ПОНИМАНИЕ ЗАМЕШАТЕЛЬСТВА

Многие люди попадают в передряги потому, что испытывают из-за чего-либозамешательство. Я хотел бы показать вам, как брать замешательство ипревращать его в понимание. Мне нужен человек, чтобы поиграть с ним --продемонстрировать, как это делается. Продемонстрировав, я собираюсьпопросить вас объединиться в пары и проделать это друг с другом, так чтобудьте внимательны. Билл: Я бы хотел это сделать. Сначала подумайте о том, что приводит вас в замешательство и что выхотели бы понять. Билл: Есть куча вещей, которых я не понимаю. Стоп. Я хочу, чтобы вы внимательно слушали, что я прошу вас сделать. Яне просил вас думать о том, чего вы не понимаете; я попросил вас подумать отом, что приводит вас в замешательство. "Замешательство" и "непонимание"сильно отличаются друг от друга. Есть куча вещей, которых вы не понимаете,потому что ничего о них не знаете. Возможно, вы не понимаете хирургии наоткрытом сердце или как сконструировать водородную бомбу. Вы не испытываетеиз-за этого замешательства; у вас просто нет информации, необходимой, чтобыпонять, как делаются эти вещи. Замешательство, однако, всегда есть указание на то, что вы находитесьна пути к пониманию. Замешательство предполагает, что у вас есть множестводанных, но они еще не организованы способом, который позволяет вам понятьих. Итак, я хочу, чтобы вы подумали о чем-то, что приводит вас взамешательство: что-то, в чем у вас большой опыт, но он лишен для вассмысла. Билл: О'кей. Я думаю о... Минуточку. Вам запрещается сообщать мне содержание того, о чем выдумаете. Содержание нужно лишь в том случае, если вы любопытны. Я математик;я интересуюсь только формой. Кроме того, остальным людям здесь слишком легкопотеряться в содержании. Я хочу, чтобы они научились процессу, который ядемонстрирую. Вы подумали о том, что приводит вас в замешательство. Теперь я хочу,чтобы вы подумали о чем-то похожем и понятном вам. Говоря "похожее", я имеюв виду, что если ваше замешательство относится к чьему-либо поведению, топусть ваше "понимание" тоже относится к чьему-то поведению. Если вашезамешательство имеет отношение к тому, как работает автомобильный мотор, топусть понимание будет чем-то механическим -- ну, например, как работает ваштостер. Билл: Я подумал о том, что понимаю. Теперь у вас есть два внутренних опыта; один из них мы называем"понимание", а другой -- "замешательство". В обоих есть картины? Билл: Да. Различия между ними -- вот что меня интересует. Чем они отличаются?Например, одна может быть фильмом, а другая слайдом. Или одна может бытьчерно-белой, а другая цветной. Я хочу, чтобы вы обратились внутрь иисследовали эти два опыта, а потом сказали мне, чем они отличаются. Билл: Замешательство -- слайд, и он маленький. Понимание -- это фильм,и большой. Есть еще какие-то отличия? Если образ замешательства меньше, он,вероятно, и дальше находится. Билл: Да, он дальше. В каком-либо из них есть звук? Билл: Да, в понимании есть звук, описывающий, что я вижу.Замешательство беззвучно. Откуда вы знаете, что одно вызывает у вас замешательство, а другое выпонимаете? Билл: У меня разные ощущения, когда я смотрю на эти две картины. О'кей. Как ваши чувства узнают, что нужно чувствовать именно это, когдавы смотрите на эти картины. Билл: Полагаю, потому, что я их так научил. Я хочу, чтобы вы все кое-что заметили. Я задал вопрос типа "Как?",спрашивая о процессе, а он ответил на вопрос "Почему?". "Потому что" всегдаотвечает на "Почему". Все, что вы получите из "потому что" -- пучокисторических теорий. У меня есть только одна теория: что люди потомуиспытывают столько проблем с управлением своими мозгами, что земная осьнаклонена. Так что на самом деле у вас чей-то чужой мозг, и он дурной. Вот ивсе теоретизирование, каким я занимаюсь. Попробуем еще. Билл, как вы узнаете, что нужно испытывать разныечувства, когда смотрите на эти две разные картины?.. Билл: Не знаю. Мне нравится этот ответ. Билл: После того как я подумал об этом, я решил, что не знаю. Бывает. Притворитесь, что знаете. Говорите. Худшее, что можетпроизойти, -- это, что вы можете ошибиться. Много лет назад я осознал, чтоошибался так много раз, что решил просто идти вперед и ошибаться болееинтересными способами. Билл: Когда я смотрю на картину понимания, то могу видеть, как всеработает. Это дает мне мягкое чувство расслабления. Когда я смотрю на другуюкартину, я не моту увидеть, что произойдет дальше; я чувствую небольшоенапряжение. Это определенно звучит как весьма отличные переживания. У кого-либоесть какие-либо вопросы о том, что я делаю? Мужчина: У вас это выглядит так просто. Как вы узнаете, какие вопросызадавать? Все, что я хочу знать, это:"Чем отличаются эти два опыта?" Ответомявляются конкретные различия в зрительном, слуховом и кинестетическом опытечеловека. Мои вопросы часто направлены на то, чего человек не замечает, ивсегда -- на то, чтобы помочь ему сделать такие различения, которых он неделал раньше. Например, когда я спросил Билла, было ли это слайдом илифильмом, он ответил с легкостью. Но раньше он, вероятно, никогда даже незамечал этой разницы, потому что его об этом никто никогда не спрашивал. Женщина: Существует ли какой-то определенный порядок вопросов, которыевы задаете? Вы спросили, был ли это слайд или фильм, до вопроса о цветномили черно-белом. Есть определенный смысл в том, чтобы сначала спрашивать о вещах, апотом о качествах; вы реже будете сбиваться с дороги. Если выспрашиваете:"Сколь быстро оно движется?", а оно оказывается слайдом -- этоможет привести в некоторое замешательство человека, с которым вы этопроделываете. Сначала ищите основное, а потом спрашивайте о других болеетонких различениях, которые могут там оказаться. То, какие вопросы вы задаете, -- это еще и функция от осведомленности.Я уже несколько раз исследовал замешательство и понимание, так что я ужезнаю, какого рода различия там скорее всего окажутся. Это так же, как и все,чему мы обучаемся. Делая это впервые, мы немного запинаемся. Позже, лучшепознакомившись с тем, что делаем, мы приобретаем большую рациональность исистематичность. Кроме того, вы можете просто составить длинный список всехвариантов и пройтись по ним -- одному за другим. Но проще сначала упомянутьнесколько основных особенностей -- чтобы повернуть разум этого человека вправильном направлении -- а потом спросить:"Чем отличается одно от другого?" Теперь давайте перейдем к более интересной части. Билл, я хочу, чтобывы взяли "замешательство" и изменяли его, пока оно не станет точно таким же,как "понимание". Я не хочу, чтобы вы меняли содержание. Я хочу, чтобы выизменили только процесс, который используете, -- чтобы представить то жесамое содержание. Сначала я хочу, чтобы вы взяли этот слайд и превратили егов фильм. Билл: Даже близко не могу этого сделать. Сделайте так. Сначала сделайте серию слайдов с разных моментов времени.Когда их у вас будет достаточно, быстро просмотрите их один за другим.Немного ускорьте это -- и получите фильм. Фильм -- это всего лишьпоследовательность неподвижных картин, которые показывают быстро ипоследовательно. Билл: О'кей. Я получил фильм. Хорошо. Теперь добавьте повествовательную звуковую дорожку, описывающуюего (Билл кивает). Теперь увеличьте размеры этого фильма и придвиньте его к себе, пока онне окажется той же величины и на том же расстоянии, что и ваше изображениепонимания. Что происходит, когда вы это делаете? Теперь вы понимаете? Билл: Да. Теперь я могу видеть, что происходит; я чувствую себя гораздокомфортнее. У меня одинаковое чувство к обеим картинам. Есть смысл в том, что когда у вас есть широкоформатный фильм сповествовательной звуковой дорожкой, то вы поймете нечто лучше, чем когдавсе, что у вас есть, -- это маленькая, молчащая, неподвижная картинка. У васгораздо больше информации, и она организована так, что вы можете ее постичь.Это естественный для Билла способ учиться тому, как понимать что-либо. Женщина: Разве не обязательно иметь больше информации, чтобы выйти иззамешательства? Иногда дело в этом. Но часто у человека на самом деле есть информация;к ней просто нет такого доступа, который обеспечил бы понимание. Дело не втом, что чего-то не хватает; просто то, что у вас есть, плохо организовано.