СИНЕСТЕЗИЯ, НАЛОЖЕНИЕ И ПЕРЕВОД

Богатство и размах наших мыслей зависит от наших способностейустанавливать связи и передвигаться от одного способа мышления к другому.Так, если моя ведущая система является аудиальной, а моя предпочитаемаясистема - визуальная, я буду преимущественно вспоминать человека по звукуего голоса, а затем думать о нем в картинках. Именно так я получаю ощущенияпо поводу этого человека. Итак, мы получаем информацию в одном канале восприятия, норепрезентируем ее внутри себя в другом канале. Звуки могут вызвать ввоображении визуальные воспоминания или абстрактные визуальные образы. Мыговорим о цветовой тональности музыки, о теплых звуках, о кричащих цветах.Одновременная и неосознаваемая связь между каналами восприятия называетсясинестезией. То, как человек входит в свою предпочитаемую репрезентативнуюсистему, часто оказывается его наиболее устойчивым типичным паттерномсинестезии. Синестезии представляют собой важную часть того, как мы думаем, анекоторые из них оказываются настолько укоренившимися и широкораспространенными, что кажется, будто они были вплетены в наш мозг с самогорождения. Например, цвета часто связаны с настроением: красный - с гневом,голубой - со спокойствием. Фактически и кровяное давление, и частота пульсаслегка возрастают в обстановке в которой преобладает красный цвет, ипонижаются, если окружающая обстановка окрашена преимущественно в голубыетона. Существуют исследования, которые показали, что люди воспринимаютголубые комнаты более холодными, чем желтые, даже в том случае, если они насамом деле слегка теплее. Музыка широко использует синестезии: визуальновоспринимаемая высота расположения ноты в нотном стане связана с тем, каквысоко она звучит. Кроме того, некоторые композиторы ассоциировалиопределенные музыкальные звуки с определенными цветами. Синестезии возникают автоматически. Иногда у нас возникает желаниенамеренно установить связи между внутренними каналами восприятия, например,для того, чтобы получить доступ к той репрезентативной системе, которая намине осознается. Предположим, человек испытывает трудности с визуализацией. Сначала выможете попросить его вернуться к счастливому приятному переживанию,возможно, к тем временам, которые он проводил у моря. Предложите емууслышать шум моря внутри себя, а также звук любого разговора, который могпроисходить тогда. Продолжая слушать эти звуки, он может переключиться наощущения слабого ветерка, обдувающего его лицо, солнца, согревающего егоплечи, и песка, набившегося между пальцами его ног. Отсюда уже полшага ктому, чтобы увидеть образ песка под ногами или увидеть солнце в небе. Этатехника наложения может восстановить воспоминание целиком: картинки, звуки иощущения. Как перевод с одного языка на другой сохраняет значение, но полностьюизменяет форму, точно так же переживание может быть переведено с одноговнутреннего канала на другой. Например, вы можете увидеть неубраннуюкомнату. испытать неприятные ощущения и захотеть сделать что-нибудь с этим.Вид той же самой комнаты может совершенно не затронуть вашего друга, и онокажется не в состоянии понять, почему вы так расстроены. Он может подумать,что вы слишком чувствительны, потому что он не может войти в мир вашихпереживаний. Он смог бы понять ваши чувства. если бы вы объяснили ему, чтоэто примерно так же, как если бы вы обнаружили в своей постели крошки отпеченья. Переходя на язык звуков, вы могли бы сравнить это с дискомфортом отпрослушивания ненастроенного музыкального инструмента. Эта аналогия заденетчувствительную струнку любого музыканта, по крайней мере, вы будете говоритьна его языке.