы знаете, произошластранная вещь - всю эту неделю я чувствовал, что боль как будтоуменьшилась". Дать кому-нибудь подходящее задание - еще один способконтролирования боли. Есть и другие, весьма причудливые методы. Погрузив пациента в состояниетранса, вы можете делать все, что угодно, лишь бы в ваших выраженияхпредполагалось, что боль исчезнет. Как-то раз я сказал одному из своихпациентов: "Я хочу говорить с вашим Мозгом. Как только Мозг будет готовговорить со мной, и ни одна часть сознания не будет знать о том, чтопроисходит, пусть рот откроется и скажет: "Есть". Пациент сидел минутдвадцать, а потом сказал: "Ессссть". Я сказал: "Прекрасно, Мозг; но тызаблуждаешься: боль - очень ценная вещь. Она позволяет тебе узнать, когдаименно следует обратить внимание на то, что происходит. Ты уже обратилвнимание настолько, насколько это было возможно, на случай, причинивший этуболь. И для того, чтобы ты мог обратить внимание на другие вещи, которымитоже следует заняться, наступило время отключить эту боль". Он сказал:"Ессссть!" Я закончил: "Отключи теперь эту боль, и пусть она возвращаетсятолько тогда, когда в этом возникнет необходимость - и не раньше". Каквидите, у меня не было ни малейшей идеи относительно того, что все этозначит, но это звучало так логично, причем все время предполагалось, чтомозг способен сделать то, о чем я его прошу. После этого внушения больбольше никогда не возникала.