Вы все знаете гораздо больше, чем думаете. Замешательство обычно порождаетсяне недостатком информации, а ее избытком. Часто чье-либо замешательствопредставляет собой огромный коллаж из данных или множество быстро мелькающихкартинок. Картины понимания у большинства людей, напротив, хорошоорганизованы и очень экономны. Они похожи на элегантное математическоеуравнение или на хорошие стихи. Эти люди очищают скопище данных вплоть доочень простого представления. То, что я сделал с Биллом, просто дало емувозможность собрать данные, которые у него уже были, таким образом, чтобы онсмог понять их. Способность использовать ваш мозг означает способностьполучать доступ, организовывать и использовать то, что вы уже имеете. Большинство из вас видели, что происходит, когда в камине догораетогонь. Если вы немного передвинете дрова -- он снова вспыхнет. Вы ничего недобавили. Единственный элемент, который вы изменили, -- это расположение, ноэто порождает гигантское различие. Если вы думаете, что вам нужно больше информации -- возможно, вызададите кучу вопросов. Если ответы содержат только сырые данные, они врядли вам помогут, и придется продолжать спрашивать. Чем больше у вас ответов,тем меньше вы будете думать о вопросах, которые задаете. Но если ответыпозволяют вам организовать данные, которые у вас уже есть, -- это можетпомочь вам понять. Это то, что часто называют "пассивным обучением", -- прочеловека, который вечно требует:"Кормите меня с ложечки". Другие люди могутвоспринять огромное количество сведений и организовать их самостоятельно,без особой помощи извне. Это то, что часто называют "активным обучением". Теперь, Билл, я хочу, чтобы вы попробовали это в другую сторону.Возьмите то, что вы вначале понимали, и превратите в меньшую, болееудаленную, неподвижную картину, и сотрите звуковую дорожку Билл: Теперь я напряжен и растерян. Стало быть, теперь мы могли бы взять любую вещь, в которой вы уверены,и запутать вас ко всем чертям. Вы все смеетесь; вы не осознаете, как этоможет быть полезно! Разве вы не знакомы с людьми, которые уверены, чтопонимают что-либо, а на самом деле -- нет?.. И эта ложная уверенностьдоставляет им кучу неприятностей? Хорошая доза замешательства могла бызамотивировать их послушать окружающих и собрать кой-какую очень полезнуюинформацию. Замешательство и понимание -- это внутренние переживания. Они необязаны иметь какое-либо отношение к внешнему миру. Вообще, если выоглянетесь вокруг, -- связи обычно немного. Чтобы Билл получил опыт, который он называет "пониманием", ему нужнопройти через процесс, в котором имеющаяся у него информация представлена вкачестве широкоформатного фильма со звуковой дорожкой. Иногда это происходитслучайно, в других случаях это может быть вызвано другими людьми. Однакотеперь, зная, как это работает, он может намеренно включать этот процессвсякий раз, когда он из-за чего-то растерян. Если у него недостаточноданных, он может не прийти к полному пониманию; в фильме могут быть пробелы,или звуковая дорожка может давать время от времени провалы. Но для него этобудет лучшим представлением того, что ему известно. Эти пробелы в фильметочно укажут, где ему нужно получить дополнительную информацию. И всякийраз, когда ему наскучит то, что он уже слишком хорошо понимает, он может самсебя ввести в замешательство -- в качестве прелюдии перед тем, как прийти ккакому-то новому, иному пониманию. Теперь я хочу, чтобы вы все по очереди проделали то, что я делал сБиллом. Возьмите в пару человека, которого вы не знаете, потому что такбудет проще. 1. Попросите своего партнера подумать а) о чем-то приводящем его взамешательство и б) о чем-то похожем, что он понимает. Вашему партнерузапрещается сообщать вам что бы то ни было о содержании. 2. Спросите:"Чем отличаются эти два опыта?" Вас не волнует, чем онипохожи, -- только чем один отличается от другого. 3. Когда у вас будет как минимум два различия, попросите своегопартнера изменить замешательство, чтобы оно стало таким же, как понимание. 4. Проверьте, что вы сделали, спросив, понимает ли он то, что раньшеприводило его в растерянность. Если он понимает, вы кончили. Если нет,вернитесь на шаг 2) и найдите еще несколько отличий. Продолжайте до тех пор,пока он либо не поймет, либо не определит, какая конкретно нехваткаинформации препятствует полному пониманию. Помните, что никто никогда ничегоне понимает до конца. Это нормально. Это сохраняет интерес к жизни. Накаждого по пятнадцать минут. Большинство из вас, возможно, заметили, что ваш партнер относительнослов "понимание" и "замешательство" проделывает внутри себя нечто отличноеот того, что делаете вы. Давайте сначала услышим о каких-нибудь различиях,которые вы обнаружили, а потом вы зададите любые вопросы. Мужчина: Мое замешательство похоже на телевизор, у которого вышла изстроя вертикальная развертка. Картинки мелькают так быстро, что я не могу ихувидеть. Когда я их замедлил и успокоил, все это приобрело смысл. А для моейпартнерши замешательство было близко придвинутой панорамой. Многоепроисходило так близко вокруг нее, что она не могла все это переварить. Ейнужно было это замедлить, а потом физически отодвинуть и рассмотреть нарасстоянии, чтобы понять. Мужчина: Мой партнер -- ученый. Когда он в замешательстве, он простовидит фильмы о происходящих событиях -- то, что он называет "сырымиданными". Когда он начинает понимать, то видит маленькие диаграммы,наложенные на фильмы. Эти диаграммы позволяют ему сжать события, и фильмыстановятся все короче и короче, пока он не получит то, что называет"движущейся неподвижной картиной". Это неподвижная картина с наложенной нанее диаграммой, в которой указаны всевозможные способы, какими неподвижнаякартина может превратиться в фильм. Эта картина как бы слегка покачивается.Это очень экономно. Классно. Для остальных здесь это имеет смысл? У нас уже есть немалоеразнообразие. Женщина: Когда я действительно что-то понимаю, у меня есть сразу пятьразных четких картин -- как в телевизоре с разделенным экраном. Когда я взамешательстве, у меня только одна картина, и она размытая. А когда мояпартнерша что-то понимает -- это всегда здесь, справа от нее. То, чтоприводит ее в замешательство, находится в центре, а то, о чем она ничего незнает, -- там, слева. Алан: То, что делала моя партнерша, показалось мне очень необычным. Еезамешательство было очень сфокусированным и конкретным, а понимание --размытым и ярким фильмом без резкости. Когда она "размазала" замешательство,то почувствовала, что вроде бы поняла. Я сказал ей:"Поверните ручку,отрегулируйте линзы, чтобы расфокусировать это". Так делать можно, но не обязательно прибегать к метафорам. У людей нетручек в действительности; вы можете просто предложить им сделать это. Итак,когда она все смазала -- она поняла. Надеюсь, она не кардиохирург! Это одиниз самых странных случаев, о каких я когда-либо слышал. Если вызатуманиваете образ -- тогда вы его понимаете! Несомненно, это отличается отдругих результатов, полученных нами здесь. Ей это тоже казалось странным? Алан: Да. Может это быть похоже на подключение к какому-тобессознательному процессу более низкого уровня, которому вы доверяете? Нет, я не принимаю таких объяснений. Все эти процессы бессознательны,пока вы не спросите человека о них. Существует много такого, что мы делаеминтуитивно, но это другое. Конечно, вы могли упустить что-то важное. Но --предполагая, что ваше описание верно, -- ее понимание не может быть связанос деланием чего-либо. Чтобы что-то делать, необходимо иметь какие-токонкретные детали. Поэтому я и сострил по поводу надежды, что она неоперирует на сердце. С таким типом понимания у ее пациентов был бы не оченьвысокий процент выживаемости. Однако расплывчатое, яркое понимание будет полезно для некоторыхслучаев. Например, такой человек, вероятно, принесет массу удовольствия навечеринке. Она будет очень отзывчива, потому что все, что ей нужно сделать,чтобы почувствовать, что она вроде бы понимает сказанное кем-то, -- этосмазать свои картинки. Способность создать яркий, расплывчатый фильм нетребует слишком большого количества информации. Она может сделать это оченьбыстро, а потом испытывать массу ощущений, глядя на этот яркий фильм. Вообразите, что случилось бы, если бы эта женщина вышла замуж зачеловека, которому для понимания необходима кристальная ясность ситуации. Онбы говорил что-нибудь типа:"Теперь давай-ка проясним ситуацию", и этопогружало бы ее в растерянность. Когда бы она описывала то, что понятно ей,-- это было бы неясно для него. Если бы он жаловался, что все, о чем онаговорит, совершенно расплывчато -- она бы улыбалась и была совершенноудовлетворена, а он бы раздражался. О таком типе понимания, как у нее, я говорил раньше: он не имеетособого отношения к внешнему миру. Это помогает ей лучше себя чувствовать,но в преодолении реальных проблем это будет не очень полезно. Ей было быдействительно полезно пользоваться другим способом понимания -- более точными конкретным. На последнем семинаре, который я провел, был мужчина, которому его"понимание" было не очень полезно. Так что он примерил процесс понимания,которым пользовался его партнер. Это дало ему совершенно новый способпонимания, открывший для него целый новый мир. Вот что я хочу, чтобы вы осознали: все вы находитесь в том жеположении, что и тот мужчина, и женщина, которая размазывает образы.Неважно, насколько, по вашему мнению, хорош ваш процесс понимания; всегданайдется время и место, где другой процесс будет для вас гораздоэффективнее. Чуть раньше кто-то предложил нам процесс, которым пользуетсяученый -- маленькие экономные картинки с диаграммами. Это будет изумительнохорошо работать в физическом мире, но я предсказываю, что у этого человекатрудности с пониманием людей -- обычная проблема ученых. (Мужчина: Да,правда). Люди немного сложнее, чем эти маленькие диаграммы. С людьмикакой-нибудь другой способ понимания сработает лучше. Чем больше у васспособов понимания, тем больше возможностей открывается для вас и тем большерасширяются ваши способности. Я хотел бы, чтобы вы все попробовали этот опыт применения чьего-точужого понимания. Объединитесь в пары с теми же партнерами, что у вас былиперед этим. Вы уже знаете кое-что о замешательстве и понимании этогочеловека, как и о своем собственном. Однако вам придется собрать еще немногоинформации. Вы уже обнаружили и перечислили различия между вашимзамешательством и пониманием, как и различия вашего партнера. Вы еще неперечислили всех различий между вашим пониманием и замешательством вашегопартнера. У вас уже есть большая часть этой информации, но, возможно, выупустили какие-то элементы, между которыми в том, что вы сравнивали прежде,не было отличий. После того как у вас будет полная информация о различии между вашимпониманием и замешательством вашего партнера, выберите любое содержание,которое вы понимаете, и сначала превратите его в замешательство вашегопартнера. Затем проделайте все необходимые изменения, чтобы превратить это вего понимание. Ваш партнер может давать вам указания и быть вашимконсультантом, советуя и отвечая на любые вопросы, какие у вас могут быть.После того как вы опробуете его понимание, сравните ваш опыт с его опытом,чтобы понять, совпадают ли они. С первой попытки вы можете что-то упустить,и придется вернуться и сделать это снова. Ваша цель -- пережить чей-то чужойспособ понимания. Попробовав его, вы можете решить, что он не очень хорош, ине захотеть использовать его слишком часто. Но не будьте в этом слишкомуверены; он может в совершенстве сработать с тем, в чем вы испытываететрудности. По самой крайней мере, этот процесс поможет вам понять технекоторых людей, которые его используют. Минут по двадцать на каждого. Что было достойного внимания? Что вы испытали, примерив чье-то чужоепонимание? Мужчина: Мое собственное понимание очень детализировано, так что яочень легко понимаю все механическое. Способ понимания моей партнерши былгораздо более абстрактным: когда она что-то понимает, то видит расплывчатыерадуги. Когда я попробовал ее понимание, то вообще не мог понятьмеханические вещи, но у меня было ощущение гораздо лучшего понимания людей.Вообще-то я, наверное, назвал бы это не столько "пониманием", сколькочувствованием того, что они имеют в виду, и способностью легко отвечать им.Цвета были изумительные, и я все время чувствовал что-то вроде тепла ивозбуждения. Конечно, это было иначе! Женщина: Когда я что-нибудь понимаю, я просто вижу подробные фильмы опроисходящем событии. Когда мой партнер что-то понимает, он видит двеперекрывающиеся картины в рамках. Ближняя -- это ассоциированная, а вторая-- диссоциированная картина одного и того же события. Он чувствует, чтопонимает, когда две картины соответствуют друг другу. Мой партнер артист, ия осознала, как это должно быть ему полезно. Играя роль, он ассоциирован --и еще у него есть другая, диссоциированная картина, которая показывает ему,что в это время видит публика. Когда я примерила его понимание, то получилагораздо больше информации о том, как выгляжу для других людей. Это былоочень для меня полезно, потому что обычно я просто впрыгиваю в ситуации, недумая о том, как меня воспринимают окружающие. Р. Бэндлер: Это кажется весьма полезным. Принятие чьего-то чужогоспособа понимания -- это основной путь в мир этого человека. У скольких извас уже был способ понимания, более-менее совпадающий со способомпартнера?.. Примерно 8 из 60. Здесь вы просто подбирали людей случайно. Этозавораживает еще сильнее, если вы выбираете очень успешных людей. Япрагматик; я люблю выяснять, как действительно исключительные люди делаютто, что делают. Очень успешный бизнесмен из Орегона с любым проектом,который хотел понять, делал следующее: он начинал со слайда и раздвигал еготак, чтобы слайд стал полной панорамой, а он сам оказался внутри. Потом онпревращал это в фильм. В любой момент, когда ему было трудно увидеть, какразвивается фильм, он немного отступал назад и смотрел на себя. Как толькофильм снова начинал двигаться, он снова входил внутрь. Это пример оченьпрактичного понимания, которое неразрывно связано с действительнымсовершением поступков. Для него понимание чего-то и способность делать этонеразличимы. Понимание -- процесс, жизненно важный для выживания и научения. Если бывы не были способны каким-то образом извлекать смысл из своего опыта -- увас были бы большие неприятности. У каждого из нас имеется около трех фунтовсерого вещества, которое мы используем, чтобы пытаться понять мир. Эти трифунта студня могут делать некоторые поистине удивительные вещи, но никоимобразом не могут полностью понять что-либо. Когда вы думаете, что понимаетечто-то, это всегда определение того, чего вы не знаете. Карл Поппер хорошосказал об этом:"Знание -- это утонченное утверждение о невежестве". Естьнесколько типов понимания, и некоторые из них гораздо более полезны, чемдругие. Один тип понимания позволяет вам оправдывать происходящее и снабжаетпричинами неспособности делать что-либо другое. "Все происходит так потому,что, и поэтому мы ничего не можем изменить". Там, где я рос, мы называлитакие извинения трепотней. На это похоже понимание множеством "экспертов"вещей типа шизофрении и неспособности к обучению. Это очень впечатляющезвучит, но, по существу, это набор слов, утверждающий:"Ничего нельзясделать". Лично меня не интересуют "понимания", ведущие в тупик, даже еслиони могут оказаться истиной. Я бы предпочел оставить конец открытым. Второй тип понимания просто позволяет вам получить приятноеощущение:"Аххх". Пример этому -- та женщина, которая расфокусируетизображения, чтобы добиться понимания. Это что-то вроде слюноотделения назвонок: обусловленная реакция, и все, что вы получаете, -- то самое приятноеощущение. Это вещи того типа, которые могут привести к высказыванию:"О, да,"эго" -- это та штука вверху, там, на схеме. Я это видел раньше; да, японимаю". Такой тип понимания тоже не учит вас способности что-либо делать. Третий тип понимания позволяет вам говорить о вещах, используя важнозвучащие концепции, а иногда даже уравнения. Сколькие из вас обладают"пониманием" касательно какого-либо своего поведения, которое вам ненравится, -- но это понимание не помогло вам вести себя иначе? Это примертого, о чем я говорю. Концепции могут быть полезны, но только если они имеютопытную основу и только если они позволяют вам делать что-то другое. Часто вы можете заставить человека принять идею сознанием, но лишь вредких случаях это приведет к изменению в поведении. Если одну вещьбезусловно доказало большинство религий мира, так именно эту. Возьмите кпримеру "Не убий". Там не сказано "за исключением". Тем не менее крестоносцырадостно кроили мусульманам черепа, а Благонамеренное Большинство хочетбольше ракет, чтобы стереть с лица земли на сколько-то миллионов русскихбольше. На семинарах часто спрашивают:"Визуальный человек -- это то же самое,что "родитель" в ТА?" Так я узнаю, что они берут то, чему я учу, изасовывают это в концепции, которые у них уже есть. Если вы сможетезаставить нечто новое соответствовать тому, что уже знаете, -- вы ничему изэтого не научитесь, и ничего в вашем поведении не изменится. У вас будеттолько уютное чувство понимания, удовлетворенность, которая предохранит васот научения чему бы то ни было новому. Часто я демонстрирую, как изменить человека за несколько минут, икто-нибудь спрашивает:"Вы не думаете, что он просто исполнял ожиданияролевой ситуации?" Мне приходилось затевать попойки, но я никогда не затевалситуацию. Это те люди, которые приходят на семинары и ничего за свои деньгине получают, потому что уходят с точно тем же пониманием, какое принесли ссобой. Единственный тип понимания, который мне интересен, -- это тот, которыйпозволяет вам что-нибудь делать. Все наши семинары обучают конкретнымтехникам, которые позволяют делать. Это кажется простым. Но иногда то, чемуя обучаю, не вписывается в имеющееся у вас понимание. Самый здравыйпоступок, который вы можете предпринять в такой момент, -- это растеряться,и многие люди жалуются, что я привожу в замешательство. Они еще не осознали,что замешательство -- это путь к новому пониманию. Замешательство -- этовозможность переустроить опыт и организовать его иначе, чем вы обычносделали бы это. Это позволяет вам научиться делать что-то новое, по-новомуувидеть и услышать мир. Надеюсь, последнее упражнение дало вам конкретныйопыт того, как это работает и какого рода воздействие может оказывать. Если бы вы поняли все, что я сказал, и ни разу не растерялись -- этобыл бы верный знак, что вы не научились ничему важному и зря потратилиденьги, отданные за то, чтобы прийти сюда. Это было бы доказательством того,что вы продолжаете понимать мир точно так же, как тогда, когда попали сюда.Так что всякий раз, когда вы попадаете в состояние замешательства, вы можетеобрадоваться ожидающему вас новому пониманию. И вы можете быть благодарны заэту возможность отправиться в какое-то новое место, даже хотя еще не знаете,куда это вас приведет. Если вам там не понравится -- вы всегда можете уйти.По самой крайней мере вы обогатитесь знанием об этом -- и знанием о том, чтовам там не нравится. В понимание некоторых людей встроена неопределенность. Я знаю инженера,чье понимание состоит из прямоугольной матрицы изображений, примерно восемьстрок по вертикали и восемь колонок по горизонтали. Он начинает думать, чтопонимает что-либо, когда матрица примерно наполовину заполнена картинами.Когда она заполнена процентов на девяносто, он знает, что понимает вполнеприлично. Однако в его матрице всегда есть пустые ячейки, обозначающие, чтоего понимание всегда неполно. Это удерживает его от слишком большойуверенности в чем бы то ни было. Понимание одной из моих самых способных учениц представляет собойдиссоциированный фильм о ней самой, делающей то, что она понимает. Когда онахочет действительно сделать это, то входит в фильм, -- делание и пониманиепочти идентичны. Позади этого фильма находится последовательность фильмов оней, делающей это в различных ситуациях, с преодолением препятствий и т.д.Чем больше у нее разных фильмов, тем более она уверена, что понимает нечтохорошо. Однажды я спросил ее:"Сколько у тебя должно быть фильмов, чтобыпонять что-нибудь?" Она ответила:"Это всегда вопрос того, сколь хорошо я этопонимаю. Если у меня мало фильмов -- это дает слабое понимание. Чем больше уменя разных фильмов, тем лучше я понимаю. Но я никогда не понимаюполностью". Есть, напротив, люди, совершенно уверенные, что они понимают, какделать нечто, если у них есть единственный фильм о том, как они это делали.Я знаю одного человека, который вел однажды самолет -- так что он былсовершенно уверен, что мог бы вести любой самолет, в любом месте, в любоевремя, в любую погоду, стоя в гамаке! Он пришел на мой пятидневный семинар,выучил одну модель и в полдень первого дня ушел, абсолютно уверенный, чтознает об НЛП все. Каково средство для застревания? Застревание на определенном способе понимания мира -- каким бы он нибыл -- является причиной трех главных человеческих болезней, с которыми яхотел бы что-нибудь сделать. Первая -- это серьезность, как в выражении"мертвецки серьезно". Если вы решаете, что хотите что-либо сделать --прекрасно, но серьезное отношение к этому только ослепит вас и встанет у васна пути. Правота или уверенность -- это вторая болезнь. Уверенность -- это когдалюди перестают думать и замечать. Всякий раз, когда вы чувствуете себяабсолютно уверенным в чем-либо, это верный знак, что вы что-то упустили.Иногда удобно сознательно игнорировать что-то некоторое время; но если выабсолютно уверены -- возможно, вы упустите это навсегда. Уверенности легко прокрасться в вас. Даже неуверенные люди тоже обычноуверены в этом. Они либо уверены, что уверены, либо уверены, что не уверены.Редко находится человек, неуверенный в своих сомнениях или неуверенный всвоей уверенности. Такое переживание можно создать, но встречается оноредко. Вы можете спросить человека:"Достаточно ли вы уверены, чтобысомневаться?" Это глупый вопрос, но после того, как вы его зададите, он ужебольше никогда не будет уверен. Третья болезнь -- это важность, и самое худшее - собственная важность.Как только что-то одно приобретает важность, все остальное -- теряет.Важность -- прекрасный способ оправдать посредственность и деструктивностьили любое другое поведение, достаточно неприятное, чтобы нуждаться воправдании. Большинство людей попадает в тупик благодаря этим трем болезням. Выможете решить, что нечто важно, но не сможете по-настоящему серьезно к этомуотнестись, пока не будете уверены, что это важно. В этот момент вы вообщеперестаете думать. Аятолла Хомейни -- замечательный пример, но вы можетенайти множество других примеров, поближе к дому. Однажды я остановил машину напротив продуктового магазина в маленькомгородке, неподалеку от которого я тогда жил. Подбегает парень и сердитоговорит:"Мой друг сказал, что ты двинул меня сзади". "Не думаю; хочешь, чтобы я это сделал?" "Знаешь, что..." Я сказал:"Подожди только одну минутку", вошел в магазин и стал делатьпокупки. Когда я вышел, он все еще был там! Когда я подошел к своей машине, онзадыхался от злости. Я подобрал сумку с покупками и сунул ему, и он взял ее.Я открыл дверцу машины, сложил туда остальные три сумки, взял сумку у него,сел в машину и захлопнул дверцу. Потом я сказал:"Ну хорошо, если тынастаиваешь", двинул ему по радиатору и тронулся с места. Когда я отъезжал, он взорвался истерическим смехом, потому что я простоне принял его всерьез. Для большинства людей "тупик" -- это когда они чего-то хотят и неполучают этого. Очень немногие могут в такой момент остановиться иусомниться в своей уверенности, что эта вещь серьезно важна для них. Однакоесть другой тип тупика, которого никто не замечает: нежелание чего-либо инеимение этого. Это самое огромное ограничение, потому что вы даже незнаете, что застряли. Я бы хотел, чтобы вы подумали о чем-то очень -- как высейчас осознаете -- полезном, приятном или радостном. Теперь вернитесь к тому времени в вашей жизни, когда вы даже не зналиоб этом -- или знали, но это для вас ничего не значило. Вы действительно не знали, что упускаете, верно? Вы там, в прошлом,понятия не имели, насколько вы в тупике, и не были мотивированы менятьситуацию. Вы были уверены, что ваше понимание является точным представлениемо мире. Вот когда вы действительно в тупике. Что вы упускаете сейчас?.. Возможно, определенность препятствует человеческому прогрессу больше,чем любое другое состояние разума. Однако уверенность, как и все остальное, есть субъективный опыт,который можно изменить. Подберите довольно подробное воспоминание, в которомвы были абсолютно уверены, что понимаете что-то. Вы были в состоянииобучения; возможно, вас учили. Может быть, это было трудно, может быть,легко, но в определенный момент у вас возникло это чувство:"Ооо, да! Японимаю!" Вспомните это настолько подробно, насколько вам нужно. Теперь я хочу, чтобы вы вспомнили все это наоборот, точно, как приобратной перемотке фильма. Когда закончите, подумайте о том, чему вы научились или что поняли. Онотакое же, каким было несколько минут назад? Марти: Прокручивая фильм вперед, я прошла от состояния замешательства к"Ага! Я понимаю!" А потом, когда я крутила его наоборот, -- в итогеоказалась в том месте, где была в замешательстве. Да, таков запуск наоборот. Что вы испытываете сейчас, когда думаете отом, что несколько минут назад понимали безо всяких сомнений? Марти: Ну, я снова в замешательстве, и все-таки часть меня знает, что уменя по-прежнему есть то понимание, которое пришло позже. Я не могу создатьтакое же чувство полного замешательства, какое было в первый раз. Но я и нетак уверена. Как насчет остальных. Так же? Бен: Ну, я узнал нечто новое -- о чем мне неизвестно, чтобы я осознавалэто в тот момент, -- о происшедшем со мной в том опыте. Да, это интересно, но это не то, о чем я спросил. Я хочу знать,изменилось ли ваше восприятие того, что вы узнали. Бен: Нет, не изменилось. Вообще никак не изменилось? Вы должны действительно остановиться иподумать об этом. Вы не можете просто сказать:"О, это то же самое". Это всеравно что сказать:"Я пробовал научиться летать, но не смог выбраться ксамолету -- значит, это, не работает". Бен: Знаете, это забавно, что вы упомянули полеты, потому что явспомнил именно обучение ощущению посадки на воду -- ощущению этого контактас водой. Когда я прокрутил фильм назад, я вышел из этого ощущения, и, чтобызаставить самолет двигаться назад, мне пришлось смотреть на него со стороны.И это добавило новое измерение к обучению контакту с водой. Это дало вам новый взгляд. Знаете ли вы теперь о посадке самолета хотьсколько-то больше, чем раньше? Бен: Ага. Чего еще вы не знаете? Пока? Из одного только обратного прокручиванияфильма можно получить весьма многое. Многие просматривают фильмы от начала кконцу, чтобы учиться из опыта, но мало кто крутит их наоборот. Как насчетостальных? У вас такие же ощущения? Сэлли: Нет. Изменились детали. Изменилось то, на что я обращаювнимание. Последовательность происходящего организована по-другому. Последовательность организована по-другому. Ну, а то, чему вынаучились, теперь изменилось? Сэлли: Да. Как оно изменилось? Вы знаете нечто, чего не знали раньше? Или вы моглибы теперь сделать что-то по-другому? Сэлли: Само знание не изменилось. То, чему я научилась, не изменилось,но изменилось то, что я чувствую в связи с этим и как на это смотрю. Это повлияет на ваше поведение? Сэлли: Да. Несколько человек здесь получили довольно многое, просто потративминуту на просмотр события в обратном порядке. Сколько бы вы узнали, если быпрокрутили назад все, что с вами происходило? Видите ли, Сэлли абсолютноправа. Просмотр фильма наоборот меняет последовательность событий. Подумайтео двух переживаниях: 1) способность что-то сделать и 2) неспособностьсделать то же самое. Сначала расположите их как 1-2, сначала вы можете,потом не можете что-то сделать. Теперь расположите 2-1, сначала вы неможете, а потом можете что-то сделать. Довольно разные вещи, правда? События вашей жизни произошли с вами в определенном порядке. Большаячасть этой последовательности не была запланирована; это просто произошло.Большая часть вашего понимания основана на этой как бы случайнойпоследовательности. Поскольку у вас только одна последовательность, у вастолько один набор пониманий, и это ограничивает вас. Если бы те же самыесобытия произошли в другом порядке, ваши понимания были бы совершенно иными,и вы бы совершенно иначе вели себя. Вы обладаете целой личностной историей -- тем богатством, котороеиспользуете, чтобы двигаться в будущее. То, как вы его используете,определит то, что из этого получится. Если у вас есть лишь один вариантиспользования -- вы будете очень ограничены. Будет много такого, чего вы незаметите, много мест, в которые не попадете, и многих идей у вас просто невозникнет. Прокручивание событий вперед и назад -- это лишь два из бесконечногочисла способов, которыми вы можете организовывать свой опыт. Если вы делитефильм только на четыре части, появляется еще двадцать двепоследовательности, которые можно пережить. Если делить на большее числочастей, количество последовательностей еще возрастает. Каждаяпоследовательность породит новый смысл так же, как разные последовательностибукв создают разные слова, а разные последовательности слов -- разныезначения. Множество техник НЛП -- это просто способы менятьпоследовательность переживаний. Я бы хотел внедрить в вас то, что я считаю одним из важнейших шагов вэволюции вашего сознания: не доверяйте успеху. Всякий раз, когда вычувствуете себя уверенно и несколько раз успешно решаете задачу, я хочу,чтобы вы заподозрили, что чего-то не замечаете. Когда у вас есть нечтоработающее -- это не значит, что другие средства не работают или что большенельзя сделать ничего интересного. Много лет назад какие-то люди вычислили, что можно выкачивать из земливязкую липкую черную жидкость и сжигать ее в лампах. Потом они вычислили,как сжигать ее в большом стальном ящике и катать его туда-сюда. Вы можетедаже сжечь ее на конце трубы и отправить трубу на луну. Но это не значит,что нет других способов проделывать такие штуки. Сотню лет спустя люди будутсмотреть на нашу "супертехническую" экономику и качать головами так, какделаем мы, когда думаем о воловьих упряжках. Истинное нововведение было быпроще совершить в самом начале. Они могли бы сделать поистине поразительныевещи. Что если бы они сказали:"Глянь-ка, это действительно работает! Что ещебудет работать? Что еще можно сделать? Какие еще есть способы двигаться,кроме как сжигая всякую всячину и изрыгая ее с какого-нибудь конца? Какиееще есть способы двигаться, кроме катания в металлических ящиках и полетов вжелезных трубах?" Чем большего успеха вы добиваетесь, тем более увереннымистановитесь и тем меньше вероятности, что вы остановитесь и подумаете:"Ачего я не делаю?" То, чему я вас учу, работает, но я хочу, чтобы вы думали отом, что еще могло бы работать даже лучше. ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВЕРЫ О поведении можно думать еще и так, что оно организовано вокруг некихочень прочных вещей, называемых "убеждениями". Всякий раз, когда человекговорит, что некое действие важно или неважно, -- это потому, что у негоесть убеждение относительно этого. Обо всем поведении можно думать, что ономобилизуется нашими убеждениями. Например, вы, возможно, не стали бы учитьсяНЛП, если бы не верили, что это будет интересно, или полезно, или ценнокаким-то образом. Родители не проводили бы кучу времени со своимимладенцами, если бы не верили, что в будущем это позволит детям оказатьсялучше. Прежде родители ограждали маленьких детей от слишком интенсивнойстимуляции, потому что верили, что это сделает их гиперактивными; теперь ониобеспечивают своим детям мощную стимуляцию, потому что верят, что этопоможет их интеллектуальному развитию. Убеждения -- вещи поистине феноменальные. Они могут принудитьсовершенно милых людей пойти и убивать другие человеческие существа из-заидеи, и даже еще испытывать из-за этого приятные ощущения. До тех пор покавы можете подогнать поведение под систему ценностей человека, вы можетезаставить его делать -- или перестать делать -- все, что угодно. Именно такя поступил с отцом, который не хотел, чтобы его дочь была шлюхой. Как толькоя указал на то, что его оскорбительное поведение ничем не отличается отобращения сутенеров со шлюхами, он больше не мог так себя вести, не нарушаясобственных убеждений. Я не принуждал его остановиться "против его воли",что бы это ни значило. Я привел изменение в настолько полное соответствие сего системой ценностей, что ему ничего не оставалось делать. В то же время убеждения могут меняться. Вы не родились с ними. Будучидетьми, вы все верили в то, что сейчас считаете глупым. И есть вещи, вкоторые вы верите сейчас, о которых даже не думали раньше, взять, к примеру,этот семинар. Для большинства людей слово "убеждение" -- это какая-то неопределеннаяидея, даже когда они рады были бы пойти и убить за нее. Я бы хотелпродемонстрировать, из чего сделаны убеждения, а потом показать вам способих изменения. Я бы хотел, чтобы сюда вышел человек, у которого естьубеждение о самом себе, которое вы хотели бы изменить. Я хочу, чтобы выподумали об убеждении, которое каким-то образом вас ограничивает. Убежденияо себе обычно полезнее менять, чем убеждения о мире. Так что выберите одно,изменение которого, по вашему мнению, произвело бы в вас реальную перемену. Лу: У меня есть. Как будто у остальных нет! Не говорите мне, что это за убеждение. Ятолько хочу, чтобы вы подумали об этом убеждении, которого лучше бы неимели. Теперь на минутку отставьте этот опыт в сторону и подумайте о чем-то,в чем вы сомневаетесь. Может, это верно, а может, и нет; вообще-то вы неуверены. Теперь я хочу, чтобы вы рассказали мне, чем отличаются эти двапереживания убежденности и сомнения. Я хочу, чтобы вы сделали то же самое,что мы раньше делали с Биллом и его пониманием и замешательством. Лу: Ну, мое убеждение -- это большая картина. Она яркая, живая и оченьподробная. Картина сомнения гораздо меньше. Она более мутная и расплывчатаяи она как бы вспыхивает и гаснет. О'кей. Весьма ясные различия. Не могу не заметить, что убеждениенаходится прямо перед вами, а сомнение -- вверху и справа от вас. Есть ещекакие-то отличия? Лу: Ну, убеждение почти заполняет большую раму, и там очень мало местадля фона. У сомнения очень обширный фон и нет рамки. Следующий шаг -- взять этот список различий и проверить каждое из нихпо очереди, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективно меняютубеждение на сомнение. Например, Лу, возьмите картину убеждения и попробуйтеуменьшить ее. Лу: От этого она начинает казаться чуть менее реальной, но не оченьсильно изменяется. Убеждение -- Сомнение, большое -- маленькое, яркое и живое -- тусклое иоднообразное, подробное - расплывчатое, стабильное -- вспыхивающее, прямовпереди -- вверху справа, в рамке -- без рамки, маленький фон -- обширныйфон. О'кей. Верните ее к первоначальному размеру, а потом попробуйте удалитьрамку с картины убеждения так, чтобы вы смогли лучше видеть окружающий фон. Лу: Когда я это делаю, картина автоматически уменьшается и становитсяменее впечатляющей. О'кей. Значит, рамка определяет размер и является более значимой, чемразмер сам по себе. Верните ее к первоначальному виду, а потом изменитерезкость этой картины убеждения так, что она становится расплывчатой. Лу: Это не очень ее меняет. Снова верните картину в прежнее состояние, а затем сделайте ее темнее. Лу: Когда я это делаю, она начинает мерцать, немножечко похоже насомнение. Значит, изменение яркости также изменяет мерцание. Снова верните ее кисходному состоянию, а потом возьмите картину убеждения и измените ееположение в пространстве. Передвиньте ее из центра вашего визуального полявправо и вверх от вас. Лу: Это странно. Я чувствую, как будто все плывет и сердцебиениеускоряется. Когда я начинаю менять положение, все остальное тоже начинаетменяться. Картина становится меньше, темнее и теряет резкость; рамкарасплывается, и все начинает вспыхивать и гаснуть. О'кей. Передвиньте картину обратно, прямо перед собой. Ее положениеменяет все остальные элементы, значит, это наиболее мощная для Лусубмодальность при переходе от убежденности к сомнению в чем-то. Но преждечем мы это сделаем, нам нужно обзавестись чем-то другим, чтобы поставить наэто место. Лу, знаете ли вы, какое убеждение вы хотели бы иметь вместо того,которое у вас есть сейчас? Лу: Ну, я вообще-то никогда это детально не обдумывала. Задумайтесь над этим сейчас и непременно думайте об этом в позитивныхтерминах, а не в терминах отрицания. Подумайте о том, во что вы хотитеверить, а не о том, во что не хотите. Еще я хочу, чтобы вы оформили это убеждение не в терминах завершенияили цели, а в терминах процесса или способности, результатом которых будетдостижение вами этой цели. Например, если вы хотели бы верить, что знаетеНЛП, измените это так: вы верите, что можете быть внимательны, учиться иреагировать на обратную связь, чтобы научиться НЛП. Лу: О'кей. Я знаю, во что я хотела бы верить. Это новое убеждение выражено в позитивных терминах, без отрицаний иотносится скорее к процессу, ведущему к цели, нежели к самой цели, верно?.. Лу: Да. Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы сделали то, что мы называемэкологической проверкой. Я хочу, чтобы вы представили на некоторое время,как бы вы вели себя по-другому, если бы уже имели это новое убеждение, иподумали о том, каким образом это изменение могло бы стать проблемой длявас, или ваших близких, или для людей, с которыми вы работаете. Лу: Не могу представить, каким образом это могло бы быть проблемой. Хорошо. Мы назовем это "новое убеждение". Отставьте его в сторонкуненадолго. Теперь я хочу, чтобы вы взяли эту большую картину убеждения, котороевам не нравится, и переместили ее полностью туда, где находится вашесомнение. Пока вы это делаете, картина потеряет свою рамку и потемнеет,уменьшится, расплывется и начнет мерцать. Лу: О'кей. Она уже здесь и выглядит в точности, как та, другая картинасомнения. Хорошо. Когда она погаснет, пусть картина старого убеждения исчезнет, итогда снова пусть вспыхнет картина нового убеждения. Лу: О'кей. Теперь там мерцает новое убеждение. Теперь возьмите эту картину нового убеждения и передвиньте ее в центрвашего зрительного поля. Пока она двигается, заметьте, как у нее появляетсярамка и как она увеличивается, становится ярче, резче, живее. Лу: Это потрясающе! Она вон там, где было старое убеждение. Я чувствую,словно все мое тело только что вырвалось из тюрьмы, и я ощущаю, что у менявспыхнули щеки. Верно. Происходит еще множество приятных изменений. Вы можете подождатьминуту-другую, чтобы позволить им завершиться, пока я отвечу на один-двавопроса. Мужчина: Почему нельзя просто взять изображение желаемого убеждения иизменить его, чтобы превратить в веру, -- как мы превращали замешательство впонимание? Когда вы превращали замешательство в понимание, на том месте не былоникакого другого понимания, которое могло бы встать на пути. У вас можетдаже быть несколько пониманий одного и того же содержания, и им необязательно конфликтовать друг с другом. Вера имеет тенденцию к гораздобольшей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда у вас ужеесть вера -- для новой нет места, если только вы не ослабите сначала старую.Обычно новая вера противоположна старой или хотя бы сильно отличается от неев чем-то. Вы когда-нибудь пытались убедить человека в чем-то противоположномтому, в чем он уже убежден? Существующее убеждение, как правило, помешаетему даже рассмотреть новое. Чем сильнее убеждение, тем это вернее. Подумайте об этом так. Скажем, человек верит, что "Х -- это хорошо", авам удалось внедрить новую веру "Х -- это плохо", не изменив старой. Что высоздадите?.. Что, скорее всего, случится, если человек пылко верит в двепротивоположные идеи?.. Один способ справиться с этой ситуацией -- статьмножественной личностью. Одна вера ненадолго организует личность однимспособом; потом верх берет другая и реорганизует личность совсем по-другому.Это не то, что я отношу к разряду очень эволюционных изменений. Женщина: Я хочу спросить о "плывущем" ощущении, о котором сказала Лу,когда вы в первый раз попробовали изменить положение картины убеждения. Ну, реакция такого рода сообщает мне о двух вещах. Первое -- это, что яобнаружил субмодальное изменение, которое действительно производит глубокийсдвиг в ее опыте. Еще она мне сообщает, что у Лу пока нет нового убеждения,чтобы поставить на это место. Было ли у вас когда-нибудь переживание,разрушавшее старое убеждение, -- но у вас не было нового, чтобы поставить наего место? Некоторые люди днями плавают в тумане, пока смогутреорганизоваться. Это часто происходит с человеком, которого увольняют сработы, или когда умирает друг или родственник. Однажды я говорил счеловеком, которому его преподаватель философии в колледже разрушил важноеубеждение. Он сказал, что вылетел из колледжа и больше шести месяцев бродилв тумане. Я хочу иметь новую веру "в полном снаряжении" прежде, чем надолгоослаблю старую. Теперь давайте вернемся к Лу и проведем небольшую проверку. Лу, этановая вера все еще там? Лу: (Смотрит прямо перед собой, зрачки расфокусированы.) Да. Я всевремя проверяю, чтобы быть уверенной. Мне трудно поверить, что это было такпросто сделать. Что происходит, когда вы думаете о старой вере? Лу: (Смотрит вверх и влево от себя, потом улыбается.) Она теперьвыглядит как бы усохшей. Она явно не там, где была раньше. Это еще один способ проверить то, чтоя сделал, и, конечно, на ее несловесные сигналы я обращаю больше внимания,чем на слова. Теперь нам известен результат через пять минут послезавершения работы. Я хочу, чтобы вы все попробовали этот паттерн в группах по трое. Одиниз вас будет программистом, один - клиентом и один --наблюдателем-консультантом. Я еще раз перечислю для вас все шаги, прежде чемвы начнете. Техника изменения убеждения А. Сбор информации и подготовка 1. Убеждение:"Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих,которого вы хотели бы не иметь, потому что оно как-то ограничивает вас илиприводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это убеждение всвоем внутреннем опыте?" 2. Сомнение:"Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь. Может, этоверно, а может, и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение всвоем внутреннем опыте?" Когда вы просите своего партнера подумать о том, в чем он сомневается,-- убедитесь, что он в этом не уверен. Если он говорит что-то вроде:"Ясомневаюсь, что это хорошая идея", то на самом деле может иметь в виду, чтоуверен, что это плохая идея. Сомнение -- это когда вы колеблетесь от мысли,что нечто может быть верно, к мысли, что это может быть неверно; вы простоне знаете. 3. Различия. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислитьсубмодальные различия между Верой и Сомнением, -- точно так, как вы делалираньше с замешательством и уверенностью. 4. Проверка. Проверьте по очереди каждую субмодальность из вашегосписка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны припревращении веры в сомнение. Проверив одну субмодальность, верните ее висходное состояние, прежде чем проверять следующую. 5. Новое убеждение:"Какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместотого, которое у вас сейчас есть и вам не нравится?" Позаботьтесь о том,чтобы это убеждение было предъявлено в позитивных терминах, без отрицаний."Я могу научиться меняться в зависимости от обратной связи" вместо "Яперестану быть неспособной менять свое поведение". Убедитесь также в том, что ваш партнер думает о новом убеждении втерминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения желаемойцели. "Я верю, что могу научиться изменять и поддерживать свой вес" -- этополезное убеждение. "Я вешу 107 фунтов" -- это не очень полезное убеждение,особенно если на самом деле она весит 350! Мы хотим мобилизовать новыеспособности, а не встроить новые заблуждения. Вам также нужно попросить человека об экологической проверке:"Если бы утебя было это новое убеждение, как это могло бы причинить тебенеприятности?", "Как изменится реакция твоего мужа или твоей семьи, если утебя будет это новое убеждение?", "Как это новое убеждение повлияет на твоюработу?" и т.д. Модифицируйте новое убеждение, чтобы принять в расчет любыевероятные проблемы. Ваш партнер не должен сообщать вам, в чем состоит новое убеждение. Все,что вам нужно, -- это слово, определяющее новое содержание. Б. Процесс изменения убеждения 6. От веры к сомнению. Оставляя содержание неизменным, превратитенежелательное убеждение в сомнение путем использования одной или несколькихиз числа наиболее мощных субмодальностей, обнаруженных на шаге 4. Например,если двумя сильнейшими различиями были фильм -- слайд и близкая панорама --удаленная картина в рамке, то пусть панорамный фильм замедляется донеподвижного слайда, отодвигаясь и превращаясь в обрамленную картину. 7. Изменение содержания. Используя какую-нибудь другую субмодальность,смените содержание старого нежелательного убеждения на содержание нового,желательного. Используйте то, что она уже делает, или любой постепенныйнепрерывный метод. Например, если в сомнении картинки у нее прыгаюттуда-обратно, она может прыгнуть из старого содержания в новое. Вы можетезаставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможнобудет разобрать, что там; потом вернуть ее обратно с образом новогоубеждения. Вы можете сделать картинку столь яркой или столь темной, чтостарое содержание исчезнет, а потом вернуть ее в прежнее состояние с новымсодержанием -- и т.д. 8. От сомнения к вере. Сохраняя новое содержание, превратите сомнение вубеждение путем обратного изменения тех же субмодальных характеристик,которые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старыеубеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобыпревратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте оченьвнимательны к любому "сопротивлению" или трудностям, возникающим у вашегопартнера. Если новое убеждение плохо сформулировано или в нем естькакие-либо отрицания -- какая-нибудь часть личности может емувоспротивиться. Если вы столкнулись с возражениями, отнеситесь к ним спочтением, соберите информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопределитьновое убеждение. В. Проверка 9. Существует несколько способов проверки. Вы можете спросить:"Как выдумаете об этом новом убеждении?" Запросите информацию о субмодальности ииспользуйте несловесное поведение, чтобы подтвердить (или опровергнуть)словесный отчет. 10. Когда новая вера на месте, старая, возможно, сменит своисубмодальности на таковые неверия. Если вы выясните, как теперь представленостарое убеждение, то сможете сравнить это с субмодальностями сомнения,которые вы уже знаете; или с субмодальностями неверия, которые можетеопределить, попросив человека подумать о чем-то еще, во что он твердо неверит. Я часто говорил, что хорошая работа в НЛП -- это 95% сбора информации и5% вмешательства. Первые 5 шагов готовят ситуацию для вмешательства. Послеэтого легко провести действительное вмешательство мягко и быстро. Запомните,мозги обучаются быстро; медленно они не обучаются. Если вы всеподготавливаете заранее, гораздо легче сделать хорошую работу. Это немногопохоже на выстраивание целого ряда костяшек домино, а затем легкий щелчок попервой из них. Приступайте и попробуйте эту последовательность в группах по три. Язнаю, что у некоторых из вас есть вопросы; на многие ответит самоупражнение. Вопросы, которые у вас все же останутся, будут куда болееинтересными после того, как вы приобретете некий опыт, пробуя эту технику напрактике. Мои ответы тоже будут для вас куда более осмысленными. Теперь, когда у вас появился какой-то опыт в этом, давайте обратимся кнекоторым вопросам и комментариям. Мужчина: Когда я проводил изменение веры, у меня было множествоглубоких внутренних ощущений. Это ощущалось так, словно в моем мозгу и телеплавает масса маленьких рыбок, и двое наблюдателей тоже отметили множествовидимых изменений. Это типично? Если убеждение важное, то это обычный отчет. Центральные убежденияорганизуют большую часть человеческого поведения. Если вы производитеизменение в центральном убеждении, то часто получаете глубокую внутреннююреорганизацию. Если это более периферическое убеждение, изменения не такиеразительные. Мужчина: Я нашел трудным подбор полезного убеждения для изменения. Яхотел бы услышать какие-то примеры содержания того, что меняли люди. Женщина: Я билась и билась годами, чтобы сбросить последние пять фунтов-- чтобы достичь желаемого веса. Мне легко подойти близко к весу, какого яхочу, но я всегда верила, что должна биться и сражаться, контролируя себя,чтобы сбросить эти последние пять фунтов. Так что я превратила своеубеждение, что это трудно, в убеждение, что сбросить эти последние пятьфунтов будет легко. Какое освобождение; я чувствую себя настолькорасслабленнее. Мужчина: Я работал с ней над этим, и было действительно приятнонаблюдать, как она шла через это изменение. Ее лицо, голос, все ее тело --после завершения все было гораздо расслабленнее. Женщина: У меня был насморк, и я изменила убеждение о том, что ничегоне могу с этим поделать. Я была поражена, потому что действительно чувствую,что нос начинает подсыхать. Мужчина: Я начал с убеждения, что для меня опасно водить по ночаммашину без очков. Я хотел заменить его убеждением, что могу безопасно ездитьночами без очков. Тогда мой партнер указал, что мое желаемое убеждение былоцелью и что, может быть, опасно переходить к такому убеждению. Я мог быотправиться ночью в поездку, думая, что я в безопасности, когда это не так.Поэтому мы перешли к убеждению, что я могу научиться безопасно ездить поночам без очков. Думаю, на самом деле я работал над гораздо более общимубеждением -- что я не могу учиться. У меня есть ощущение, что это повлияетна гораздо большее, чем просто поездки по ночам; кажется, это гораздо шире. Чудесно. Большинству людей полезно изменить убеждение в том, что онинеспособны чему-либо научиться. Многие пробуют что-то один раз, у них неполучается, и они делают вывод, что не могут этого делать и не могутнаучиться это делать. Я знаю человека, который "знал", что не может игратьна пианино:"Однажды я сел за пианино и попробовал, но из этого ничего невышло". Я начинаю с убеждения, что пока большая часть клеток мозга неизменена, кто угодно может делать все, что угодно. Вам может понадобитьсяразделить задачу на более мелкие кусочки или научиться решать ее по-другому,и вы можете потратить некоторое время, чтобы приобрести в этомкомпетентность -- но если вы начнете с убеждения, что можете учиться, у васбудет большое будущее. Мое убеждение иногда может даже быть неправильным, нооно позволяет мне совершать поступки и получать результаты, которые мненикогда даже в голову бы не пришли, если бы я предположил, что люди ущербныот рождения. Мужчина: Некоторые используют хождение по горячим углям как способизменения ограничивающих человеческих верований. Вы можете этопрокомментировать? Если человек убежден, что неспособен на что-либо типа хождения погорячим углям, а вы побуждаете его открыть, что это возможно, -- это,несомненно, может пошатнуть старое убеждение, особенно если емусказано:"Если ты можешь ходить по огню -- ты можешь сделать все, чтоугодно!" Однако в этом случае никоим образом нельзя качественно определитьновое убеждение, которое займет место старого. Я читал о человеке, которыйиспытал огнехождение и сказал:"Теперь я верю, что мог бы стоять в эпицентревзрыва ядерной боеголовки и со мной ничего бы не случилось". Если емуповезет, ему никогда не доведется проверить это убеждение, но это примеркаких-то дешевых верований, которые могут таким образом внедряться. Если вывнедряете убеждения именно так, то люди часто закладывают в себя верования,которые не соотносятся с фактами или обратной связью. Один учитель,обучающий огнехождению, называет себя "величайшим тренером НЛП", хотя ондаже не сертифицирован как практикующий мастер, не то что тренер! Унекоторых других его убеждений оснований еще меньше. Я знаю, что некоторые люди получили в результате огнехождения некоторыеочень полезные изменения убеждений. Даже остановившиеся часы дважды в деньпоказывают точное время. С огнехождением проблема в том, что почтиотсутствует контроль над новой верой, которая занимает место старой. В миреи так достаточно странных и опасных убеждений, без добавок, связанных сослучайным процессом. Другая проблема с вещами типа огнехождения вот в чем: они имеюттенденцию встраивать убеждение, что для того, чтобы вы изменились, требуетсяпо-настоящему драматическое внешнее событие. Я бы лучше встроил веру в то,что изменение происходит постоянно и легко; а как сделать, чтобы оно для васработало, -- это вопрос понимания того, как управлять собственным мозгом.Для этого не обязательно ходить по горячим углям. Существует совершенно отдельный вопрос, действительно ли огнехождениеесть нечто трудновыполнимое и действительно ли шесть часов евангелическойподготовки как-то меняет способность ходить по углям. Репортер из "RollingStone" засекал время, когда люди ходили по углям, и получил интервал от 1,5до 1,9 секунды, примерно 1,7 секунды в среднем. Длина дорожки была футовдесять, так что если у вас большой 30-дюймовый шаг, вам легко может хватитьчетырех шагов -- по два на каждую ногу. Это дает реальный контакт в менееполусекунды на каждый шаг. Огнеходцы делают много шума из-за температурыуглей -- от 1400 до 2000 градусов -- но не упоминают, что каждая ступнясовершает лишь два прикосновения к углям, оба меньше полусекунды. Когда выподнимаете горячий уголек, упавший на ваш ковер, чтобы бросить его обратно вкамин, ваши пальцы контактируют с угольком примерно такое же время -- акончики ваших пальцев гораздо более чувствительны, чем ступни. Горение требует теплопередачи, а не только высокой температуры, и времяконтакта -- лишь один фактор теплопередачи. Другой фактор -- проводимость.Скажем, вы находитесь в домике в горах, встаете с постели утром при 20градусах ниже нуля, и одна голая ступня приземляется на стальную плиту, адругая -- на коврик из овчины. Хотя и коврик, и сталь одной температуры (-20градусов), сталь будет ощущаться гораздо холоднее коврика из-за своейбольшей теплопроводности. Проводимость древесного угля больше, чем овчины,но много меньше, чем стали. Спросите первого встречного огнеходца, согласенли он пройти то же расстояние по стальному листу той же температуры, что ите угли! Есть еще один фактор, который физики называют "эффектом Лейденфроста".Когда имеется существенная разница температур между двумя веществами и болеехолодное из них -- это жидкость или содержит жидкость, то формируется тонкийслой пара, чтобы создать изоляционный барьер, значительно уменьшающийтеплопередачу. Все данные, какими я располагаю, указывают, что десятифутоваяполуторасекундная прогулка по огню есть нечто, что может делать каждый -- севангелической подготовкой или без -- но очень немногие думают, что они этомогут. Женщина: У некоторых людей есть убеждения, по-видимому, несильновлияющие на их поведение. Например, мой босс всегда говорит о том, как людидолжны быть добры друг к другу, но сам обычно низко поступает с людьми. Каквы это объясните? Я пытаюсь понять, как вещи работают, а не "объяснить" их. Тут нескольковозможностей. Одна состоит в том, что это убеждение не есть нечто, во что онна самом деле верит, пусть даже он и говорит об этом. У многих"интеллектуалов" есть убеждения такого типа, не влияющие на их поведение. Вэтом случае вы могли бы применить метод изменения веры, чтобы превратить егоубеждение в такое, которое достаточно субъективно реально, чтобы повлиять наего поведение. Другая возможность -- его убеждение достаточно реально, но оноизбирательно: другие люди должны быть добры к нему, а ему не обязательнобыть с ними добрым - потому что он особенный. Таковы короли, диктаторы инекоторые кинозвезды. Убеждения не всегда работают в обе стороны. Третья возможность -- убеждение вашего босса реально и работает в обестороны; но то, что он считает "добрым", вам кажется "низким". Вшестидесятые годы многие гуманистические психологи очень крепко всехобнимали, потому что верили, что это хорошо -- не обращая внимания, нравитсяли это "обнимаемому". Еще они оскорбляли людей направо и налево, потому чтодумали, что всегда хорошо быть честным и говорить правду. Крестоносцыверили, что надо заниматься спасением душ, и их не волновало, если иногдадля этого требовалось уничтожить тело. Процесс изменения веры относительно прост, если только человек на этосогласен. Чуть хуже, если человек не хочет менять веру. Я еще предположил,что вы можете определить убеждение, которое стоит изменить. Иногда этонеочевидно, и может потребоваться кое-какая работа, чтобы определить, в чемзаключается ограничивающее человека убеждение. Часто убеж